Инновационная и инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание

Цель работы - исследование проблем повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе его инновационной и инвестиционной политики. Для достижения данной цели я предусматриваю решение следующих задач:
1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов инновационной политики предприятия;
2) исследование механизма влияния инновационной и инвестиционной политики на конкурентоспособность продукции.

Содержание

Введение 3
Понятие и сущность инновационной политики 5
Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций 5
1.2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия 8
1.3. Формы реализации инновационной политики предприятия 14
2 Инвестиции. Классификации инвестиций 17
2.1 Цели и принципы инвестиционной политики предприятия 26
2.2 Этапы осуществления инвестиционной политики предприятия 28
3 Расчетная часть 30
Заключение 38
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая эк организации.docx

— 132.65 Кб (Скачать документ)

  «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

  Воронежская государственная  лесотехническая академия» 
 
 
 
 
 

  Курсовая  работа

  по  предмету: «Экономика организации»

  на  тему: «Инновационная и инвестиционная политика» 
 
 

  Выполнила: Студентка 1122 гр.

    Сапрыкина М. Д.

  Проверил  к .э. н., доц.Шибаев М.А. 
 
 
 

  Воронеж 2011

  Введение                                                                                                          3

  1. Понятие и сущность инновационной политики                                     5
    1. Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций      5

  1.2. Инновационная стратегия и инновационная  политика предприятия   8

  1.3. Формы реализации инновационной  политики предприятия                14

  2 Инвестиции. Классификации инвестиций                                                  17

  2.1 Цели и принципы инвестиционной политики предприятия                  26

  2.2 Этапы осуществления инвестиционной политики предприятия          28

  3 Расчетная часть                                                                                             30  

  Заключение                                                                                                       38                                    

  Библиографический список                                                                             40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Конец XX - начало XXI столетия характеризуется  бурными событиями в жизни  человеческого общества. Сдвиги в  экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально  меняют устоявшийся, казалось бы, порядок  вещей, вызывают бурный, непредсказуемый  ход событий. Появляются новые разновидности  средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы  организации труда и управления на предприятиях.

  В основе этих движений - научно-технический  прогресс, темпы которого все более  ускоряются. Глубина связанных с  ним преобразований, широкие последствия  для национальной экономики и  ее места в мировом хозяйстве  делают жизненно необходимым для  каждой страны не только участие в  этом процессе, но также изучение и  восприятие международного опыта организации  научно-технического развития. Это  является особенно важным для Республики Беларусь, которая определила переход  на инновационное развитие национальной экономики основной задачей социально-экономического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего развитие научной  идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство. Поэтому актуальность темы работы и её значимость связаны  с необходимостью проведения эффективной  инновационной политики на белорусских  предприятиях с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности повышения конкурентоспособности  национальной продукции на внешних  рынках.

  Объектом  данной работы является инновационная  и инвестиционная политика предприятия, предметом - влияние инновационной и инвестиционной политики на конкурентоспособность производимой предприятием продукции.  

  Цель  работы - исследование проблем повышения  конкурентоспособности продукции  предприятия на основе его инновационной  и инвестиционной политики. Для достижения данной цели я предусматриваю  решение следующих задач:

  1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов  инновационной политики предприятия;

  2) исследование механизма влияния  инновационной и инвестиционной политики на конкурентоспособность продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и сущность инновационной  политики.

1.1 Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций.

В основе происходящих в настоящее время  изменений в экономических, политических, социальных структурах общества лежит  научно-технический прогресс, темпы  которого все более ускоряются. Глубина  связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом  хозяйстве делают жизненно необходимым  для каждой страны не только участие  в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта  организации научно-технического развития. Успех на этом пути во многом зависит  от наличия инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение  результата в массовое производство.  

Инновационный процесс - понятие комплексное и  многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение  нового продукта. Чрезвычайно важны  также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых  технологий и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. Иначе говоря, в инновационном  потоке особое значение приобретает  инфраструктура - система подготовки соответствующих кадров, каналы распространения  научной информации, финансовые способы  активизации научного поиска и т. п. Без построения необходимой инфраструктуры любое изобретение может стать  лишь достоянием истории науки и  техники. 

Инновационный процесс открывает большие возможности  для национальной экономики в  целом, однако в то же время он таит в себе угрозы отставания от других хозяйственных систем в случае несвоевременной  реакции на происходящие глобальные изменения, так как появление  новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологий, обесценению постоянного капитала, значительный рост издержек, и, в конечном итоге, падению конкурентоспособности национальной продукции. К тому же современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности национальной экономики в мировом сообществе. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны.  

Предприятие - базовое звено экономики. Процесс  внедрения инноваций охватывает все стороны деятельности предприятий. Сам поиск эффективных организационных  форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных  и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность. 

Итак, инновационная  деятельность - это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и  управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект.  

В настоящее  время эффективность инновационной  деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы  инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно  к инновационной сфере научных  разработок. Следует различать понятия  «новшество» и «инновация» .Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения её эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т. п. Инновации - это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта. Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков. 

Инновации, с одной стороны, являются средством  реализации стратегических альтернатив  развития предприятия, и, с другой - средством повышения конкурентоспособности  продукции и экономических показателей  предприятия.  

На предприятиях, чтобы сократить фазы разработки и внедрения в производство, продлить стадию эксплуатации и предотвратить  фазу спада, разрабатывается и реализуется  инновационная стратегия и инновационная  политика. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия.

Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной  политики.

Инновационная стратегия - это система целей  долговременного развития предприятия  и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская  стратегия направлена на обеспечение  высокой конкурентоспособности  продукции путём самостоятельной  разработки и внедрения инноваций  большой степени радикальности  с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла  инновации. Эта стратегия связана  с различными рисками, основными из которых являются:

1) инновационный  риск, определяемый ошибочностью  идеи инновации, недостижением  предполагаемого результата, моральным  старением инноваций, особенно  радикальных; 

2) технологический  риск, связан с тем, что даже  при успешном испытании инновация  может быть неэффективной в  производстве вследствие увеличения  периода освоения, неточности в  оценке ожидаемых затрат и  т. д.; 

3) коммерческий  риск - связан с неопределённостью  результатов больших затрат на  маркетинг продукта радикальной  инновации вследствие конкуренции,  а также действия других рыночных  факторов; 

4) финансовый  риск - связан с возможностью ошибок  в оценке единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов;  он аккумулирует в себе все  вышеперечисленные виды рисков  и другие риски (политический, страновой и т. д.). 

Венчурная стратегия предполагает использование  предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные  предприятия занимаются разработкой  инноваций в быстро развивающихся  отраслях промышленности, охватывая  стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической  и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти  предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт  весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) - также часть  технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями.  

Инновационная стратегия предприятия реализуется  инновационной политикой. Инновационная  политика предприятия представляет собой определение целей инновационной  стратегии и создание механизма  поддержки приоритетных программ и  проектов предприятия.  

При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода:  

1. Целью  инноваций является получение  значительной прибыли на определённом  отрезке времени за счет «пионерства»  в какой-либо области. При этом  внедрение инновации и её последующее  распространение связывается с  возможностью значительного снижения  себестоимости и роста спроса  на продукцию. 

2. Целью  внедрения является завоевание (закрепление)  небольшого сегмента рынка с  минимальной прибылью с последующим  увеличением доли на рынке  и прибыли.  

При разработке инновационной политики затрагиваются  следующие области деятельности: 

- исследования  и разработки (поисковые, фундаментальные,  прикладные исследования, ОКР, опытное  производство и распространение  инноваций); 

- повышение  качества и сертификация продукции; 

- обновление  производственной базы (техническое  перевооружение); 

Информация о работе Инновационная и инвестиционная политика