Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:00, курсовая работа
Фармацевтический рынок традиционно входит в число наиболее рентабельных рынков, как в России, так и за рубежом. Его развитие тесно связано с общей социально-экономической ситуацией в стране, прежде всего, динамикой реальных доходов населения. Как показывает опыт европейских стран, с ростом дохода возрастает подушевое потребление лекарственных средств (ЛС). Лекарственные средства относятся к продуктам первой необходимости. Поэтому эластичность спроса по доходу, вероятно, меньше 1, то есть с ростом дохода на 1% потребление ЛС растет на меньшую величину. Однако по мере увеличения доходов населения изменяется структура потребления ЛС. Дешевые препараты-дженерики заменяются дорогостоящими оригинальными препаратами, преимущественно импортными, кроме того изменяется структура по группам: возрастает доля витаминов, биологически активных добавок и т.п. Фармацевтический рынок России в настоящее время находится на стадии возможных изменений, которые могут существенно повлиять на его развитие. В ближайшие годы возможно усиление воздействия многочисленных регуляторных преобразований, изменение схем государственного финансирования системы здравоохранения, возникновение новых факторов роста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА……………………………………………………………………………. 4
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СЕГОДНЯ…………… 5
ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ…………………………………………………… 7
ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ………………………………………………………… 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 12
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. И. М. СЕЧЕНОВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В РОССИИ»
интерна кафедры управления и организации фармации
Даниловой Ольги Николаевны
ВВЕДЕНИЕ
Фармацевтический
рынок традиционно входит в число
наиболее рентабельных рынков, как
в России, так и за рубежом. Его
развитие тесно связано с общей
социально-экономической
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
Формирование
Кризис 1998 г. и связанная с ним девальвация рубля повлияли на дальнейший процесс развития российского рынка фармацевтической продукции, в частности, значительно сократился спрос на импортные препараты, а также объем выпуска российских дженериков. Производство «традиционных» российских дженериков в силу меньшей зависимости от импортируемых субстанций (импортная компонента не превышала 30 —50% себестоимости) и возможности по ряду препаратов переключиться на отечественные субстанции остались прежними. Таким образом, в конце 1998г. – начале 1999 г. благодаря единственному в то время преимуществу отечественной фармацевтической продукции, связанной с ее невысокой относительно импортных препаратов ценой, структура рынка резко изменилась в пользу российских лекарственных средств.
В 2003 — 2010 годах российский фармацевтический рынок был одним из наиболее динамичных и быстрорастущих в мире. Начиная с 2003 года объем российского рынка (в рублях) увеличивался ежегодно на 10 — 12%. Вместе с тем рост российского фармацевтического рынка в последние годы сопровождался постоянным увеличением объемов импорта и сокращением доли российских производителей. Отрасль по-прежнему находится в прямой зависимости от импорта субстанций. Внутреннее производство обеспечивает не более 22% потребности российской фармацевтической промышленности в субстанциях (в натуральном выражении).
Роль государства в фармацевтической отрасли на протяжении последних лет увеличивается. Государственное регулирование фармацевтического рынка в Российской Федерации осуществляется в таких направлениях, как: обеспечение доступности лекарственных средств (ЛС); государственный контроль и обеспечение качества ЛС; государственный контроль оборота наркотических средств и психотропных веществ; государственное регулирование цен на ЛС; осуществление надзора за соблюдением фармацевтического порядка, финансовой дисциплины. Сформировавшийся к настоящему времени фармацевтический рынок России состоит из двух секторов: государственного, или «бюджетнозависимого», на котором финансирование ведется из государственных источников; и негосударственного, или рыночного, на котором оплата лекарств ведется гражданами из собственных средств. К первому относятся такие сегменты фармацевтического рынка, как дополнительное лекарственное обеспечение и госпитальные закупки.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ
В 2012 году компанией Ernst & Young (E&Y) было проведено исследование «Фармацевтическая отрасль России 2012», предыдущее аналогичное исследование проводилось в 2010 году. Среди главных направлений развития отечественного фармрынка на ближайшие пять лет участники рынка выделили прежде всего локализацию производства лекарств. За два года число респондентов, указывающих на данный сценарий как приоритетный, выросло с 58% до 88%. Опрос показывает, что рынок делает ставку на иностранных производителей и сомневается в перспективе роста доли российских производителей. Если в 2010 году тенденцию к росту доли отечественных компаний отмечал 21%, то в 2012-м — всего 6%. Исследование связывает это с госпрограммой «Фарма-2020» и стимулированием иностранцев к локализации.
Что же касается
состояния российского
ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ
Фармацевтический рынок
В секторе отечественного производства уровень концентрации пока невысок. На долю 2-х крупнейших производителей (компании ОАО ''Отечественные лекарства'', ICN Russia) составляет приблизительно 6% отраслевого выпуска.
На российском рынке активно формируются фармацевтические холдинги, например, ''Отечественные лекарства'' (объединяет предприятия-производителей), ''Профит Хаус'' (производство и розница), ''Аптеки 36,6'' (ЗАО ''Аптеки 36,6'', ЗАО ''Верофарм'').
Лидирующие позиции в отрасли занимают также «Верофарм», «Нижфарм».
Холдинг «Отечественные лекарства». Владеет заводами «Красфарма» (Красноярский край) (48% акций принадлежит ОАО «Отечественные лекарства»), «Новосибирскхимфарма» (70,1%) и Щелковский витаминный завод (89,1%). На его долю приходится до 9-10% производства отечественной фармацевтической продукции, доля на фармацевтическом рынке около 4%. В составе холдинга нет дистрибьюторских и розничных подразделений, поэтому по торговому обороту он уступает сети «Аптек 36,6» и холдингу на основе капиталов «Профит Хаус» (объединяет ICN Russia и «Уфавита»).
Холдинг под управлением «Профит Хаус». Совместно рыночные доли ICN Russia и «Уфавита», объединенные в холдинг под управлением «Профит Хаус», являются крупнейшими в отрасли. Холдинг возник как результат приобретения Millhouse Capital у ICN Pharmaceuticals Inc. всех российских активов, включая заводы, аптеки и офисное здание.
ICN Pharmaceuticals в России. В составе корпорации 5 российских заводов: «ICN-Октябрь» (С.-Петербург) (материнской компании принадлежат 94,6% акций), «ICN-Марбиофарм» (Йошкар-Ола), (96,1%) «ICN-Лексредства» (Курск), «ICN-Полифарм» (Челябинск), «ICN-Томскхимфарм» (Томск), а также самая крупная аптечная сеть (200 аптек) и 9 дистрибьюторских центров.
Компании ОАО «ДАЛЬХИМФАРМ»,
ГП «Казанское производственное химико-фармацевтическое
объединение «ТАТХИМФАРМПРЕПАРАТЫ»,
ОАО «ХФК «АКРИХИН» входят в
число ведущих предприятий, внесены
в справочник «1000 лучших предприятий
России», подготовленный специалистами
Экспертного института в
Обобщенно среди предприятий-
По данным центра маркетинговых исследований ХФК «Акрихин», 70% общего объема продаж в России – это дженерики старого поколения.
По данным ''ROMIRMonitoring'', 44% россиян предпочитает отечественные ЛС, для 42% не имеет значение страна-изготовитель (6).
Наибольший удельный вес в общем объеме выпускаемой фармацевтической продукции составляет продукция предприятий, производящих преимущественно лекарственные средства, – 81,95%. Доля предприятий, выпускающих иммунобиологические препараты – 11,7% . (6).
Велика роль иностранных компаний на внутреннем рынке, причем их доля постоянно увеличивается. Так, по данным ЦМИ «Фармэксперт» доля российских производителей фармацевтической продукции за период 1999 – 2002 гг. сократилась с 58,4 до 20%
Восточноевропейские компании активно осваивают производство препаратов в России, снижая одновременно импорт. Поэтому их доля в импорте сокращается. Иностранные компании в России имеют ряд преимуществ по сравнению с отечественными, главное из которых – изначальная ориентация на высокий стандарт качества GMP. Российским компаниям только предстоит перестройка под этот стандарт. Экспорт лекарственных препаратов российского производства почти полностью ограничивается странами СНГ: Казахстан, Узбекистан, Украина, Азербайджан. Страны-потребители определяют и ассортимент экспорта – в основном это старые препараты, производство которых было освоено еще во времена СССР. Экспорт в западные страны ограничен, т.к. очень немного российских компаний соответствуют стандартам GMP.
Иностранные заводы на территории России: французские Servier и Sanofi-aventis, немецкие Fresenius и Stada, венгерский Gedeon Richter, польский Polpharmа и словенский KRKA, норвежский завод Nycomed.
Десять крупнейших производителей заявили о своих планах о начале строительства на территории России. В их числе находятся: "Герофарм", "Акрихин" и "Петровакс". На этапе согласований находятся проекты многомиллионного масштаба: Berlin-Chemie, Novo Nordisk, Astra Zeneca. (7)
Информация о работе Фармацевтическая промышленность в России