Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 01:26, реферат
Научно-технический прогресс представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, которое проявляется в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровне техники и технологии, а так же на применение новых приборов и оборудования. Он воздействует на преобразование и развитие средств труда и на взаимоотношение людей в процессе производства. Научно-технический прогресс является мощным средством быстрого роста экономики, решения многих социальных задач. Темпы внедрения его достижений и эффективность производства во многом зависят от выработки и последовательной реализации научно обоснованной общегосударственной политики в этой сфере деятельности.
§1. Введение. 3
§2. Научно-технический прогресс - основа развития и интенсификации производства. 5
§ 3. Основные направления научно-технического прогресса. 7
§4. Образование как составная часть воспроизводства рабочей силы. 18
§ 4.1. Образование и производство. 19
§ 4.2. Образование и сфера услуг. 21
§4.3. Экономическая эффективность образования. 23
§5. Вывод. 25
§6. Список используемой литературы. 26
Базой электрификации в промышленности служит дальнейшее развитие электроэнергетики, изыскание новых источников электрической энергии.
По
выработке электрической
Вместе с тем, по прогнозам специалистов, в ближайшие 20 лет резко обострятся проблемы, связанные с дальнейшим развитием энергетики (за счет энергоисточников на органическом топливе), как в отношении экологии, так и по экономическим показателям. Ожидается дальнейшее значительное удорожание органического топлива в связи с тем, что будут в основном исчерпаны относительно легкодоступные его запасы. Поэтому в качестве ориентира для дальнейшего развития ядерного энергетического комплекса страны может служить увеличение к 2030 г. доли выработки электрической энергии атомными энергоисточниками до 30% в целом по стране и до 40-50% - в ее европейской части.
Помимо выделения основных направлений научно-технического прогресса принята также группировка направлений научно-технического прогресса по приоритетам.
Приоритетными
направлениями научно-
· электронизация народного хозяйства - обеспечение всех сфер производства и общественной жизни высокоэффективными средствами вычислительной техники (как массовой - персональные компьютеры, так и супер-ЭВМ с быстродействием более 10 млрд операций в секунду с использованием принципов искусственного интеллекта), внедрение нового поколения спутниковых систем связи и т.д.;
· комплексная автоматизация всех отраслей народного хозяйства на базе его электронизации - внедрение гибких производственных систем (состоящих из станка с ЧПУ, или так называемого обрабатывающего центра, ЭВМ, микропроцессорных схем, робототехнических систем и кардинально новой технологии); роторно-конвейерных линий, систем автоматизированного проектирования, промышленных роботов, средств автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
· ускоренное развитие атомной энергетики, направленное не только на строительство новых атомных электростанций с реакторами на быстрых нейтронах, но и на сооружение высокотемпературных атомных энерготехнологических установок многоцелевого назначения;
· создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (коррозионной и радиационной стойкостью, жаропрочностью, устойчивостью к износу, сверхпроводимостью и др.);
· освоение принципиально новых технологий - мембранной, лазерной (для размерной и термической обработки; сварки, резки и раскроя), плазменной, вакуумной, детонационной и др.;
· ускорение развития биотехнологии, открывающей пути коренного увеличения продовольственных и сырьевых ресурсов, способствующей созданию безотходных технологических процессов.
Разграничение
перечисленных направлений
Так,
современных уровень
§4. Образование как составная часть воспроизводства рабочей силы.
"Под
рабочей силой, или
Воспроизводство
рабочей силы в процессе воспроизводства
общественного продукта происходит непрерывно,
также как непрерывно и само производство.
К.Маркс подчеркивал, что благодаря производству
индивид "становится actu ( на деле ) осуществляющей
себя рабочей силой, рабочим, между тем
как раньше он был таковым лишь potencia ( потенциально
)". Рабочая сила как субъективная основа
человеческого фактора производства проявляется
в трудовой деятельности, причем именно
рабочая сила является главным элементом
производительных сил, т.к. средства производства
сами по себе, вне человеческого труда,
ничего произвести не могут. Под воздействием
научно-технического прогресса повышаются
требования к уровню интеллектуального
развития рабочей силы, к уровню ее образования.
Новые средства труда по своим качествам
должны превосходить заменяемые ими старые
средства труда, а в создании новых, более
совершенных , огромную роль играет наука
и непрерывно связанное с ней образование.
Кроме того, применение новой техники
требует от людей, занятых в производстве,
более высокой квалификации, которая обеспечивается
специальным и высшим образованием. Взаимосвязь
производства и образования будет рассмотрена
в следующей главе.
§ 4.1. Образование и производство.
Развитие производства предъявляет свои требования к образованию рабочей силы. Эти требования складываются в зависимости от технического и организационного уровня производства, его масштабов и сложности, быстроты и характера изменений, происходящих в нем в результате научно-технического прогресса. Основным фактором, определяющим воздействие производства на уровень образования рабочей силы, является изменение технической и организационной базы материального производства, т.к. развитие именно этой основы предопределяет изменения в составе и функциях работников производства, вплоть до появления новых профессий, специальностей, новых услуг.
Современное производство предъявляет все большие требования не только к техническому оснащению работников, но и к "вооружению" их необходимыми знаниями, к увеличению общего фонда образования страны. Понятие "фонд образования" по своему экономическому содержанию вполне сопоставимо с основными производственными фондами . Подобно тому, как средства, вложенные в производство, овеществляются в оборудовании, зданиях, общественные издержки фактора труда "материализуются" в квалификационном уровне совокупной рабочей силы, действуют в процессе производства в течение длительного времени и в действительности играют не менее важную роль, чем капиталовложения в новую технику и в другие элементы основных производственных фондов. К.Маркс считал, что образование индивидуума с точки зрения непосредственного процесса производства можно рассматривать как "производство основного капитала", который, однако, существует в самом живом труде. В этом состоит его специфика. Накопленные издержки общества на обучение, повышение квалификации и переподготовку совокупной рабочей силы или населения той или иной страны составляют фонд образования, а формирование этого фонда - неотъемлемая и необходимая часть общественного воспроизводства.
В условиях научно-технического прогресса три основные элемента производственного процесса: труд, средства труда и предметы труда - претерпевают качественные изменения, отражающиеся не только в возникновении новых методов производства и качественно новых материалов, но и в быстро растущих требованиях к качеству рабочей силы, которая является главнымным фактором производственного процесса. Рост наукоемкости производства приводит к повышению его "интеллектуализации", к повышению сложности труда. Эта тенденция выражается не только в увеличении удельного веса ученых, конструкторов и разработчиков в промышленном персонале, но и в существенных изменениях функций части рабочих, инженерно-технического персонала и служащих. В ходе отладки и освоения нового оборудования, новых технологических процессов от рабочих, техников и инженеров требуются такие качества, как восприимчивость к новому, повышенный уровень аналитических способностей, широта технического кругозора. Все эти качества развивает любое образование, тем более высшее. На протяжении всего XX века шел рост численности инженерно-технических и научных работников. Повышение удельного веса высокообразованных кадров является необходимой предпосылкой для ускоренного развития процессов технического перевооружения производства и переориентации его на выпуск новейших видов продукции, воплощающих последние достижения науки и техники.
Для реализации продукции современного производства нужен достаточно развитый и подготовленный потребитель. Образование участвует в подготовке такого потребителя, в формировании потребностей населения и тем самым обусловливает возможность постоянного расширения рынка, выступает как стимулятор развития и качественного совершенствования производства.
Итак,
производство и образование - две
стороны единого процесса воспроизводства
квалифицированных кадров, и, кроме этого,
фактор образования играет в научно-техническом
развитии активную роль, стимулируя и
ускоряя его.
§ 4.2. Образование и сфера услуг.
В
жизни общества важно не только производство
материальных благ, значительную роль
играет и непроизводственная сфера,
так называемая "сфера услуг".
Изменение характера труда
Часть сферы услуг тесно связана со сферой материального производства и участвует в создании новой стоимости, другая - не имеет отношения к производству и существует за счет перераспределения стоимости. К первой относятся услуги материально- вещественного характера, а также услуги в области деятельности, без которых невозможно развитие современного производства: наука, образование, здравоохранение. Ко второй относятся государственный аппарат, “индустрия развлечений", торговля, сфера быта.
Во
многих областях сферы услуг работают
специалисты с высшим образованием.
Конечно, встречаются "самородки",
т.е.люди талантливые по природе своей,
для которых высшее образование может
служить только дополнением, своеобразной
"шлифовкой" их таланта. Например,
есть лекари "от Бога", т.е.человек
может и не иметь высшего медицинского
образования, но помогать больным результативнее,
чем иной дипломированный специалист.
И все-таки, такие случаи единичны, а в
основном все мы доверяем больше врачам,
имеющим высшее образование (а еще лучше
какую-нибудь ученую степень ). Аналогичная
ситуация и в области педагогики. Преподаватель
с высшим образованием, конечно, предпочтительнее
и любому учебному учреждению, и родителям
( если иметь в виду личные интересы ). Ну,
а наука тем более требует высокообразованных
специалистов с широким кругозором ( который,
в свою очередь обеспечивается уровнем
образования ). Эти требования вытекают
из самого характера научных исследований
и из растущего оснащения их современной
техникой. В одном из обзоров ЮНЕСКО отмечается,
что "наука и технология развиваются
настолько быстро, что техника, используемая
в фундаментальных и прикладных исследованиях,
подвержена резким изменениям не в меньшей
степени, чем производство. Поэтому хорошо
приспособляющийся к этим изменениям
персонал ( т.е. персонал образованный
) представляет собой ценнейшую гарантию
ритмичной и непрерывной работы." ^ Под
влиянием научно-технической революции
производство все более превращается
в сферу деятельности, требующую огромных
затрат интеллектуальных, психических
усилий. Это обусловливает повышение роли
потребления духовных услуг в воспроизводстве
рабочей силы. Следовательно, непроизводственная
сфера помимо своего социального, культурного
значения приобретает большую производственную
важность и как рычаг развития производства,
и как фактор воспроизводства рабочей
силы.
§4.3. Экономическая эффективность образования.
Проблема оценки роли возросшего уровня образования рабочей силы в процессе экономического развития определила несколько подходов к ее решению. Существует так называемая концепция "человеческого капитала", авторы которой ( среди них известный американский ученый Т.Шульц ), считают, что расходы на процесс обучения -это "капиталовложение в человека", а накопление знаний и умений - это процесс накопления "человеческого капитала". В этом случае система образования рассматривается как "отрасль промышленности", которая производит капитал с особенно длительным сроком службы, поскольку образование дает возможность всю жизнь получать доход и способность участвовать в духовной жизни общества. Аргументируется это тем, что "способность к экономической деятельности не дается от рождения, что подобно тому как земля сначала культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и человек сначала требует подготовки и образования, прежде чем он может быть разумно использован в производстве". Инвестиционный характер затрат на образование заключается в том, люди удерживают часть средств из своего бюджета и затрачивают их на образование, дающее им возможность зарабатывать больше в будущем, т.е. это значит, что они производят капиталовложения в самих себя. И, действительно, в жизни в связи с непрерывно-увеличивающимся спросом на специалистов высшей квалификации и все более высокой ценностью их труда, которая выражается в росте их доходов, многие родители считают затраты на получение их детьми высшего образования наиболее эффективной формой инвестиций.