Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:17, контрольная работа
Важнейший компонент экономической безопасности – признание особых национально-государственных интересов и целей России. Эти интересы существуют как в пределах границ страны, так и вовне: государственный суверенитет; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, на важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федерального многонационального государства.
1. Сущность и виды экономической безопасности.
Важнейший компонент экономической безопасности – признание особых национально-государственных интересов и целей России. Эти интересы существуют как в пределах границ страны, так и вовне: государственный суверенитет; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, на важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федерального многонационального государства.
Необходимость поддержания баланса интересов разных наций с учетом опыта развития и саморазрушения СССР делает особо значимой для России задачу самосохранения при наличии внутренних и внешних угроз. Требуются экономический, правовой и организационный механизмы защиты от саморазрушения. Урок распада СССР состоит в том, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армию и даже высокотехнологичную оборонную промышленность. Нужны еще многие слагаемые экономики: развитый сектор потребительских благ и услуг; внутренняя социально-политическая стабильность и широкая и надежная социальная база реформ; достаточный оборонный потенциал, сбалансированный внутренне и с общим потенциалом экономики. Крупные диспропорции между всей экономикой и оборонной ее частью, как показал опыт СССР, очень опасны.
Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
Экономическая безопасность не есть некая абстрактная теоретическая конструкция. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
Существуют множество видов экономической безопасности, важнейшими из них являются – финансовая, энергетическая, военная или, точнее, оборонная, оборонно-промышленная и продовольственная безопасность.
Финансовая безопасность – часть экономической и национальной безопасности. Она нацелена на анализ и прогнозирование широкой совокупности факторов, определяющих устойчивость финансово-банковской системы, выявляющих угрозы и слабые места в ее функционировании, с тем чтобы сделать более структурированным и прозрачным функционирование всех элементов этой системы. Такой подход позволяет определить, в какой мере устойчивость и безопасность экономического и социального развития зависят от факторов, лежащих в сфере финансов, а в какой – от особенностей экономики и технологии развития отраслей реального сектора. Для экономики и социальной жизни человека опасны как недооценка, так и переоценка значимости финансовой системы и инструментов налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Финансовая безопасность – это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов[1].
Мировой опыт показал, что при построении модели финансовой системы с позиции национальной безопасности важно избежать двух крайностей. Первая крайность – это такая децентрализация, при которой финансовой системе государства не остается необходимого минимума средств для текущих платежей и даже выплаты заработной платы государственным служащим, довольствия военнослужащим. Вторая крайность – это централизация средств в бюджете, при которой ни корпорациям, ни малому бизнесу, ни отдельному индивидууму не остается средств для самостоятельного инновационного развития.
Основные структурные звенья финансовой безопасности для России – федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг (внутренний и внешний), платежный баланс, финансы корпораций и домашних хозяйств.
Энергетическая безопасность выделяется в специальный раздел экономической безопасности потому, что безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей, которые производят, по данным 2003 года, 35,5% всей промышленной продукции, составляют более 30% всех доходов федерального бюджета и более 56,4% всего экспорта.
Для сравнения в США энергетическая безопасность имеет особую значимость, но по другим причинам. США в больших масштабах импортируют нефть. Примерно 45% всех потребностей США в нефти покрывается импортом. Поэтому перебои в ее поставках могут оказать значительное влияние на экономику США.
В условиях глобализации мировой экономики от слаженной работы энергетического хозяйства во многом зависят бесперебойное функционирование финансовых рынков и эффективность всего товарно-денежного механизма. Энергия – такой универсальный структурообразующий товар, непоступление которого на общероссийский рынок нарушает весь ход воспроизводства, останавливает работу компьютеров, Интернета, может резко подорвать функционирование как отраслей старой, традиционной экономики, так и новой экономики высоких технологий[2]. Их высокая доходность сразу резко снизится, что подтверждают невозможность длительного извлечения сверхприбыли от инновационных технологий и законы перелива капитала.
Так, России с ее огромными объемами добычи газа, угля, производство электроэнергии, нефти все труднее поддерживать достигнутые объемы производства. Все больше требуется инвестиций на разведку полезных ископаемых и добычу природного сырья. Поэтому для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, безаварийного их функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация. Применение новых технологий в отраслях, потребляющих топливно-энергетические ресурсы, - другой важный путь обеспечения энергетической безопасности страны.
Расчеты показывают, что нельзя обеспечить устойчивый экономический рост без сокращения энерго- и топливоемкости ВВП. Финансово-экономические возможности страны не позволяют непрерывно увеличивать объемы добычи сырья для необходимого среднегодового роста ВВП в 5 – 10%. При самых благоприятных условиях развития топливно-энергетического комплекса среднегодовой прирост его продукции в долгосрочной перспективе может составить 2 – 3%. Прирост добычи нефти, в 2003 году составивший почти 6% скорее носит конъюнктурный характер и вряд ли сохранится на долгие годы.
Оборонная безопасность характеризует состояние структуры армии, ее готовность к отражению внешних угроз. Необходимо разработать систему геополитических интересов России, определить условия прочности ее геополитического статуса и на этой основе аналитическая оценка следующих составляющих частей оборонной безопасности под углом зрения современных угроз: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и так далее; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства границ и так далее; состояния и качественного состава всех видов вооружения.
Оборонно-промышленная безопасность – это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Аналитическая характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных угроз содержит следующие оценки: состояние мощностей, способных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины; состояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений; состояние квалифицированных кадров.
2. Система экономической безопасности страны
Система экономической безопасности включает семь блоков, соответствующих основным ее категориям и понятиям.
1)Концепция национальной безопасности:
- Россия в мировом сообществе, ее глобальная безопасность и геополитическая роль;
- национальные интересы России;
- угрозы национальной безопасности;
- обеспечение национальной безопасности.
2) Национальные интересы России в сфере экономики:
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
- конкурентоспособность государства, бизнеса, личности;
- повышение благосостояния и качества жизни населения;
- устойчивость финансово-банковской системы;
- рациональная структура внешней торговли, доступ отечественной продукции перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта;
- независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса;
- сохранение единого экономического пространства;
- создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества;
- обоснованная доля государственного регулирования, отвечающая критериям эффективности и социальной направленности развития экономики.
3) Угрозы экономической безопасности:
- потеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов;
- государственный долг (внутренний и внешний);
- корпоративный долг;
высокий уровень бедности населения;
- утечка капитала;
- низкая инновационная и инвестиционная активность;
- низкая конкурентоспособность продукции;
- инфляция, включая скрытое и ожидаемое повышение цен (естественные монополии, страховой бизнес, недвижимость, зерновой рынок и так далее).
4) Индикаторы экономической безопасности (150 показателей).
5) Пороговые значения индикаторов экономической безопасности:
- объем валового внутреннего продукта, млрд. рублей;
- валовой сбор зерна, млн. тонн;
- доля ВВП инвестиций в основной капитал, %;
- доля ВВП расходов на оборону, %;
- доля затрат на гражданскую науку в ВВП, %;
- доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %;
- доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, %;
- доля во всем населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума, %;
- отношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения к 10% наименее обеспеченному, раз;
- уровень безработицы, % в среднегодовом исчислении по методологии МОТ;
- уровень монетизации, % ВВП;
- внешний долг, % ВВП;
- внутренний долг, % ВВП;
- уровень инфляции, % и так далее.
6) Организационная структура экономической безопасности: Совбез РФ, Управление экономической безопасности, межведомственная комиссия по безопасности в области экономики, секция Научного совета Совбеза РФ по экономической и социальной безопасности, Минэкономразвития России – федеральный орган по экономической безопасности, региональные органы исполнительной власти.
7) Правовое обеспечение экономической безопасности:
- закон о безопасности;
- государственная стратегия экономической безопасности[3];
- закон о валютном регулировании, о валютном контроле;
- закон об отмывании «грязных» денег.
В концепции национальной безопасности фиксируются место и роль России в мировом сообществе, ее национальные интересы, внутренние и внешние угрозы.
По-прежнему приоритетны национальные интересы России, определяющие долгосрочные цели ее развития, способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, уровень и качество жизни населения. Оживление экономики и заметный рост ВВП в 2000 – 2003 годах пока не приобрели устойчивого характера, что не позволяет добиться существенного благосостояния населения.
Мне кажется, что для того, чтобы уровень и качество жизни в России повысились нужно переоценить всеобщие национальные ценности и поменять менталитет России. Я считаю, что это не осуществимо, по крайней мере, в ближайшее столетие.
Низкая эффективность финансово-банковской системы, проявившаяся в кризисе государственных финансов в 1998 году, показала, что Россия не может обеспечить реализацию ни одного сколько-нибудь значимого национального интереса без обеспечения устойчивого финансирования финансово-банковской системы.
При определении национальных интересов России в процессе разработки Концепции политики и экономисты исходили из достаточно драматической ситуации, сложившейся в экономике и в целом в российском обществе: на них повлияли неудачи экономических реформ, пессимизм по отношению к реальным возможностям рыночного хозяйства в России. Поэтому в Концепции намечен большой спектр национальных интересов и недостаточно представлены стержневая основа и взаимосвязь между частными целями. При всех издержках, крайностях и неудачах реформ одной из главных целей должно быть формирование социального рыночного хозяйства, опирающегося на современные формы акционерной и частной собственности, конкурентное ценообразование и эффективную государственную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. Следовательно, в системе национальных интересов решающая роль должна быть отведена завоеванию товарных и денежных рынков, конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижению европейского уровня интенсивности инноваций в экономике. Но к сожалению, пока Минэкономразвития России и другие федеральные органы административной системы, ведущие аналитические центры России не сделали сколько-нибудь убедительного и ясного анализа системы товарных и фондовых рынков и положения России на этих рынках. Многие российские компании преуспели в этом, но они не имеют стратегии создания и укрепления новых ниш на рынке.
Переход от тактики обороны к активным наступательным действиям, создание моделей и примеров агрессивного завоевания товарных рынков могли бы способствовать приданию России уверенности в своем будущем.
В отличие от национальных интересов угрозы экономической безопасности более изменчивы, в большей мере диверсифицированы и, самое главное, не всегда предсказуемы, поскольку композиция факторов экономического и социального развития, состояние природной среды постоянно изменяются. Поэтому в благоприятной ситуации, более или менее полном понимании национальных интересов, при описании внутренних и внешних угроз необходимо всегда специально учитывать непредсказуемые факторы, вызывающие возможные угрозы.
3.Основные виды угроз.