Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:41, контрольная работа
Подробную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
Введение 3
Глава 1. Государственное предпринимательство 4
1.1 Сущность, формы и значение государственного
предпринимательства 4
1.2 Развитие государственного предпринимательства 7
1.3 Перспективы развития государственного предпринимательства 10
Заключение 13
Глава 2. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций
Список использованной литературы
этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;
е) ввести обязательный аудит государственной собственности;
и)
упорядочить механизм управления государственным
имуществом, переданным в хозяйственное
ведение или оперативное
л)
шире практиковать передачу акций акционерного
общества с контрольным пакетом
акций у государства в
м) развивать новые модели предпринимательской деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание государственно-частных холдинговых компаний, для управления деятельностью технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.);11
н)
введение на макроуровне системы
индикативного (договорного) планирования
с установлением ряда обязательных
показателей для казенных предприятий;
1.3 Перспективы развития государственного предпринимательства
Государственная корпорация будет отличаться, прежде всего, тем, что в имущественном обороте она выступит как собственник имущества, которое государство внесет в ее уставный капитал. Главным отличием такой корпорации от других акционерных обществ с участием государства, станет способность последнего определять ее хозяйственную и управленческую стратегию.
Государственные корпорации - объекты с делимой на акции собственностью. Поэтому государство сможет осуществлять динамичное перераспределение долей по уровням расположения собственника (федеральный, субъекта федерации, областной), субъектам (министерствам, ведомствам), осуществляющим его полномочия в определенных сферах народного хозяйства, исходя из задач усиления межотраслевой и региональной кооперации производства, его диверсификации, большей ориентации на конкретные географические или отраслевые рынки. Акцентируя внимание на сравнительных преимуществах государственных корпораций, обратим внимание на потенциальные резервы сокращения величины их трансакционных издержек в случае, если государство четко определит свои полномочия, стратегию и экономическое поведение применительно к каждой из них. Это позволит государственным корпорациям заключать со своими основными заказчиками, как правило, долговременные контракты. При работе с акциями названных эмитентов государство получит возможность оперативно трансформировать собственность, "подключая" к ней работников корпорации, внешних инвесторов, в том числе, иностранных. В этом случае корпорации будут преобразовываться в смешанные предпринимательские структуры.
Становление смешанного предпринимательства позволит обеспечить, во-первых, новый уровень экономической свободы бывших госпредприятий, во-вторых, создать условия для полноценного общественного контроля и регулирования условий и результатов их деятельности. Оправданно в базовых отраслях экономики, в точках ее роста рассматривать участие государства в деятельности таких предприятий как долговременное, а для существенного их числа и постоянное. Основные экономические интересы государства в этом случае могут быть определены следующим образом:
макроэкономический интерес, отражающий потребность в решении задач стабилизации и пост кризисного развития экономики как целостной системы (в том числе формирования сложных диверсифицированных финансово-промышленных комплексов, способных успешно конкурировать на мировом рынке и др.);
предпринимательский интерес,
реформаторский интерес, реализуемый посредством институциональных (пост приватизационных) преобразований, инициирующих у других акционеров рыночную мотивацию.
Реализация потребности в реструктуризации производства и обновлении материально-технической базы основного числа смешанных предприятий сопряжена с привлечением значительных финансовых ресурсов. Ограниченность бюджетных средств и неразвитость рынка капитала обусловливают включение в "ядро" основных акционеров наряду с государством других стратегических собственников. Оказывать определяющее влияние на выбор предприятием хозяйственной и управленческой стратегии государство сможет, имея контрольный пакет акций, размер которого колеблется от "классического" в 51% до величины в несколько раз меньшей, зависящей от уровня диффузии корпоративного капитала. Возможности такого воздействия определяются не только размером доли государства в уставном капитале акционерного общества. Самостоятельную и важную роль в их расширении играет присутствие, тем более доминирование, инвесторов с интересами, близкими или совпадающими с интересами государства. Их нахождение в числе участников предполагает наличие условий, стимулирующих приобретение и длительное сохранение ими статуса акционера. Таким образом, приоритетной для государства задачей, решаемой на этапах акционирования и пост приватизационном, является содействие (экономическое, организационно-правовое) формированию "ядра" таких акционеров. Их отличительными признаками должны быть: заинтересованность в долговременном устойчивом развитии предприятия, а следовательно, доминирование стратегических интересов; способность организационно обеспечить (в том числе, посредством передачи полномочий на управление профессионально подготовленным менеджерам) полноту использования внутрипроизводственных резервов; наличие финансовых ресурсов или возможностей их привлечения в объеме, достаточном для реструктуризации предприятия, обновления его материально-технической базы.
Актуальными
являются и другие задачи, в том
числе, осуществления эффективного
контроля за менеджментом, обеспечения
связи между концентрацией
Важное направление институциональных преобразований - существенное расширение перечня задач, входящих в компетенцию органов управления государственной собственностью. Таковыми должны стать:
информационно-аналитические (
нормативные (разработка принципов политики в сфере распределения доходов предприятий с доминирующей долей государства, критериев оценки деятельности госпредприятий разных типов, условий предоставления финансовой поддержки государства);
предпринимательские
(продажа государственных паев, покупка
акций частных эмитентов, совместное с
частным капиталом финансирование отдельных
инвестиционных проектов и др.).
Заключение
Из всего выше перечисленного можно сделать следующие выводы: государственное предпринимательство - это хозяйственная деятельность государства, направленная на получение государственными предприятиями прибыли на рынке товаров и услуг. Роль государственного предпринимательства не ограничивается производством общественных благ. Оно выполняет функции стимулирования приоритетных направлений научно-технического прогресса и функции естественных монополий.
Коммерческая
деятельность государства в странах
с рыночной экономикой позволяет
получить материальные и финансовые
ресурсы для решения
Государство осуществляет предпринимательскую деятельность в различных секторах хозяйства также и в целях преодоления частной монополии и сохранения конкуренции, как ключевого механизма рыночной экономики.
Список использованной литературы
Нормативные акты
1. Гражданский кодекс РФ
Литература
2. Шимшилов С.С. Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004.
3. Экономическая теория / Под ред. Камаева В. Д. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
4. Лившиц "Государство в рыночной экономике" // Российский экономический журнал, N 11-12, 1996 с.34.
Интернет-ресурсы
5. www.sovetikus.ru
Сравнительная
характеристика организационно-правовых
форм коммерческих организаций
Название организационно-правовой формы | Участники и форма участия | Min и max число участников | Учредительные документы | Формирование уставного капитала | Ответственность участников | Распределение прибыли (убытков) | Условия выхода участников | Организация управления | Условия ликвидации и реорганизации | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Открытое акционерное общество | Один вид членства — акционер. Им может быть физическое или юридическое лицо | численность не ограничивается | Устав, учредительный договор, заявление о регистрации | Минимальный уставный капитал ОАО – не менее 1000-кратного размера минимальн оплаты труда. | Акционеры несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций. | Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций. | Чтобы «выйти» из ОАО акционер продает все свои акции любому лицу. | общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление (дирекция) во главе с председателем (директором) | Добровольно по решению общего собрания акционеров | |
Закрытое акционерное общество | Один вид членства — акционер. Им может быть физическое или юридическое лицо | численность не ограничивается | Устав, учредительный договор, заявление о регистрации | Минимальный уставный капитал ЗАО должен составлять не менее 100-кратного размера минимальной оплаты труда | Акционеры несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций. | Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций. | Чтобы «выйти» из ЗАО акционер продает свои акции обществу или его акционерам. | Органы управления: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление (дирекция) во главе с председателем (директором) | Добровольно по решению общего собрания акционеров | |
Общество с ограниченной ответственностью | Предусматривает один вид членства — участник. Им может быть физическое или юридическое лицо. | их возможная численность — от 1 до 50. | Устав, учредительный договор, протокол органи зационного собрания, заявление о регистрации | не менее 100-кратной величины минимального размера оплаты труда | Участники несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный капитал общества | Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале. | При выходе участник вправе: получить долю деньгами, натурой, передать часть её или всю другому лицу. | Органы управления: общее собрание участников, дирекция. | Добровольно по
единогласному решению его | |
Общество с дополнительной ответственностью | Предусматривает один вид членства — участник. Им может быть физическое или юридическое лицо | их возможная численность — от 1 до 50 | Устав, учредительный договор, протокол организационного собрания, заявление о регистрации | не менее 100-кратной величины минимального размера оплаты труда | Участники солидарно несут ответственность своим имуществом в равном для всех кратном размере к стоимости их вкладов. | Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале. | При выходе из ОДО участник вправе: получить свою долю деньгами, натурой, передать часть её или всю другому участнику | Органы управления: общее собрание участников, дирекция. | Добровольно по
единогласному решению его | |
Полное хозяйственное товарищество | Один вид членства — полный товарищ. Ими могут быть индивидуальные предприниматели (ИП) и (или) коммерческие организации | Число участников — не менее двух. | Учредительный договор, протокол организационного собрания, заявления на ИП и регистрацию ПТ. | Складочный капитал этих организаций образуется в сумме долей (вкладов) учредителей (участников). | Участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам ПТ (включая тех, кто не является учредителем). | Направляемая на дивиденды прибыль, распределяется между полными товарищами пропорционально их долям в складочном капитале. | При выходе из ПТ участник вправе: получить стоимость своей доли в СК (натурой — по соглашению), передать её часть или всю другому участнику (третьему лицу — с согласия остальных полных товарищей). | Органы управления: собрание участников, уполномоченный (если предусмотрен). | Прекращение его без перехода прав и обязанностей к другим лицам | |
Хозяйственное товарищество “на вере” | Два вида членства — полный товарищ и вкладчик | Численность полных товарищей и вкладчиков не ограничивается. | Учредительный договор, протокол организационного собрания, заявления от полных товарищей (они становятся ИП), заявление на регистрацию ТНВ | Складочный капитал этих организаций образуется в сумме долей (вкладов) учредителей (участников). | Полные товарищи несут ответственность всем своим имуществом, вкладчики — риск убытков в размере стоимости своих вкладов в складочный капитал. | Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале. | При выходе из ТНВ полный товарищ получает долю участия в складочном капитале, а вкладчик — стоимость своего вклада. | Органы управления: собрание полных товарищей, уполномоченный (директор) ТНВ. | При выбытии всех участвовавших в нем вкладчиках | |
Производственный кооператив | Предусматривает 2 вида членства: член кооператива (с правом голоса); ассоциированный член (имеет право голоса лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях) | Не должно быть менее пяти | Устав, протокол организационного собрания, заявление о регистрации. | Минимального размера паевого фонда в производственном кооперативе не существует | Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размере, предусмотренном уставом кооператива, но не менее чем 0.5 % обязательного | Прибыль, распределяемая между участниками, делится на 2 части: дивиденды, выплачиваемые пропорционально взносам ассоциированных членов и дополнительным паям членов; кооперативные выплаты | При выходе из ПК участник вправе: получить стоимость своего паевого взноса деньгами, натурой, передать его часть или весь другому Участнику (третьему лицу — с согласия остальных участников). | Органы управления: общее собрание членов; наблюдательный совет, правление или председатель | По решению общего собрания его членов | |
Унитарные государственные и муниципальные предприятия | Участником предприятия является его Учредитель — уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления. | численность не ограничивается | Устав, утвержденный уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления | Уставный фонд – это имущество, закрепленное за предприятием собственником | По своим обязательствам всем своим имуществом. Не отвечает по обязательствам учредителя. | Условия использования
прибыли оговариваются в |
Ликвидация предприятия осуществляются по решению учредителя — собственника его имущества | Все решения по управлению предприятием принимает руководитель либо иной орган, который назначается собственником его имущества | По решению его учредителей |