Изменение структуры трудовых затрат в мате-риальном производстве в ходе научно-технической революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 01:26, реферат

Описание

Научно-технический прогресс представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, которое проявляется в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровне техники и технологии, а так же на применение новых приборов и оборудования. Он воздействует на преобразование и развитие средств труда и на взаимоотношение людей в процессе производства. Научно-технический прогресс является мощным средством быстрого роста экономики, решения многих социальных задач. Темпы внедрения его достижений и эффективность производства во многом зависят от выработки и последовательной реализации научно обоснованной общегосударственной политики в этой сфере деятельности.

Содержание

§1. Введение. 3

§2. Научно-технический прогресс - основа развития и интенсификации производства. 5

§ 3. Основные направления научно-технического прогресса. 7

§4. Образование как составная часть воспроизводства рабочей силы. 18

§ 4.1. Образование и производство. 19

§ 4.2. Образование и сфера услуг. 21

§4.3. Экономическая эффективность образования. 23

§5. Вывод. 25

§6. Список используемой литературы. 26

Работа состоит из  1 файл

эк. и соц. труда.docx

— 56.79 Кб (Скачать документ)

     Базой электрификации в промышленности служит дальнейшее развитие электроэнергетики, изыскание новых источников электрической энергии.

     По  выработке электрической энергии  Российская Федерация занимает первое место в Европе и второе место  в мире. Несмотря на некоторое снижение объема производства электроэнергии, в 1998 г. ее было выработано 827,2 млрд кВт-ч. Основное производство электрической энергии осуществляется на тепловых электростанциях, затем - на гидроэлектростанциях. Производство электрической энергии на атомных станциях занимает по удельному весу лишь 12,8% (1998 г.). В настоящее время темпы производства электроэнергии на атомных станциях снизилось. Основные причины этого - снижение роста потребностей в электроэнергии в промышленно развитых странах, существенное уменьшение цен на органическое топливо, создание более эффективных и экологически приемлемых систем на органическом топливе и, наконец, аварии, особенно на Чернобыльской АЭС, негативно повлиявшее на общественное мнение.

     Вместе  с тем, по прогнозам специалистов, в ближайшие 20 лет резко обострятся проблемы, связанные с дальнейшим развитием энергетики (за счет энергоисточников на органическом топливе), как в отношении экологии, так и по экономическим показателям. Ожидается дальнейшее значительное удорожание органического топлива в связи с тем, что будут в основном исчерпаны относительно легкодоступные его запасы. Поэтому в качестве ориентира для дальнейшего развития ядерного энергетического комплекса страны может служить увеличение к 2030 г. доли выработки электрической энергии атомными энергоисточниками до 30% в целом по стране и до 40-50% - в ее европейской части.

     Помимо  выделения основных направлений  научно-технического прогресса принята также группировка направлений научно-технического прогресса по приоритетам.

     Приоритетными направлениями научно-технического прогресса являются:

     · электронизация народного хозяйства - обеспечение всех сфер производства и общественной жизни высокоэффективными средствами вычислительной техники (как массовой - персональные компьютеры, так и супер-ЭВМ с быстродействием более 10 млрд операций в секунду с использованием принципов искусственного интеллекта), внедрение нового поколения спутниковых систем связи и т.д.;

     · комплексная автоматизация всех отраслей народного хозяйства на базе его электронизации - внедрение гибких производственных систем (состоящих из станка с ЧПУ, или так называемого обрабатывающего центра, ЭВМ, микропроцессорных схем, робототехнических систем и кардинально новой технологии); роторно-конвейерных линий, систем автоматизированного проектирования, промышленных роботов, средств автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

     · ускоренное развитие атомной энергетики, направленное не только на строительство  новых атомных электростанций с  реакторами на быстрых нейтронах, но и на сооружение высокотемпературных атомных энерготехнологических установок многоцелевого назначения;

     · создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (коррозионной и радиационной стойкостью, жаропрочностью, устойчивостью к износу, сверхпроводимостью и др.);

     · освоение принципиально новых технологий - мембранной, лазерной (для размерной  и термической обработки; сварки, резки и раскроя), плазменной, вакуумной, детонационной и др.;

     · ускорение развития биотехнологии, открывающей пути коренного увеличения продовольственных и сырьевых ресурсов, способствующей созданию безотходных технологических процессов.

     Разграничение перечисленных направлений относительно, поскольку все они отличаются высокой степенью взаимозаменяемости и сопряженности: процесс в одной области описается на достижения в других.

     Так, современных уровень автоматизации  производства и управления немыслим без информационно-вычислительных устройств, которые являются основной частью автоматизированных систем управления; создание новых материалов невозможно без применения принципиально новых технологий их производства и обработки; в свою очередь одним из условий, обеспечивающих высокое качество новой техники, является применение новых материалов с особыми свойствами. Воздействие вычислительной техники, новых материалов и биотехнологии испытывают на себе не только отдельные отрасли, а вся национальная экономика. 

 

     

§4. Образование как составная часть воспроизводства рабочей силы. 

     "Под  рабочей силой, или способностью  к труду мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости "- такое определение понятия "рабочая сила" дал К. Маркс. Рабочая сила, представляя собой способность к труду, неотделима от самого человека. Ее производство и воспроизводство означает прежде всего воспроизводство самого человека, сохранение его нормальной жизнедеятельности. К. Маркс отмечал: "Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума. Производство рабочей силы предполагает, следовательно, существование последнего. Раз существование индивидуума дано, производство рабочей силы состоит в воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни. В воспроизводстве рабочей силы, кроме необходимости поддержания, непрерывного возобновления и совершенствования способности к труду, обязательны постоянное приобретение и развитие работниками знаний и умений. Таким образом образование - важная составная часть воспроизводства рабочей силы. К. Маркс подчеркивал участие образования в воспроизводстве рабочей силы: "Покупка же таких услуг, которые выражаются в обучении рабочей силы, которые сохраняют ее, видоизменяют и т. д., словом, дают ей специальность или же только служат ее сохранению...например, услуг школьного учителя...- все это есть покупка таких услуг, которые дают взамен себя "пригодный для продажи товар и т. д.", а именно самое рабочую силу, в издержки производства или воспроизводства которой эти услуги входят". В качестве главного источника воспроизводства рабочей силы - примерно 3/4 от общей суммы реальных доходов семьи трудящихся - служит индивидуальная оплата работника по результатам его трудового вклада, а общественные фонды потребления составляют около 1/4. Повышение уровня образования, приобретение новой специальности, смежных профессий способствует росту трудоотдачи и доходов индивидуальной рабочей силы, получаемых по ее трудовому вкладу.

     Воспроизводство рабочей силы в процессе воспроизводства  общественного продукта происходит непрерывно, также как непрерывно и само производство. К.Маркс подчеркивал, что благодаря производству индивид "становится actu ( на деле ) осуществляющей себя рабочей силой, рабочим, между тем как раньше он был таковым лишь potencia ( потенциально )". Рабочая сила как субъективная основа человеческого фактора производства проявляется в трудовой деятельности, причем именно рабочая сила является главным элементом производительных сил, т.к. средства производства сами по себе, вне человеческого труда, ничего произвести не могут. Под воздействием научно-технического прогресса повышаются требования к уровню интеллектуального развития рабочей силы, к уровню ее образования. Новые средства труда по своим качествам должны превосходить заменяемые ими старые средства труда, а в создании новых, более совершенных , огромную роль играет наука и непрерывно связанное с ней образование. Кроме того, применение новой техники требует от людей, занятых в производстве, более высокой квалификации, которая обеспечивается специальным и высшим образованием. Взаимосвязь производства и образования будет рассмотрена в следующей главе. 

§ 4.1. Образование и производство.

     Развитие  производства предъявляет свои требования к образованию рабочей силы. Эти  требования складываются в зависимости  от технического и организационного уровня производства, его масштабов  и сложности, быстроты и характера изменений, происходящих в нем в результате научно-технического прогресса. Основным фактором, определяющим воздействие производства на уровень образования рабочей силы, является изменение технической и организационной базы материального производства, т.к. развитие именно этой основы предопределяет изменения в составе и функциях работников производства, вплоть до появления новых профессий, специальностей, новых услуг.

     Современное производство предъявляет все большие  требования не только к техническому оснащению работников, но и к "вооружению" их необходимыми знаниями, к увеличению общего фонда образования страны. Понятие "фонд образования" по своему экономическому содержанию вполне сопоставимо с основными производственными фондами . Подобно тому, как средства, вложенные в производство, овеществляются в оборудовании, зданиях, общественные издержки фактора труда "материализуются" в квалификационном уровне совокупной рабочей силы, действуют в процессе производства в течение длительного времени и в действительности играют не менее важную роль, чем капиталовложения в новую технику и в другие элементы основных производственных фондов. К.Маркс считал, что образование индивидуума с точки зрения непосредственного процесса производства можно рассматривать как "производство основного капитала", который, однако, существует в самом живом труде. В этом состоит его специфика. Накопленные издержки общества на обучение, повышение квалификации и переподготовку совокупной рабочей силы или населения той или иной страны составляют фонд образования, а формирование этого фонда - неотъемлемая и необходимая часть общественного воспроизводства.

     В условиях научно-технического прогресса  три основные элемента производственного процесса: труд, средства труда и предметы труда - претерпевают качественные изменения, отражающиеся не только в возникновении новых методов производства и качественно новых материалов, но и в быстро растущих требованиях к качеству рабочей силы, которая является главнымным фактором производственного процесса. Рост наукоемкости производства приводит к повышению его "интеллектуализации", к повышению сложности труда. Эта тенденция выражается не только в увеличении удельного веса ученых, конструкторов и разработчиков в промышленном персонале, но и в существенных изменениях функций части рабочих, инженерно-технического персонала и служащих. В ходе отладки и освоения нового оборудования, новых технологических процессов от рабочих, техников и инженеров требуются такие качества, как восприимчивость к новому, повышенный уровень аналитических способностей, широта технического кругозора. Все эти качества развивает любое образование, тем более высшее. На протяжении всего XX века шел рост численности инженерно-технических и научных работников. Повышение удельного веса высокообразованных кадров является необходимой предпосылкой для ускоренного развития процессов технического перевооружения производства и переориентации его на выпуск новейших видов продукции, воплощающих последние достижения науки и техники.

     Для реализации продукции современного производства нужен достаточно развитый и подготовленный потребитель. Образование участвует в подготовке такого потребителя, в формировании потребностей населения и тем самым обусловливает возможность постоянного расширения рынка, выступает как стимулятор развития и качественного совершенствования производства.

     Итак, производство и образование - две  стороны единого процесса воспроизводства квалифицированных кадров, и, кроме этого, фактор образования играет в научно-техническом развитии активную роль, стимулируя и ускоряя его. 

§ 4.2. Образование и сфера услуг.

     В жизни общества важно не только производство материальных благ, значительную роль играет и непроизводственная сфера, так называемая "сфера услуг". Изменение характера труда резко  увеличивает долю затрат психических, умственных усилий и снижает долю затрат физических сил, а следовательно, потребление духовных услуг в  принципе становится таким же необходимым для воспроизводства рабочей силы, как и питание. Понятно, что прекращение "духовного производства" будет столь же губительным для общества, как и прекращение вещевого, поскольку услуги так же необходимы сами по себе, как и для производства материальных благ.

     Часть сферы услуг тесно связана  со сферой материального производства и участвует в создании новой стоимости, другая - не имеет отношения к производству и существует за счет перераспределения стоимости. К первой относятся услуги материально- вещественного характера, а также услуги в области деятельности, без которых невозможно развитие современного производства: наука, образование, здравоохранение. Ко второй относятся государственный аппарат, “индустрия развлечений", торговля, сфера быта.

     Во  многих областях сферы услуг работают специалисты с высшим образованием. Конечно, встречаются "самородки", т.е.люди талантливые по природе своей, для которых высшее образование может служить только дополнением, своеобразной "шлифовкой" их таланта. Например, есть лекари "от Бога", т.е.человек может и не иметь высшего медицинского образования, но помогать больным результативнее, чем иной дипломированный специалист. И все-таки, такие случаи единичны, а в основном все мы доверяем больше врачам, имеющим высшее образование (а еще лучше какую-нибудь ученую степень ). Аналогичная ситуация и в области педагогики. Преподаватель с высшим образованием, конечно, предпочтительнее и любому учебному учреждению, и родителям ( если иметь в виду личные интересы ). Ну, а наука тем более требует высокообразованных специалистов с широким кругозором ( который, в свою очередь обеспечивается уровнем образования ). Эти требования вытекают из самого характера научных исследований и из растущего оснащения их современной техникой. В одном из обзоров ЮНЕСКО отмечается, что "наука и технология развиваются настолько быстро, что техника, используемая в фундаментальных и прикладных исследованиях, подвержена резким изменениям не в меньшей степени, чем производство. Поэтому хорошо приспособляющийся к этим изменениям персонал ( т.е. персонал образованный ) представляет собой ценнейшую гарантию ритмичной и непрерывной работы." ^ Под влиянием научно-технической революции производство все более превращается в сферу деятельности, требующую огромных затрат интеллектуальных, психических усилий. Это обусловливает повышение роли потребления духовных услуг в воспроизводстве рабочей силы. Следовательно, непроизводственная сфера помимо своего социального, культурного значения приобретает большую производственную важность и как рычаг развития производства, и как фактор воспроизводства рабочей силы. 

§4.3. Экономическая эффективность образования.

     Проблема  оценки роли возросшего уровня образования рабочей силы в процессе экономического развития определила несколько подходов к ее решению. Существует так называемая концепция "человеческого капитала", авторы которой ( среди них известный американский ученый Т.Шульц ), считают, что расходы на процесс обучения -это "капиталовложение в человека", а накопление знаний и умений - это процесс накопления "человеческого капитала". В этом случае система образования рассматривается как "отрасль промышленности", которая производит капитал с особенно длительным сроком службы, поскольку образование дает возможность всю жизнь получать доход и способность участвовать в духовной жизни общества. Аргументируется это тем, что "способность к экономической деятельности не дается от рождения, что подобно тому как земля сначала культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и человек сначала требует подготовки и образования, прежде чем он может быть разумно использован в производстве". Инвестиционный характер затрат на образование заключается в том, люди удерживают часть средств из своего бюджета и затрачивают их на образование, дающее им возможность зарабатывать больше в будущем, т.е. это значит, что они производят капиталовложения в самих себя. И, действительно, в жизни в связи с непрерывно-увеличивающимся спросом на специалистов высшей квалификации и все более высокой ценностью их труда, которая выражается в росте их доходов, многие родители считают затраты на получение их детьми высшего образования наиболее эффективной формой инвестиций.

Информация о работе Изменение структуры трудовых затрат в мате-риальном производстве в ходе научно-технической революции