Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:14, курсовая работа
В курсовой работе представлены теоретические основы порядка формирования местных бюджетов, социальной солидарности и справедливости, рассмотрено понятие бедность и предложен меры по ее снижению, а также разработана стратегия устойчивого развития города Сургута.
1. Порядок формирования местных бюджетов
2. Социальная солидарность и справедливость
3. Снижение уровня бедности
4. Стратегия устойчивого развития города Сургута
5. Финансирование природоохранной деятельности
Список использованной литературы
Содержание
Заключение
Заключение
Заключение
Заключение
Заключение
Список использованной
литературы
1.Порядок формирования местных бюджетов
Расходы местных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, и степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящим по каналам местных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.
Соотношение объемов расходов, проходящих через различные виды бюджетов, в различных странах не одинаково. Так, в Германии, Финляндии, Норвегии, Франции за счет территориальных бюджетов расходуется средств больше чем за счет центрального бюджета. Такие различия объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных (местных) органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов.
Средства местных бюджетов используются как на эксплуатационные, так и инвестиционные затраты. Поэтому во всех странах составляется бюджет текущих затрат и бюджет развития, т.е. капитальные вложения. Как правило, бюджет текущих затрат формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений и направляется на покрытие эксплуатационных расходов. Бюджет развития формируется за счет субвенций, местных займов, пожертвований на строительство.
В расходах местных бюджетов основное место занимают ассигнования на социально-культурные объекты. В Германии эти расходы составляют 1/4 расходов местных бюджетов, в Японии и Франции - более 1/3, а в бюджетах Великобритании и США - свыше 40%. В ряде стран (Германия, США) за счет территориальных бюджетов покрываются расходы на высшие учебные заведения.
За счет местных бюджетов финансируется и здравоохранение. Например, в Норвегии, Швейцарии, Финляндии эти затраты составляют более 50% бюджетных расходов.
Важнейшей статьей расходов местных бюджетов являются ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство).
Из региональных бюджетов финансируются расходы на содержание местных органов власти, правопорядка, в некоторых странах - судов.
Одной из существенных статей бюджетных расходов являются затраты, связанные с погашением займов и выплат процентов по ним. Например, во Франции на выплату процентов по займам и ссудам приходится выделять более 10 %, а на погашение полученных займов - около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.
В России расходы местных бюджетов включают бюджетные назначения, установленные решением о местном бюджете, на конкретные цели, связанные с реализацией программ, перечень которых определен Бюджетным кодексом.
Бюджетным
кодексом предусмотрены критерии размежевания
видов расходов между местными бюджетами.
Такое размежевание осуществляется
на основе принципа субсидиарности с
учетом критериев полноты
1) первая
группа - расходы на финансирование
бюджетных учреждений и
2) вторая
группа - расходы на финансирование
бюджетных учреждений и
3) третья
группа - расходы на финансирование
бюджетных учреждений и
2. Социальная солидарность и справедливость
Социальная сфера жизни
общества включает труд, здравоохранение,
образование, науку, культуру, иные социальные
отношения. Их нередко сложно отделить
от экономических и политических отношений
(например, труд — это не только социальное
явление, но и важнейшая экономическая
категория, а отношения социальных коллективов
часто приобретают политический характер).
В современных условиях главная задача
государственного регулирования социальных
отношений состоит в том, чтобы содействовать
социальной солидарности и социальной
справедливости, а поскольку борьба различных
классов и социальных слоев за удовлетворение
собственных интересов неизбежна, она
должна протекать на основе состязательности
и в рамках правового поля, в целях поиска
согласия, компромиссов.
Для решения этих задач парламенты (в том числе в России) принимают соответствующие законы: о порядке разрешения трудовых конфликтов (в том числе о забастовках), о создании трехсторонних комиссий, состоящих из представителей государства, профсоюзов (работников) и предпринимателей (работодателей), об установлении минимальных размеров оплаты труда, об оплачиваемых выходных днях и отпусках и т.д. Все эти нормы распространяются на все предприятия, независимо от формы собственности. Законы, принятые парламентом, устанавливают справедливые пропорции уплаты налогов: с больших доходов уплачивают большие налоги, а низкие доходы освобождаются от налогообложения (в России с 2001 г. установлена единая ставка подоходного налога для всех — 13%). Действуют законы о пенсиях, медицинском обслуживании, образовании и т.д., устанавливаются льготы для малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов, ветеранов войны и труда и т.д. Парламент поощряет благотворительность, уменьшая налогооблагаемую базу на соответствующий размер, и т.д.
Как и
в сфере экономики, в области
социальных отношений глава государства
и правительство контролируют исполнение
принятых законов, своими актами развивают
их положения. Оперативным управлением
ведают министерства (ведомства), на местном
уровне — их территориальные управления
и отделы. Особенностью сферы социального
регулирования является то, что в
ней преобладают учреждения (в
экономической сфере —
Решающее значение в жизни общества имеет
труд. Положения о роли труда содержатся
во многих зарубежных конституциях (Испания,
Италия, Португалия и др.). С вопросами
труда связаны многие аспекты социального
развития, пенсионное обеспечение, трудовая
и иная миграция (территориальное перемещение,
сопровождающееся изменением места жительства
населения), вопросы отдыха и быта.
Регулированием вопросов труда и связанных с ними отношений почти во всех странах занимаются министерства труда. В России Министерство труда и социального развития проводит государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, координирует по этим вопросам деятельность других органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов. Оно создает территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров (министерство возглавляет службу урегулирования трудовых споров), разрабатывает комплексные программы использования трудовых ресурсов, повышения доходов граждан, развития социального страхования, организации пенсионного обеспечения, совершенствования социального партнерства государства, труда и капитала, социальной защиты женщин, детей, ветеранов, проводит мероприятия по охране труда и технике безопасности. Министерство труда готовит проекты законов по пенсионному обслуживанию населения (вопросами пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов безопасности занимаются другие ведомства), разрабатывает целевые программы, осуществляет социальные выплаты в виде пособий по безработице, совместно с органами самоуправления содействуют гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников.
Труд
человека непосредственно связан с
состоянием его здоровья, физического
и психического. Федеральным органом,
осуществляющим управление в области
охраны здоровья и координирующим в
этой сфере деятельность других органов
исполнительной власти, является Министерство
здравоохранения РФ. Оно действует
в тесном контакте с соответствующими
органами субъектов Федерации, с
Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования, Российской
академией медицинских наук, обществом
Красного креста и Красного полумесяца,
с профессиональными
Министерство
разрабатывает основы государственной
политики в области здравоохранения,
организует систему медицинской
помощи населению, осуществляет государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
охрану здоровья населения, организует
научные исследования по вопросам здравоохранения,
внедряет их в медицинскую практику,
обеспечивает методическое руководство,
разрабатывает нормативы и
В России
сложилась следующая система государственных
органов управления образованием: Министерство
образования РФ; соответствующие управления
(департаменты, отделы) в других министерствах
и ведомствах, которые управляют своими
учебными заведениями данного профиля
(военные училища, институты и академии
в министерствах обороны, внутренних дел,
здравоохранения, транспорта); государственные
органы управления образованием в субъектах
Федерации. Существуют и муниципальные
(местные) органы управления образованием
(например, районные отделы народного
образования, входящие в администрацию
района), но они являются обычно не государственными,
а муниципальными органами и занимаются
прежде всего вопросами начального образования.
Государственные органы образования
разрабатывают целевые программы, государственные
(федеральные) образовательные стандарты,
создают структуру образования, осуществляют
государственную аккредитацию образовательных
учреждений (после этого они вправе выдавать
документы, дипломы об образовании единого
государственного образца), устанавливают
эквивалентность документов об образовании,
в частности иностранных (нострификация),
определяют порядок аттестации педагогических
работников, финансируют созданные ими
образовательные учреждения и устанавливают
нормативы материальной и иной обеспеченности
образовательного процесса.
Основную роль в осуществлении государственной
политики в области образования играет
Министерство образования РФ. Оно руководит
подчиненными ему образовательными учреждениями
(среднего и высшего профессионального
образования) и выполняет функциональные
обязанности по отношению к неподчиненным
образовательным учреждениям (например,
негосударственным вузам). Министерство
обеспечивает сохранение единого образовательного
пространства РФ, условия для реализации
конституционного права граждан на образование,
координацию сферы образования и научно-исследовательской
деятельности, внедрение научных разработок
в сферу образования, координирует и контролирует
деятельность других исполнительных органов
в сфере образования. Оно разрабатывает
типовые положения об образовательных
учреждениях, устанавливает для подведомственных
учреждений ежегодные контрольные цифры
всех категорий обучающихся и порядок
приема граждан в государственные учреждения
среднего и высшего профессионального
образования, создает действующие на общественных
началах советы по защите докторских и
кандидатских диссертаций (диссертационные
советы), устанавливает правила защиты,
присваивает ученую степень доктора наук
(эта функция возложена на Высшую аттестационную
комиссию, являющуюся структурной частью
министерства). Оно вправе издавать нормативные
акты, обязательные для ведомств, в ведении
которых находятся образовательные учреждения,
и инспектировать любые образовательные
учреждения и органы управления образованием.
Образовательные учреждения бывают дошкольными,
общеобразовательными (начального общего,
основного общего, среднего или полного
общего образования), среднего и высшего
профессионального образования, специальными
(для лиц с отклонениями в развитии), дополнительного
образования (например, второго высшего
образования) и др. Кадры высшей квалификации
готовят учреждения высшего профессионального
образования — институты, университеты,
академии и др. В России около 600 государственных
вузов и несколько сот негосударственных,
в целом в них обучаются около 3 млн студентов.
Вузы теперь имеют значительную административную
и хозяйственную самостоятельность, утвердилась
академическая свобода — право преподавателя
вуза излагать материал с тех идеологических
позиций, которых он придерживается, при
соблюдении объема знаний, определенного
в федеральном образовательном стандарте.
Гражданин России имеет право на получение
на конкурсной основе высшего и послевузовского
профессионального образования в государственных
и муниципальных учреждениях, если образование
данного уровня он получает впервые, второе
высшее образование он может получить
только за плату. Вуз должен иметь лицензию,
пройти аккредитацию (она дает право на
выдачу диплома, иных документов государственного
образца), для чего надо иметь опыт подготовки
кадров не менее трех лет. Студенту, прошедшему
итоговую аттестацию, присваивается степень
бакалавра (после не менее четырех лет
образования), дипломированного специалиста
(пяти лет) и магистра (шести лет). Управление
вузом осуществляется на основе типового
положения устава данного вуза. Оно строится
на основе сочетания принципов единоначалия
и коллегиальности. Общее руководство
государственным или муниципальным вузом
осуществляет выборный ученый совет —
совещательный орган при ректоре, практически
основные решения ректор не принимает
без ученого совета. Оперативное руководство
вузом принадлежит ректору, избираемому
тайным голосованием на общем собрании
(конференции) сотрудников сроком до пяти
лет и утверждаемому вышестоящим органом
управления, в ведении которого находится
вуз. Основным звеном вуза является кафедра
— группа преподавателей одной или смежных
специальностей во главе с заведующим,
избираемым (аттестуемым) ученым советом.
Кафедра проводит учебную, методическую,
научно-исследовательскую, воспитательную
работу со студентами, ведет подготовку
кадров ученых (аспирантура).