Государственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:41, контрольная работа

Описание

Подробную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственное предпринимательство 4
1.1 Сущность, формы и значение государственного
предпринимательства 4
1.2 Развитие государственного предпринимательства 7
1.3 Перспективы развития государственного предпринимательства 10
Заключение 13
Глава 2. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственное предпринимательство.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

      Введение           3

      Глава 1. Государственное предпринимательство    4

      1.1 Сущность, формы и значение государственного

      предпринимательства         4

      1.2 Развитие государственного предпринимательства   7

      1.3 Перспективы развития государственного предпринимательства 10

      Заключение          13

      Глава 2. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций

      Список  использованной литературы 

 

       Введение

      Предпринимательство - неотъемлемый атрибут рыночного  хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция.

      Подробную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (готовность к  риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей  купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт  главной среди них выделяет стремление  к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

      Наибольший  вклад в  разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: "Быть предпринимателем - значит, делать не то, что делают другие. и не так, как делают другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:

      1) создание нового, еще не знакомого  потребителю материального блага  или прежнего блага, но с  новыми качествами;

      2) введение нового, еще не применявшегося  в данной отрасли промышленности  способа производства;

      3) завоевание нового рынка сбыта  или более широкое использование прежнего;

      4) использование нового вида сырья  или полуфабрикатов;

      5) введение новой организации дела, например, монопольного положения  или, наоборот, преодоление монополии.

      В данной работе мы рассмотрим тему «Государственное предпринимательство», где в роли предпринимателя выступает Государство. Определим цели и задачи государства в хозяйственной деятельности.

      .  
Глава 1. Государственное предпринимательство

      1.1 Сущность, формы и значение государственного предпринимательства.

      Государственное предпринимательство – это деятельность государственных предприятий и организаций, выпускающих товары и оказывающих услуги в режиме рыночных субъектов. Государственное предпринимательство осуществляется на коммерческой основе. Государство в условиях развитой рыночной экономики создает равные возможности для государственных и негосударственных форм предпринимательства.

      На  протяжении ХХ столетия формировалась  и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

      Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

      - обеспечение необходимых темпов  роста, 

      - сглаживание циклических колебаний, 

      - поддержание занятости,

      - стимулирование научно-технического  прогресса и т.д.

      Данная  форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры:

      - энергетика,

      - транспорт, 

      - связь.

      Но  не только это: государства осваивают  программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

      Располагая  финансами, государство выступает  по отношению к частному сектору  в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

      Государственное предпринимательство осуществляется:

      а) коммерческими предприятиями госсектора;

      б) хозяйственными субъектами, основанными  на смешанной форме собственности;

      в) посредством формирования сферы рыночного предложения государственного капитала.

        К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные коммерческие предприятия, АО со 100-процентным государственным капиталом, а также АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет

      Проблема  государственной собственности  и ее границ все больше преобразуется  в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов. [4]

      Если  исходить из мирового опыта, то все  задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

      1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

      2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

      3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

      4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

      5. Выработка и обеспечение социальных  гарантий, особенно для групп  населения, которые не могут  в полной мере заниматься общественно-полезным  трудом.

      6. Поддержание в нормальном состоянии  денежной и финансовой системы. 

      Ни  одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

      К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также  предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

      - увеличение числа рабочих мест,

      - охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

      - строительство очистных сооружений,

      - развитие фундаментальных научных исследований,

      - производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.  

      1.2 Развитие государственного предпринимательства.

      Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

      Для последних десятилетий стало  характерным формирование смешанных  государственно-частных предприятий  и корпораций, имеющих акционерную  форму.

      Говоря  о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают  свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства. Основные из них могут быть обозначены как следующие:

      а) определить оптимальные рамки государственного предпринимательства. Опыт стран как развитых, так и развивающихся показывает, что частное предпринимательство должно быть дополнено государственным предпринимательством. Причем чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем выше роль государства как участника хозяйственной деятельности, призванного способствовать решению важнейших экономических проблем в общенациональном масштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальной экономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захвата иностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, путем включения их в состав государственного или государственно-частного сектора.

      б) провести реорганизацию управления государственной собственностью на основе разделения полномочий между  Мингосимуществом России (который должен на деле стать главным органом по управлению госимуществом за исключением государственных унитарных предприятий) и отраслевыми министерствами (ведомствами и другими уполномоченными государством, в т.ч. по договору, органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями;

      в) установить общественный контроль за эффективным и по назначению расходованием  государственных средств, а также  использованием государственного имущества;

      г) привлекать к управлению государственной  собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.

      д) разработать единый реестр государственной  собственности как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения

Информация о работе Государственное предпринимательство