Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
выявление наиболее важных механизмов, принципов формирования трудовых коллективов как высокоэффективных команд;
проанализировать состав кадров на предприятии;
описать структуру кадров на предприятии;
рассмотреть показатели движения кадров на предприятии
Введение…………………………………………………………………..3
I. Коллектив, как социальная группа……………………………………5
1.1. Определения и классификация социальной группы……………..5
1.2. Понятие и основные признаки коллектива……………………….7
1.3. Виды коллективов………………………………………………….9
1.4. Пути формирования коллектива…………………………………14
II. Состав и структура кадров предприятия………………………………...21
2.1 Состав кадров предприятия……………………………………....21
2.2 Структура кадров предприятия…………………………………………………………………..22
III. Показатели движения кадров на предприятии……………………….....23
3.1 Анализ кадров в кафе «Звезда»…………………………………...29
Заключение……………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………………...35
2.2 Структура кадров предприятия
Кадровая служба предприятия - совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятия вместе с занятыми в них должностными лицами (руководители, специалисты, технические исполнители), призванные управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики. Выделяют несколько вариантов структурного местоположения кадровой службы: 1 Кадровая служба структурно подчинена руководителю по администрированию, выполнение задач службой управленческого персонала рассматривается в рамках его роли как штабного подразделения. 2 Служба управленческого персонала в качестве штабного отдела структурно подчинена общему руководству организации. Преимущество: кадровая служба находиться близко ко всем сферам руководства организации. Она наиболее целесообразна для небольшой организации на начальных этапах их развития, когда руководство еще не определило статус кадровой службы предприятия. Недостаток: опасность множественной подчиненности противоречивым указаниям. 3 Кадровая служба в качестве штабного органа структурно подчинена высшему руководству. Данный вариант приемлем на начальных этапах развития организации. 4. Кадровая служба организационно включена в руководство организацией. Данный вариант наиболее предпочтителен для достаточно развитых компаний, где управленческий персонал рассматривается как равнозначная подсистема управления предприятием. При достаточно обособленном, в пространственном и административном управлении, службу управленческого персонала целесообразно организовать по функциональному или продуктовому признаку.8
В практике учета кадров существует различный явочный, списочный и среднесписочный состав.
В списочный состав кадров включаются все работники, явившиеся на работу (явочный состав), а также работники, находящиеся в отпуске, командировке, не явившиеся по болезни, не явившиеся без уважительных причин, занятые выполнением государственных и общественных обязанностей и т.п.
В списочный состав работников входят все рабочие и служащие, принятые на работу, связанную как с основной, так и не с основной деятельностью на срок 1 день и больше, со дня зачисления их на работу. Включение в списочный состав производится со дня зачисления.
В зависимости от срока, на который заключен трудовой договор, работники подразделяются на постоянных, временных и сезонных.
К постоянным относятся работники, поступившие на работу без указания срока ее окончания, к временным — поступившие на работу на определенный срок, но не более 2-х месяцев, к сезонным — поступившие на работу на период сезонных работ (сплав леса, путина, сахароварение и т.п.).
Списочное число работающих в связи с приемом и увольнением постоянно меняется и может быть дано только на определенную дату, поэтому для характеристики численности за плановый период для учета и планирования определяют среднесписочную численность.
Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается путем суммирования списочного состава работников за все дни месяца (включая выходные и праздничные дни) и деления на число календарных дней в месяц. При этом списочная численность работников в выходные и праздничные дни берется по предшествующему рабочему дню.
Среднесписочная численность работников за квартал определяется как сумма среднесписочной численности за каждый месяц и делится на три (независимо работало предприятие все месяцы или нет).
Среднесписочная численность работников за год определяется как сумма среднесписочной численности за все месяцы и делится на 12.
Среднесписочная численность работников с начала года определяется как сумма среднесписочной численности за соответствующие месяцы и делится на соответствующее количество месяцев.
Показатель среднесписочной численности используется на предприятии для расчета и планирования других экономических показателей, таких как заработная плата, производительность труда, объем производства и др.
В результате постоянного приема и увольнения состав кадров предприятия все время меняется. Это изменение называется движением или оборотом кадров.
Коэффициент текучести кадров
где rув — уволенные по собственному желанию и по инициативе администрации;
r
— среднесписочная численность
работников за определенный
Коэффициент оборота кадров по увольнению
где rув — все уволенные работники за определенный период.
Коэффициент оборота кадров по приему
где rприн — все принятые работники за определенный период.
Общий коэффициент оборота работников на предприятии
К общ. об = К об. по ув + К об. прием ,
или
К общ. об = (все уволенные + все принятые)/r
Коэффициент постоянства кадров
где rн — работники, состоящие в списочном составе весь календарный год.
Из
показателей использования
где ΣД — общее количество человеко-дней, отработанных рабочими во все смены;
rнаиб. см — число рабочих в наиболее загруженную смену.
При расчете Ксм за один день в числителе и знаменателе могут использоваться данные о численности рабочих, работавших в каждый смене. Коэффициент сменности рассчитывается как по цехам, так и по предприятию в целом.9
Расстановка (размещение) персонала. Это распределение принятых работников по подразделениям и рабочим местам в соответствии с их способностями и принятой на предприятии системой организации труда. Использование работников в строгом соответствии с их профессией и квалификацией, обеспечение их взаимозаменяемости на основе овладения смежными профессиями, равномерная и полная загрузка персонала и обеспечение точного учета количественных и качественных результатов труда должны обеспечить слаженную деятельность коллектива по реализации основных целей и задач предприятия. Обеспечение потребности в кадрах действующего предприятия предполагает не только определение численности работников пред-приятия, но и ее сопоставление с имеющейся рабочей силой, оценкой текучести кадров и определение дополнительной потребности или избытка кадров. Оборот кадров — это отношение числа всех выбывших (оборот по увольнению) или вновь принятых (оборот по приему) за определенный период времени к среднесписочной численности работающих за этот же период.
Текучесть кадров — это выраженное в процентах отношение числа уволенных по собственному желанию и из-за нарушений трудовой дисциплины работников за определенный период времени к среднесписочной их численности за тот же период. На уровень текучести рабочей силы на предприятии оказывают влияние множество факторов: род деятельности предприятия, пол и возраст работающих, общее состояние конъюнктуры и др. Например, в гостиничном деле уровень текучести кадров традиционно выше, чем в производственных отраслях; текучесть женской рабочей силы значительно выше, чем мужской; текучесть рабочей силы ниже в фазе оживления и подъема экономики. Следует иметь ввиду, что с текучестью рабочей силы связаны довольно существенные затраты:
• прямые затраты на увольняемых работников;
• расходы, связанные со спадом производства в период замены_кадров;
• уменьшение объема производства из-за подготовки и обуче-
ния кадров;
• плата за сверхурочные работы оставшимся работникам;
• затраты на обучение;
• более высокий процент брака в период обучения и др.
Таким образом, деятельность предприятия, направленная на снижение текучести кадров, может оказать непосредственное влияние на повышение эффективности производства в целом. Поэтому работа с увольняющимися и разработка мероприятий по сокращению текучести кадров являются важными элементами работы с персоналом. При работе с увольняющимися следует учитывать основные причины увольнения. В рыночных условиях хозяйствования увольнение может происходить по собственному желанию и по инициативе администрации. Основаниями прекращения трудового договора (контракта) могут быть:
• соглашение сторон;
• истечение срока договора (контракта);
• призыв или поступление работника на военную службу;
• расторжение трудового договора (контракта) по инициативе
работника, по инициативе администрации или по требованию проф-
союзного органа;
• перевод работника, с его согласия, на другое предприятие,
в учреждение, организацию или переход на выборную должность;
• отказ работника от перевода на работу в другую местность
вместе с предприятием, а также отказ от продолжения работы в
связи с изменением условий труда;
• вступление в законную силу приговора суда.
Увольняющиеся по собственному желанию чаще всего не удовлетворены характером или условиями работы, ее оплаты, не видят перспектив роста и т. д. Увольнения по собственному желанию помимо финансовых потерь имеют и такую опасность для предприятия, как ухудшение его деловой репутации на рынке труда. Причинами увольнений по инициативе администрации является профнепригодность (неэффективность деятельности, несовместимость с другими членами трудового коллектива), дисциплинарные проступки (опоздания, недисциплинированность), сокращение численности персонала (истечение сроков контракта, ухудшение рыночной конъюнктуры, сокращение производственной программы и др.).
Высокий
уровень оборота рабочей силы
и текучести кадров может объясняться
либо особенностями производственно-хозяйственной
деятельности и бизнеса, либо неудачной
кадровой политикой предприятия.10
3.1Анализ кадров в кафе «Звезда»
Кафе «Звезда» расположено на окраине города. В здании с общей площадью 67 квадратных метров. Кафе начало свою работу в декабре 2005 года. При открытии в кафе работало 6 человек, в том числе: 2 официанта, 1повар, 1 администратор, 1 бармен, директор. Рассмотрим численность рабочих за последние 2 года, т.е. 2008 и 2009.
1.Численность
рабочих за последние 2 года
работы
Численность(чел.) | ||
2008г. | 2009г. | |
январь | 14 | 15 |
июль | 20 | 16 |
декабрь | 15 | 20 |
2. Средний
возраст работающих на
.
|
2008г. | 2009г. |
Средний возраст работающих (лет) | 31 |
34 |