Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 10:44, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать систему охраны окружающей среды в МФ ОАО «ТГК-6», проанализировать его организационно-экономический потенциал, разработать экологическую стратегию в соответствии с полученными результатами.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить определённые задачи:
- изучить понятие и содержание системы экологического менеджмента;
- изучить особенности планирования природоохранной деятельности на предприятии;
- рассмотреть сущность и виды экологических стратегий;
- исследовать организацию работы по снижению нагрузки на окружающую среду на конкретном предприятии.
- выбор экологической стратегии;
-
реализация экологической
Вначале
определяются экологические цели и
сроки их достижения для
того, чтобы в последующем можно было проанализировать
выполненную работу. Затем определяется
будущее состояние предприятия при следовании
прежним экологическим принципам и расхождения
между прогнозируемыми
и целевыми показателями. Для выявления
конкурентных преимуществ,
которыми обладает предприятие, необходимо
провести оценку внешнего
окружения и оценку внутренней среды.
Для этого предлагается использовать
экологический SWOT-анализ. Далее разрабатывается
базовая экологическая стратегия. На основании
базовой стратегии формируются альтернативные
экологические стратегии, которые оцениваются
с помощью построения математической
модели. Из них выбирается оптимальный
вариант и реализуется.
Разработка экологической стратегии предполагает детальный анализ внешней среды, результаты которого сопоставляются с внутренним потенциалом промышленного предприятия с целью выяснения его возможностей и внешних угроз. В качестве определяющих факторов рассматриваются:
-
законодательные и иные
- государственная политика в отношении окружающей среды;
- международные экологические тенденции, особенно на важных для предприятия лесобумажных рынках;
- собственно экологические инициативы предприятий;
- поведение деловых партнеров, потребителей, а также конкурентов;
-
научно-технические
Такой
анализ облегчает руководству
Охарактеризуем типы наиболее встречающихся стратегий, классифицирующихся по признаку экологичности, и факторы их определяющие.
Наиболее агрессивной по отношению к окружающей природной среде является стратегия игнорирования экологических аспектов деятельности предприятия. Она реализуется в условиях низкого уровня экономического развития, когда экономика является приоритетной по отношению к экологии, а природопользователями природная среда рассматривается как фактор, инвариантный по отношению к экономическому развитию. При этом малая величина экологической культуры и недостаточная эффективность государственного регулирования могут приводить к необратимым изменениям в окружающей природной среде.
В случае вынужденной стратегии предприятие выполняет требования, согласованные с органами государственной экологической проверки на определенный период. При этом не выполняются предельно допустимые нормативы (ПДС, ПДВ) по выбросам и сбросам, но установлены временно согласованные (ВСВ, ВСС), превышающие предельно допустимые. На таких предприятиях ведется работа по изысканию резерва уменьшения влияния на окружающую среду и достижению ВСВ и ВСС (в перспективе максимально приближенных к ПДС и ПДВ).
В случае реализации пассивной стратегии на предприятии выполняются все установленные требования природоохранного законодательства, экологические издержки находятся на приемлемом уровне и не являются решающим фактором в ценообразовании. При постоянстве и неизменности государственных требований и стабильности рыночной среды предприятие будет стараться сохранить такую ситуацию как можно дольше [19, с. 154].
Предприятия
осуществляют затраты на природоохранные
мероприятия, основываясь на принципе
минимизации издержек. При данном подходе
предполагается, что улучшение экологической
ситуации и уменьшение влияния на окружающую
среду в течение всех этапов жизненного
цикла продукции связано с дополнительными
затратами. Этот подход иллюстрирует следующие
соотношения (формулы 1.1; 1.2):
(1.2)
где ЗПД - затраты предприятия на природоохранную деятельность;
ПУТ - прибыль от утилизации отходов;
ЛН - льготы по налогообложению;
ЛК - льготы по кредитам;
НЦ – ценовые надбавки;
ПСИ - плата за использование ресурсов сверх норм;
ПСЗ - плата за загрязнение среды, превышающее нормы;
ПСР - плата за размещение отходов;
Ш - штрафы;
НДОП - дополнительное налогообложение.
Составляющие формулы (1.1) способствуют росту дохода предприятия, а составляющие формулы (1.2) снижают его. Все эти показатели должны быть больше расходов, необходимых для реализации природоохранной деятельности в предполагаемом объёме.
Стратегия достижения конкурентного преимущества основана на потребительском спросе на экологически чистый товар, её возможно реализовать только в случае высокой экологической культуры потребителей, при учете экологических факторов в экономическом взаимодействии. Кроме того, для успешной реализации данной стратегии необходимо наличие особых активов, таких как технологии, технические средства или организационные возможности.
Эта стратегия основана на завоевании некоторой доли рынка за счет экологических характеристик выпускаемой продукции. Для этого надо выделить определенный сегмент рынка и проанализировать возможности достижения конкурентных преимуществ в этом сегменте. Немаловажную роль здесь имеет экологическая культура потребителей выделенного сегмента рынка. Следовательно, получение прибыли от производимой экологически чистой продукции связано с уровнем экологической культуры потребителей, которая определяется, как готовность заплатить более высокую цену за экологически чистый товар или отказ от приобретения неэкологичного товара (формула 1.3).
Рассмотрим
неравенство:
(А) ≤
(ГА- ИА) / (ГВ - ИВ),
где 1 - общее количество покупателей;
(А) - доля покупателей, выбирающих экологически чистые товары;
(В) - это доля покупателей, для которых не имеют значение экологические характеристики товара;
ИА, ИВ - издержки производства соответственно экологически чистого и неэкологичного товаров;
ГА, ГВ- готовность потребителя платить соответственно за экологически чистый и неэкологичный товар, при том, что ГА>ИА и, соответственно, ГВ>ИВ;
(ГА-ИА), (А)*(ГВ-ИВ) - объем прибыли, которую получит предприятие, производя соответственно экологически чистый и неэкологичный товар.
Данное соотношение имеет определённый экономический смысл - чем меньше максимум готовности покупателей платить за экологически чистый товар ГА, тем больше количество покупателей, предпочитающих экологически чистые товары. Стратегию, ориентированную на достижение конкурентного преимущества, можно реализовать при существовании и стимулировании спроса на экологически чистые товары.
Следуя стратегии устойчивого развития, предприятие соблюдает все природоохранные требования и является инициатором инноваций, способствующих уменьшению влияния на окружающую среду, расширяет сферу своей экологической активности с включением в неё разных направлений и аспектов деятельности, не связанных с требованиями экологического законодательства, вовлекает всех работников предприятия в активную экологическую деятельность. Целью здесь является реализация модели устойчивого развития, направленного на благоразумное удовлетворение нужд населения при параллельном росте качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование природных ресурсов и сохранение природной среды. Поскольку для реализации данной стратегии предприятия должны внедрять инновационные технологии более чистого производства, уменьшающие образование загрязняющих веществ, и проводить оценку жизненного цикла продукции, при использовании которых возникают затраты, направленные непосредственно на понижение воздействия на окружающую среду, целесообразно анализировать зависимость выбросов на единицу готовой продукции от текущих производственных затрат [12, с.108].
На рисунке 1.3 графически показано положение организации на эколого-правовом поле в соответствии с выбранной стратегией.
Рисунок
1.3 - Положение организации на эколого-правовом
поле в соответствии с выбранной стратегией
Сопоставив цели и способы реализации выбранной стратегии, получают матрицу экологического менеджмента, представленную в таблице 1.4.
Эта
матрица помогает оценить возможность
достижения цели с использованием разных
средств. При анализе необходимо сопоставлять
виды воздействия и способы их снижения.
Очевидно, что выбросы, сбросы и складирование
отходов, а также технологии конца трубы
не позволяют добиться конкурентного
преимущества и устойчивого развития.
Что касается стратегии соответствия,
то для ее реализации возможно комбинирование
различных способов [10, с. 86].
Таблица 1.4 - Матрица экологического менеджмента
Цель Способы |
Игнорирование экологических аспектов | Вынужденная стратегия соответствия | Пассивная стратегия соответствия | Конкурентное преимущество | Устойчивое развитие |
Выбросы, сбросы, складирование отходов | |||||
Технология «конца трубы» | |||||
Минимизация отходов и рециклинг | |||||
Новые технологии, уменьшающие образование 3В | |||||
Оценка жизненного цикла при разработке «зелёной» продукции |
Определим роль экологического менеджмента для каждой стратегии. При игнорировании экологических аспектов, очевидно, не может ставиться вопрос и об экологическом менеджменте. Вынужденная и пассивная стратегии соответствия включают в себя экологический менеджмент, необходимый для функционирования и выполнения требований законодательства, и только стратегии конкурентного преимущества и устойчивого развития способны реализовать концепцию экологического менеджмента.
Экологическая стратегия обращена на четыре поля экологических действий - продукт, производство, персонал и коммуникация. В поле производства действует принцип сокращения нагрузки на окружающую природную среду путем уменьшения выбросов и сбросов, а также экономии используемых ресурсов. В области продукта внимание концентрируется на уменьшении отрицательного воздействия на окружающую природную среду непосредственно продуктом на продолжительности целого жизненного цикла, начиная от изготовления и заканчивая утилизацией. Под третьим полем подразумевается мотивация сотрудников как носителей экологических действий. Посредством коммуникаций осуществляется связь по проблемам в сфере охраны окружающей среды как внутри предприятия, так и за его пределами.