Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:17, контрольная работа
Важнейший компонент экономической безопасности – признание особых национально-государственных интересов и целей России. Эти интересы существуют как в пределах границ страны, так и вовне: государственный суверенитет; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, на важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федерального многонационального государства.
Внутренние угрозы – это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Так, например, при ослаблении и разрушении СССР без заинтересованности иностранных государств, проявившейся в подталкивании оппозиции к радикальным требованиям, внутренние угрозы не могли бы войти в критическую фазу.
Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Внешние угрозы – это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действий и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.
При выработке стратегии поведения власть стоит перед альтернативой – либо не признавать наличия оппозиции и переоценивать единство целей и основных социальных сил общества, либо признать оппозицию, но считать ее деструктивной силой, не принимать ее точку зрения, аргументы в общественном развитии и, наконец, можно признать оппозицию как равноправную силу и использовать ее в экономическом и социальном развитии.
Как показывает опыт, оппозиция может быть неконструктивной и даже саморазрушающей. Так произошло в СССР в период перестройки, когда оппозиционное движение вначале развивалось в рамках социалистического выбора, сохранение целостности социалистического государства, а затем перешагнуло через эти ценности и пошло по пути разрушения системы без определения четких целей развития. Из-за нарастания внутренних противоречий, неспособности руководства страны принимать эффективные решения внутренние угрозы имели тенденцию к нарастанию.
Проведенные в 1993 – 94 годах исследования внутренних и внешних угроз показали, что наибольшую опасность для нового российского государства представляют ее внутренние угрозы. Выяснилось, что длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз.
Во-первых, это связано тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз.
Во-вторых, экономическая слабость государства превращает нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства.
В-третьих, внутренние угрозы, неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос ведут к большей зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов.
В-четвертых, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки.
Государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе лишено возможности влиять на политику международных финансовых организаций.
Наиболее опасные угрозы экономической безопасности Российской Федерации, действовавшие в последние несколько лет:
1. Утеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов. Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансового кризиса 1998 года, но находится на критической отметке, составляя более 60%.
2. Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая сумма внешнего долга составила в 2003 году182,4 миллиарда долларов. Его погашение за последние годы составило примерно треть всего федерального бюджета. В 2003 г. расходы на погашение и обслуживание внешнего долга составили 17 млрд. долларов, в 2004 – 16,3 млрд. долл., в 2005 –18,9млрд. долл., в 2007 – предположительно 14,9.
3. Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. впервые произошел существенный прирост инвестиций – 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резко снизились до 10%, в 2002 г. – до 2,6%, а в 2003 г. – вновь повысились до 12,5%.
4. Низкая конкурентоспособность продукции. После резкой девальвации рубля начал существенно снижаться импорт, и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке.
5. Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних нескольких лет на уровне14.
6. Утечка капитала. По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992 – 2000 годах составил более 200 млрд. долл., в том числе в 2000 г. – примерно 25 млрд. долл., в последние годы сохраняется на уровне более 20 млрд. долл. в год.
Отличительная особенность 2002 – 2003 годов и ближайших лет – сочетание острой фазы угроз в финансовой сфере, прежде всего в виде непомерно высокой нагрузки на ВВП и финансово-банковскую систему из-за выплат по внешнему долгу, с усилием негативных тенденций в воспроизводстве основного капитала, что порождает сбои в функционировании жизнеобеспечивающих отраслей и производств (энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство). Непредсказуема по силе воздействия смена положительной для российской экономики цен на энергоносители на динамику снижения цен.
Одна из самых опасных неожиданностей – возможные резкие изменения курса рубля. Причем очень чувствительны и разрушительны как девальвация, так и ревальвация рубля из-за двойственного характера нашей денежной системы, базирующейся на отечественной и иностранной валюте. Из-за высокой доли иностранной валюты в балансах банков, ведущих корпораций, в сбережениях населения резкие колебания курса рубля способны вновь взорвать систему цен и доходов, функционирования финансовой и банковской систем.
Заключение
В нашей стране экономическая безопасность долгое время рассматривалась как обеспечение жизнеспособности национальной экономики в условиях военных действий и «холодной войны», а также как обеспечение выживаемости страны при стихийных бедствиях и экологических катастрофах. Мне кажется, если бы еще наше советское правительство подошло бы к этой проблеме более серьёзно, то возможно мы бы до сих пор оставались сверхдержавой. Проблема экономической безопасности более основательно стала рассматриваться российской экономической наукой в 90-х гоадх прошлого столетия.
Одной из причин недостаточной разработанности проблем экономической безопасности является отсутствие комплексного подхода к рассмотрению данной проблемы. Все попытки ограничить анализ проблемы только экономическими отношениями неизбежно сводились к необходимости учета дополнительных факторов (политических, социальных, экологических, технологических и т.д.). Действительно, не может быть обособленных, независимых проблем существования человеческого общества. Экология всегда связана с технологией, техникой и экономикой; социальный климат – это производная от экономики в сочетании с национальными традициями.
Дополнительным фактором, который необходимо учитывать при изучении любой проблемы, является постоянно изменяющаяся внешняя среда. Так, в частности, важную роль играет процесс интеграции экономики России в мировую экономическую систему, базирующуюся на принципах рыночного хозяйства, и проявление в этой связи новых аспектов экономической безопасности России, требующих пристального изучения.
Для эффективного решения всех перечисленных выше проблем, необходимо рассматривать их в трехуровневом формате – государство, регион, предприятие.
Список используемой литературы
1. Цуканов В.Х.Бабанова Н.В.Экономическая безопасность/теория и практика. 2005 г.
2. Экономическая безопасность России./ Под редакцией Сенчагова В.К. 2005 г.
3. Экономическая и национальная безопасность./ Под редакцией Олейникова Е.А. 2005 г.
4. Национальная экономика России: потенциал, комплексы, экономическая безопасность./ Под редакцией Лисова В.И.
5. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов./ Под редакцией Гусева В.С., Демина В.А., Кузин Б.И. 2004 г.
19
[1] Сенчагов В.К. «Экономическая безопасность России».2005г. с.73
[2] Сенчагов В.К. «Экономическая безопасность России». 2005 г. с. 74
[3] Указ Президента РФ 1996года.