Глобализация экономики и международный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 02:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие понятия глобализация как современную тенденцию развития экономики и ее влияние на мировую экономику, международный маркетинг и общество.

Содержание

Введение 4
Понятие термина «глобализация» 5
Сущность глобализации экономики 8
Глобализация рынка и маркетинг 18
Глобализация и роль ТНК 22
Взгляд на глобализацию Boston Consulting Group (ИСП) 30
Актуальные модели глобализации 39
Топ карта мировой глобализации (отражение инфраструктуры) 42
Что может дать процесс глобализации 45
Заключение 48
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_globalizatsia.docx

— 1.12 Мб (Скачать документ)

Оперируя существенными капиталами, ТНК оказывают и определяют не только экономическую картину мира, но также иногда и политическую. ТНК могут лоббировать свои интересы в политической сфере (например, более удобное законодательство) как в странах базирования, так и в принимающих, как в развитых странах, так и в развивающихся. Американскому президенту Д. Эйзенхауэру принадлежит известная фраза, выражающая роль корпораций в США: «What's good for General Motors is good for the country» (что хорошо для Дженерал Моторз, хорошо для страны). Республиканская партия США традиционно лоббирует интересы корпораций в США, выступая за снижение налогов на сверхдоходы и урезания государственных программ социального вспомоществования. Что касается развивающихся стран, то в них влияние ТНК зачастую бывает еще больше. В развивающихся странах сталкиваются две тенденции - стремление привлечь иностранных инвесторов для организации производства, и как следствие создания рабочих мест и стимулирования экономики. Вторая тенденция заключается в попытках левых политических элит национализировать производства, что, естественно, вызывает сопротивление корпораций.

Авторитетный журнал «Fortune» ежегодно публикует список крупнейших корпораций, имеющих в целом значительное влияние на положение дел в глобальной экономике (Таблица 2). В этом году список возглавила нефтеперерабатывающая компания «Royal Dutch Shell». Мы видим, что в рейтинге 10 крупнейших компаний, только 3 не связаны с нефтяной промышленностью (Wal-Mart Stores, ING Group и Toyota Motor). Также ощущается воздействие международного экономического кризиса на финансовый баланс компаний - 3 из 10 крупнейших закончили 2008 г. с отрицательным сальдо внутреннего баланса. Если сравнить крупнейшие корпорации из данного списка с ВВП некоторых стран мира, то окажется, что доход компании «ВР» больше ВВП таких стран как Украина и Греция - 339 и 343 $ млрд. соответственно. 

Таблица 2. Доход и прибыль крупных ТНК на 2008год.

           Компания      Доход ($ млрд.)      Прибыль ($ млрд.)
     1      Royal Dutch Shell      458,361      26,277
     2      Exxon Mobil      442,851      45,220
     3      Wal-Mart Stores      405,607      13,400
     4      BP      367,053      21,157
     5      Chevron      263,159      23,931
     6      Total      234,674      15,500
     7      ConocoPhillips      230,764      -16,998
     8      ING Group      226,577      -1,067
     9      Sinopec      207,814      1,961
     10      Toyota Motor      204,352      -4,349
 

О масштабах деятельности ТНК можно также судить по количеству экономик-реципиентов. В составленном UNCTAD всемирном инвестиционном отчете за 2008 г. представлен следующий рейтинг ТНК (Таблица 3). 

Таблица 3. Рейтинг ТНК.

Компания Страна базирования      Кол-во принимающих экономик
     Deutsche Post AG Germany      111
     Royal Dutch/Shell Group Netherlands, United Kingdom      98
     Nestle SA Switzerland      96
     Siemens AG Germany      89
     Procter & Gamble United States      75
     GlaxoSmithKline United Kingdom      74
     Linde Germany      72
     Bayer AG Germany      71
     Philips Electronics Netherlands      68
     Total France      66
               
 

  

В современном мире ТНК являются одним из ключевых экономических агентов, оказывающих значительное влияние на развитие как экономики отдельно взятой страны, так и мировой экономики в целом.

Можно выделить основные факторы, воздействующие на него на современном этапе (схема 1). На данной стадии происходит своеобразное «стирание национальных границ», а мировая экономика постепенно приобретает общую основу, главными составляющими которой являются: 

  • система международной торговли, построенная на согласованных правилах;
  • транснациональное производство;
  • формирующееся единое информационное пространство;
  • глобальная финансовая система. 
 

Схема 1. Основные факторы  воздействия.

 

Темпы, которыми развиваются ТНК поражают своей стремительностью. Происходит усиление влияния ТНК на экономику. Приведем лишь некоторые данные. 

Таблица 4. Динамика роста числа ТНК и их дочерних компаний за 1991–2008 гг.

Годы Количество  материнских компаний Дочерние компании/

филиалы

1991 35 000 150 000
1995 39 000 270 000
1998 52 000 510 000
2000 63 000 630 000
2002 64 000 870 000
2005 77 175 773 019
2007 79 000 790 000
2008 82 000 810 000
 
 
 
 
 
 

Таблица 5. Список крупнейших компаний мира по объему продаж (2009 г.) 

Место в рейтинге Компания Страна Объем продаж,

млрд. долларов

1 Royal Dutch Shell Великобритания 458,361
2 Exxon Mobil США 442,851
3 Wal-Mart Stores США 405,607
4 BP Великобритания 367,053
5 Chevron США 263,159
6 Total Франция 234,674
7 ConocoPhillips США 230,764
8 ING Group Нидерланды 226,577
9 Sinopec Китай 207,814
10 Toyota Motor Япония 204,352

Источник: Список 2009 г. 500 глобальных компаний по версии журнала Fortune   

Глобальные  ТНК последовательно проводят стратегию  образования крупных групп, объединяющих производственные, торговые и финансовые компании. В современных условиях глобальные корпорации представляют всю  мощь современного мирового финансового  капитала. В наибольшей степени к  глобализации тяготеют информационная, электронная, химическая, электротехническая, нефтяная, автомобильная, банковская и  некоторые другие отрасли.  

Общемировую значимость имеют 100 глобальных корпораций. В 2008 г. активы этих компаний составляли 9% общего количества зарубежных активов, 16% объема продаж и 11% числа занятых  всех ТНК. На зарубежную сеть 100 крупнейших фирм пришлось примерно 4% МВВП.  

Итак, основной движущей силой процесса транснационализации и глобализации экономики являются ТНК. Начиная с 1990 г. ЮНКТАД в своих документах и публикациях использует такое понятие, как «индекс транснациональности» компаний. За период с 1991 по 2008 г. индекс транснациональности 100 крупнейших ТНК увеличился на 12% (с 51 до 63%), причем основное увеличение приходилось на показатель зарубежных активов. На рис. 1 представлен график увеличения индекса за 2004-2008 года.   

Рисунок 1.  Индекс транснациональности 100 крупнейших ТНК 2004-2008 гг.     

 

Разные компании имеют различные показатели транснациональности. К наиболее транснациональным отраслям относятся фармацевтика, телекоммуникации, автомобилестроение и др. (табл. 6). 

Таблица 6. Индекс транснациональности (ИТН) 100 крупнейших компаний по отраслям.

Отрасль 100 крупнейших ТНК 100 крупнейших ТНК  из развивающихся  стран
2007 г. ИТН 2007 г. ИТН
Автомобилестроение 13 56 3 39,3
Добыча  и переработка нефти 10 56,2 9 24
Электроника и электротехническое оборудование 9 57,7 19 59,9
Продукты  питания, напитки и табачные изделия 9 68,1 7 60,5
Фармацевтика 9 63,6 1 50,4
Коммунальное  хозяйство 8 55,5 2 41,6
Телекоммуникации 8 70,3 7 47,7
Все отрасли 100 62,4 100 54,4

Источник: World Investment Report 2009, UN Transnational Corporations, Agricultural Production and Development UNCTAD, UN. – New York, Geneva, 2009. – Р. 19. 

Итак, международные экономические связи охватили практически все страны, и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., явился этому ярким доказательством. Огромная и сложная глобальная экономическая сеть оказалась слишком уязвимой вследствие высокой степени интеграции ее составляющих. Глобализация сформировала условия, которые позволили финансовому кризису быстро распространиться и затронуть всех участников мировой экономической системы. 

Мы можем не ощущать непосредственно экономическое воздействие ТНК на мир, но мы каждый день потребляем продукты, произведенные ими. ТНК, используя свои финансовые инструменты, являются главными движителями НТР и инноваций. Мы используем новые информационные технологии и покупаем автомобили с гибридным двигателем, благодаря разработкам научно-исследовательских центров, финансируемых ТНК. Обычно первым следствием глобализации обыватель называет Макдоналдс. Но это не так. Глобализация - это новейшие беспроводные средства связи, это высокотехнологичное машиностроение, это широкий ассортимент товаров, способных удовлетворить самый взыскательный спрос. Это все обеспечивают ТНК. Но глобализация - это также генетически модифицированные продукты (корпорации Monsanto, Syngenta), это стандартизация и обезличивание продукции, это подавление конкуренции со стороны малого и среднего бизнеса, это загрязнение окружающей среды развивающихся стран. Это тоже ТНК. Оценить деятельность корпораций однозначно нельзя - их роль в мировой экономике можно оценивать с обывательской точки зрения, с точки зрения доходности и с точки зрения развития новых экономических решений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Взгляд на глобализацию Boston Consulting Group (BCG).
 

Исследование компании The Boston Consulting Group (BCG), проведенное в 2007 году, выделило 100 компаний из государств с динамично развивающейся экономикой. В общей сложности на долю 14 стран, где работают эти 100 крупнейших компаний (Аргентины, Бразилии, Чили, Китая, Египта, Венгрии, Индии, Индонезии, Малайзии, Мексики, Польши, России, Таиланда и Турции), в 2006 году приходилось 17,3% мирового ВВП по сравнению с 15,7% и 13,4% соответственно в 2005 и 2006 годах. Кроме того, все эти компании продолжают стремительно увеличивать свою долю на рынке. Так, в 2006 году Китай вышел на второе место среди государств-экспортеров продукции, подвинув США, отставая только от Германии. Ко всему прочему, большинство быстроразвивающихся экономик налаживают все более тесные связи друг с другом. При этом произошло смещение в сторону увеличения доли более дорогих продуктов и услуг, а также увеличился объем прямых иностранных инвестиций.

Информация о работе Глобализация экономики и международный маркетинг