Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:54, курсовая работа
С формированием рыночных отношений понятия «недвижимость» и «оценка различных объектов недвижимости» стали широко использоваться на практике. Понятие «недвижимость» было введено в экономический и правовой оборот в 1990 г. в связи с принятием «Закона о собственности в СССР», согласно которого признавалось понятие частной собственности и для земельных участков, зданий и сооружений и их обособленных частей – помещений.
Таким
образом, стоимость объекта, полученная
затратным подходом, составляет 194 081 962
рубля, в том числе стоимость офисов –
176 628 580 рублей, стоимость автопарковки
– 17 426 613 рублей.
3.2.5 Расчет стоимости объекта сравнительным подходом
Сравнительный подход основан на определении стоимости недвижимости на основе сравнительного анализа рыночных данных о продажах аналогичных объектов.
Основополагающим принципом сравнительного подхода к оценке недвижимости является принцип замещения, гласящий, что при наличии на рынке нескольких схожих объектов рациональный инвестор не заплатит больше той суммы, в которую обойдется приобретение недвижимости аналогичной полезности [7].
Сравнительный подход наиболее действенен для объектов недвижимости, по которым имеется достаточное количество информации о недавних сделках купли-продажи. Любое отличие условий продажи сравниваемого объекта от типичных рыночных условий на дату оценки должно быть учтено при анализе.
Применение сравнительного подхода заключается в последовательном выполнении следующих действий [13]:
- подробное исследование рынка с целью получения достоверной информации обо всех факторах, имеющих отношение к объектам сравнимой полезности;
-
определение подходящих единиц
сравнения и проведение
-
сопоставление исследуемого
- приведение ряда показателей стоимости сравнимых объектов к одному или к диапазону рыночной стоимости исследуемого объекта.
Основными методами сравнительного подхода являются метод прямого сравнения продаж и метод валового рентного мультипликатора. Выбор метода зависит от полноты имеющейся информации о продажах аналогичных объектов.
В методе прямого сравнения продаж подбираются аналоги, выбираются единицы сравнения (объект целиком, 1 кв.м. и т.д.) и вносятся поправки на выделенные различия в ценообразующих характеристиках сравниваемых объектов. Размер величины поправок, необходимых для расчета скорректированных цен определяется по результатам исследования рынка. Для оценки в среднем подбирается от 3 до 5 аналогов.
При внесении поправок необходимо подвергнуть корректировкам каждую отличающуюся характеристику – элемент сравнения. Элементы сравнения принято делить на две группы. Первая группа – элементы, относящиеся к условиям сделки и состоянию рынка (проводятся путем применения каждой последующей поправки к предыдущему результату скорректированной цены). Первая группа включает в себя: состав передаваемых прав собственности, условия финансирования сделки, условия продажи, время продажи.
Вторая
группа – элементы, относящиеся
непосредственно к объекту
Корректировка осуществляется путем внесения поправок в цену продажи или цену единицы сравнения сопоставимых объектов.
Поправки могут быть процентными и стоимостными.
Процентные поправки вносятся путем умножения цены продажи объекта-аналога или его единицы сравнения на коэффициент, отражающий степень различий в характеристиках объекта-аналога и оцениваемого объекта. Если оцениваемый объект лучше сопоставимого аналога, то к цене последнего вносится повышающий коэффициент, если хуже – понижающий коэффициент [10].
К процентным поправкам относятся поправки на местоположение, износ, время продажи и др.
Стоимостные поправки:
а) денежные поправки, вносимые к единице сравнения (1 га, единица плотности, 1 сотка), изменяют цену проданного объекта-аналога на определенную сумму, в которую оценивается различие в характеристиках объекта-аналога и оцениваемого объекта. Поправка положительная, если оцениваемый объект лучше сопоставимого аналога, и отрицательная – если оцениваемый объект хуже.
К денежным поправкам, вносимым к единице сравнения, можно отнести поправки на качественные характеристики, а также поправки, рассчитанные статистическими методами.
б) денежные поправки, вносимые к цене проданного объекта-аналога в целом, изменяют ее на определенную сумму, в которую оценивается различие в характеристиках объекта-аналога и оцениваемого объекта.
К денежным поправкам, вносимым к цене проданного объекта-аналога в целом, следует отнести поправки на наличие или отсутствие дополнительных улучшений (складских пристроек, стоянок автотранспорта и пр.) [10].
Способы внесения поправок [13]:
1. Методы парных продаж. Подразумевается продажа двух объектов, в идеале являющихся точной копией друг друга, за исключением одного параметра (например, местоположения), наличием которого и объясняется разница в цене этих объектов. Данный метод позволяет рассчитать поправку на вышеупомянутую характеристику и использовать ее для корректировки на этот параметр цены продажи сопоставимого с объектом оценки объекта-аналога;
2. Экспертные методы. Основой экспертных методов расчета и внесения поправок, обычно процентных, составляет субъективное мнение эксперта-оценщика о том, насколько оцениваемый объект хуже или лучше сопоставимого аналога;
3.
Статистические методы. Суть метода
корреляционно-регрессионного
Для вывода о стоимости объекта оценки проводят согласование полученных скорректированных цен. Согласование - это не усреднение полученных промежуточных результатов, а процесс взвешивания и сравнения показателей с их характеристиками. Согласование проводится в соответствии с имеющимися отличиями аналогов от оцениваемого объекта.
Для согласования широко используются различные методы. В частности, суждение о стоимости объекта можно принять в результате анализа четырех показателей:
- среднего арифметического значения скорректированных цен;
- модального значения. Мода - наиболее часто встречающееся значение в числовом ряду. Могут быть взяты наиболее близкие по значению часто встречающиеся цены;
- медианного значения. Медиана - середина ранжированного числового ряда. Для определения медианы необходимо записать все цены от минимального до максимального значения и выбрать значение, находящееся в центре ряда, либо среднее между двумя - при четном количестве значений;
- скорректированной цены самого похожего на оцениваемый объект аналога. Чем меньше количество и величина поправок, тем больше аналог похож на объект оценки.
Стоимость объекта оценки в итоге принимается как среднее арифметическое между значениями приведенных выше показателей.
В
рамках сравнительного подхода оценим
стоимость офисных помещений.
Расчет стоимости 1м² офисных помещений сравнительным подходом
Для оценки рыночной стоимости 1м² офисов сравнительным подходом было выбрано 4 объекта-аналога с похожими характеристиками в г. Нерюнгри.
Аналог № 1. Торгово-офисное здание «Альянс» ул. Геологов.
Офис общей площадью 220 м².
Аналог № 2. Административное здание «Якутуглестрой» ул. Набережная
Офис общей площадью 340 м².
Аналог № 3. Торгово-офисное здание по пр. Ленина
Офис общей площадью 120 м².
Аналог № 4. Торгово-офисное здание «Каскад» по ул. Мира
Офис общей площадью 135 м².
Расчет
рыночной стоимости приведен в таблице
3.2.4
Таблица 3.2.4 - Определение стоимости 1 м² офисных помещений
Элементы сравнения | Объект | А1 | А2 | А3 | А4 |
оценки | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Цена продажи объекта, руб. | 8 470 000 | 12 580 000 | 4 416 000 | 4 860 000 | |
Общая площадь,м2 | 150 | 220 | 340 | 120 | 135 |
Цена 1 м², руб. | 38 500 | 37 000 | 36 800 | 36 000 | |
Оцениваемые права собственности: | частная | частная | частная | частная | частная |
- корректировка | 0% | 0% | 0% | 0% | |
скорректированная цена р. | 38 500 | 37 000 | 36 800 | 36 000 | |
Условия финансирования: | Без рассроч-ки | Без рассроч-ки | Без рассроч- | Без рассроч- | Без рассроч- |
ки | ки | ки | |||
- корректировка | 0% | 0% | 0% | 0% | |
- скорректирован | 38 500 | 37 000 | 36 800 | 36 000 | |
ная цена, р. | |||||
Условия продажи: | Чистая продажа | Чистая продажа, торг | Чистая продажа | Чистая продажа | Чистая продажа |
- корректировка. | -4% | 0% | 0% | 0% | |
скорректированная цена, р. | 36 960 | 37 000 | 36 800 | 36 000 | |
Дата продажи: | 4 кварт. 2008 | 4 кварт. 2008 | 4 кварт. 2008 | 3 кварт. 2008 | 3 кварт. 2008 |
- корректировка | 0% | 0% | 5% | 5% | |
- скорректирован | 36 960 | 37 000 | 38 640 | 37 800 | |
ная цена, р. | |||||
Местоположение | г.Нерюнгри, централ. положе-ние, | г.Нерюнгри, средне отдален-ный район, | г.Нерюнгри, отдален-ный район, | г.Нерюнгри, централь-ное положе-ние, | г.Нерюнгри, находится внутри жилого квартала, средне отдален-ный район |
близость главной автодороги | находит-ся внутри жилого квартала | близость главной автодо- роги | близость главной автодо-роги | ||
- корректировка | 5% | 8% | 0% | 5% |
Таблица 3.2.4 – Продолжение
Элементы сравнения | Объект | А1 | А2 | А3 | А4 |
оценки | |||||
Физические характеристики: | |||||
Техническое состояние: | отличное | отличное | хор. | отличное | хор. |
- корректировка | 0% | 5% | 0% | 5% | |
Под земная автопарковка: | есть | нет | нет | нет | нет |
- корректировка | 9% | 9% | 9% | 9% | |
Высота потолков: | 3 | 3 | 3 | 2,8 | 2,8 |
- корректировка | 0% | 0% | -1% | -1% | |
Круглосуточная охрана: | есть | есть | есть | нет | нет |
- корректировка | 0% | 0% | 2% | 2% | |
Скорректирован-ная цена, р. | 42 134 | 45 140 | 42 504 | 45 360 | |
Стоимость 1 м2, руб. | 43 785 |
Информация о работе Экономическая оценка объекта недвижимости