Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:56, реферат
Инновация (нововведение) представляет собой конечный результат деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынок, нового или усовершенствованного процесса, нового подхода к социальным услугам.
Инновационная деятельность предприятий - это система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.
Введение
Сущность инноваций
Классификация инноваций
Научное обеспечение технологических инноваций в сельском хозяйстве
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УПРАВЛЕНИЯ
Реферат по предмету «Экономика организации(предприятия)»
на тему:
«Инновационная деятельность в АПК»
Выполнила
Проверила
МИНСК, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Сущность инноваций
Классификация инноваций
Научное обеспечение технологических инноваций в сельском хозяйстве
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Ускорение и целенаправленное
инновационное развитие превратились
в необходимый элемент и
Инновация (нововведение) представляет собой конечный результат деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынок, нового или усовершенствованного процесса, нового подхода к социальным услугам.
Инновационная деятельность предприятий - это система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.
Инновационная деятельность
является формой инвестиции и осуществляется
с целью внедрения достижений
НТП в производство и социальную
сферу. Она включает выпуск и распространение
принципиально новых видов
Сущность инноваций
Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Инновация применительно к АПК - это новые технологии, новая техника, новые сорта растений, новые породы животных, новые удобрения и средства защиты растений и животных, новые методы профилактики и лечения животных, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и т.д.
Применительно к АПК инновации представляют собой реализацию в хозяйственную практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых или улучшенных продуктов питания, материалов, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений и средств защиты растений и животных, новых методов профилактики и лечения животных и птицы, новых форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства.
Инновация (нововведение) представляет
собой конечный результат деятельности,
воплощенный в виде нового или
усовершенствованного продукта, внедренного
на рынок, нового или усовершенствованного
процесса, нового подхода к социальным
услугам.
Инновационная деятельность
предприятий - это система мероприятий
по использованию научного, научно-технического
и интеллектуального потенциала с целью
получения нового или улучшенного продукта
либо услуги, нового способа их производства
для удовлетворения, как индивидуального
спроса, так и потребностей общества в
новшествах в целом.
Инновационная деятельность
является формой инвестиции и осуществляется
с целью внедрения достижений
НТП в производство и социальную
сферу. Она включает выпуск и распространение
принципиально новых видов
С точки зрения цикличного развития техники выделяют 4 вида инноваций: крупнейшие инновации (базисные) реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой переворотов в технике, создание новых отраслей; крупные инновации формируют новые поколения техники в рамках одного поколения (компьютеры с искусственным интеллектом). Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем базисные, но скачек в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше; средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники (заменяются устаревшие модели более эффективными, расширяется сфера применения техники этого поколения); мелкие инновации улучшают отрицательные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений. Это способствует более эффективному производству этих моделей и повышению эффективности их использования.
Мотивами инновационной деятельности предприятий является стремление увеличить объем продаж, снизить издержки, расширение доли рынка, переход на новые рынки, повышение конкурентоспособности фирмы, экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия, максимизация прибыли и др. В процессе использования устаревших технологий и техники издержки формируются на уровне выше средних и предприятие может стать убыточным, если конкуренты сумели найти пути завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.
На развитие инновационной деятельности влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие – препятствуют.
Наиболее характерными показателями
нововведений являются такие показатели,
как абсолютная и относительная
новизна, приоритетность и прогрессивность,
уровень унификации и стандартизации,
конкурентоспособность, адаптивность
к новым условиям хозяйствования,
способность к модернизации, а
также показатели экономической
эффективности, экологической безопасности
и др.
Жизненный цикл инноваций представляет
собой совокупность взаимосвязанных процессов
и стадий создания новшества. Жизненный
цикл инновации определяется как промежуток
времени от зарождения идеи до снятия
с производства реализованного на ее основе
инновационного продукта.
Инновация в своем жизненном
цикле проходит ряд стадий:
1 – зарождение, сопровождающееся
выполнением необходимого объема НИОКР,
разработкой и созданием опытной партии
новшества;
2 - рост (промышленное освоение
с одновременным выходом продукции на
рынок);
3 - зрелость (стадия серийного
или массового производства и увеличения
объема продаж);
4 - насыщение рынка (максимальный
объем производства и максимальный объем
продаж);
5 - упадок (свертывание производства
и уход продукции с рынка).
На первой стадии жизненного
цикла новой техники и технологии производительность
труда низкая, себестоимость продукции
снижается медленно, медленно возрастает
прибыль предприятия либо экономическая
прибыль даже отрицательная. В период
быстрого роста выпуска продукции заметно
снижается себестоимость продукции, окупаются
первоначальные затраты. На третьей и
четвертой стадии предприятие получает
устойчивую прибыль. На пятой стадии предприятие
переходит на новую технику и осваивает
новые технологические процессы, что ведет
к снижению эффективности производства.
При проектировании, разработке
и внедрении новой техники
и технологии определение экономической
эффективности состоит из четырех
этапов:
1 - определение необходимых
затрат для реализации инновационных
мероприятий;
2 - определение возможных источников
финансирования;
3 - оценка экономического эффекта
от внедрения новой техники и технологии;
4 - оценка сравнительной эффективности
новшества путем сопоставления экономических
показателей.
Экономическая эффективность
инноваций характеризуется
Обобщающими показателями,
характеризующими экономическую эффективность
инноваций, являются следующие:
1 - прирост производительности
труда;
2 - прирост материалоотдачи
(снижение материалоемкости);
3 - прирост фондоотдачи (снижение
фондоемкости);
4 - ускорение оборачиваемости
оборотных средств, высвобождение оборотных
средств;
5 - прирост объема выпуска продукции
за счет рационального использования
трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
6 - прирост прибыли или снижение
себестоимости продукции;
7 - улучшение финансового состояния
и повышение платежеспособности предприятия.
Для сравнительной экономической эффективности
инноваций рассчитывают приведенные затраты на инновации
(ПЗ = С + Ен х К) и годовой экономический
эффект от применения новой техники и
технологии.
Показателями эффективности
инноваций являются также срок окупаемости
и коэффициент эффективности
инвестиций.
Таким образом, используя инновации,
предприятие снижает издержки, увеличивает
объемы производства, прибыль, завоевывает
рынки сбыта, способствует повышению экономической
эффективности и развитию национальной
экономики.
Классификация инноваций
Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин
1. По распространенности:
- единичные
- диффузные
2. По месту в производственном цикле:
- сырьевые
- обеспечивающие
- продуктовые
3. По преемственности:
- замещающие
- отменяющие
- возвратные
- открывающие
- ретровведения
4.По охвату ожидаемой доли рынка
- локальные
- системные
- стратегические
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
- радикальные
- комбинированные
- совершенствующие.
Степаненко Д.М. считает целесообразным закрепить следующую последовательность критериев классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций:
1.1.радикальные инновации 1.2. улучшающие инновации 2. масштаб новизны инновации: 2.1. инновации, новые в мировом масштабе 2.2. инновации, новые в республике 2.3. инновации, новые для отрасли в республике 2.4. инновации, новые для предприятия 3. характер инновации: 3.1. продуктовые инновации 3.2. процессные инновации 3.3. организационные инновации 3.4.экономические инновации 3.5. социальные инновации 4. частота применения инновации: 4.1 разовые инновации 4.2. повторяющиеся инновации 5. сфера народного хоз-ва, где внедряется инновация: 5.1. материальное производство 5.2. наука 5.3.сфера услуг |
6. область применения инновации: 6.1. инновации для внутреннего применения на предприятии 6.2. инновации для накопления на предприятии 6.3. инновации, предназначенные для продажи 7. форма инновации: 7.1. открытия, изобретения, патенты 7.2.рационализаторские 7.3. ноу-хау 7.4. товарные знаки, торговые марки, эмблемы 7.5. новые документы, описывающие
технологические, 8. вид эффекта, получаемого
в результате внедрения 8.1. экономический 8.2. экологический 8.3. научно-технический 8.4. социальный 8.5. интегральный |
По предмету и сфере
применение в АПК целесообразно
выделить четыре типа инноваций: селекционно-генетические;
технико-технологические и