Экономические отношения предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 12:26, реферат

Описание

Экономические отношения охватывают весь комплекс отношений в ходе хозяйственной деятельности на предприятии.

Содержание

1. Система экономических отношений предприятия
2. Управление экономическими отношениями предприятия
2.1 Взаимоотношение предприятия с внешней средой
2.2 Управления внутри-хозяйственными экономическими отношениями
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Система экономических отношений предприятия.docx

— 80.23 Кб (Скачать документ)

В результате проводимых реформ в  экономике в России, которые длятся уже более 15 лет, можно говорить о  том, что сегодня появляются новые  проблемы, которые связаны с повышением рентабельности предприятий, конкурентоспособности как самих предприятий, так и производимой ими продукции на основе дальнейшего развития внутрихозяйственных отношений.

Условия функционирования отечественных  предприятий претерпели значительные изменения: изменились формы собственности, принципы ведения хозяйства. В условиях рыночных отношений предприятия  приобрели право самостоятельно определять цели своей деятельности, номенклатуру выпускаемой продукции, выбирать поставщиков и потребителей, устанавливать цены, формировать  системы планирования, оплаты и стимулирования труда и т.д. Перед предприятиями  встает ряд принципиально новых  задач, одна из них - формирование такой  системы внутрипроизводственных экономических  отношений, которая обеспечила бы эффективное  их функционирование в современных  рыночных условиях.

В условиях плановой экономики система  управления отечественными предприятиями  была жестко регламентирована государственными положениями и стандартами. Основным комплексным методом управления, как на уровне народного хозяйства, так и на уровне предприятия, был  хозяйственный расчет, под которым  в самом общем виде понимали метод  планового хозяйствования, основанный на использовании экономических  рычагов и стимулов, инициативы и  ответственности коллективов.

Внутрипроизводственный хозрасчет  рассматривался как органическая составная  часть хозрасчета предприятия, и  охватывал систему экономических  отношений структурных подразделений  с предприятием и между собой. Существовавший в течение длительного  времени внутрипроизводственный хозрасчет  носил формальный характер, не затрагивая всех работников трудового коллектива, не учитывая особенностей отдельного предприятия, ввиду чего был недостаточно эффективен. В этой связи возникает  проблема построения системы внутрипроизводственных экономических отношений, адекватной современным условиям хозяйствования.

Проблема формирования и совершенствования  экономических отношений между  структурными подразделениями предприятий  вытекает из необходимости эффективного использования материальных и трудовых ресурсов. Для этого необходимо заинтересовать работников предприятия в экономном  использовании ресурсов и достижении высоких конечных результатов труда. На сегодняшний день главным интересом  и стимулом достижения результатов  являются материальные отношения. Через  материальные отношения возможно быстро и эффективно воздействовать на развитие производства. Однако сложившиеся внутрихозяйственные  экономические отношения во многих предприятиях не позволяют вести  расширенное воспроизводство. Поэтому  необходимо разрабатывать конкретные предложения по их развитию с учетом формирования рыночных отношений.

В целях совершенствования внутрихозяйственных  экономических отношений, необходимо выделить те их элементы, которые непосредственно  влияют на формирование валового дохода (основы расширенного воспроизводства  основного и оборотного капиталов, рабочей силы). К ним относятся:

- система ценообразования, являющаяся  основой для взаиморасчетов между  подразделениями хозяйства, обеспечивающая  равновыгодность всех видов производства продукции, работ и услуг;

- система материального стимулирования  труда, для всех категорий работающих, по нормативно-остаточному принципу, базирующуюся на учете трех факторов: количестве произведенной продукции, работ и услуг, их качестве и объеме материальных затрат;

- нормативы и планирование.

Для формирования внутрипроизводственных экономических отношений важен  состав элементов, характер связи между  ними, а также роль элементов в  рамках этих связей. Эффективность  внутрихозяйственных отношений  во многом обеспечивается хорошей организацией управления всей связанной с этим работы, четким определением функций  руководителей, специалистов, работников производственных подразделений. Целесообразно  выделить основные этапы внедрения  внутрихозяйственных отношений:

1. Подготовительная работа. Определение  и уточнение ресурсного потенциала  хозяйства.

2. Формирование структурных подразделений.  Определение и уточнение вида  подразделения, назначение его  руководителя. Расчет численности  работников должен быть рассчитан таким образом, чтобы выполнялся весь объем работ, но при этом соблюдались нормы обслуживания, и достаточно было рабочей силы для обслуживания всего поголовья.

3. Создание системы внутрихозяйственного  планирования. Создание системы  планирования, определение и уточнение  перечня планируемых показателей.

4. Создание текущего экономического  механизма. Разработка механизма  взаимодействия подразделений друг  с другом и с администрацией: с использованием расчетных цен  либо без них. Определение внутрихозяйственных  расчетных цен на продукцию  и все виды услуг.

5. Введение системы договорных  отношений. Заключение договоров  администрации с подразделениями,  отдельными работниками, а также  между подразделениями.

6. Определение порядка финансирования  в течение года. Установление  порядка и размера авансирования,  условий получения кредита на  сезонные расходы.

7. Подведение итогов за год  по подразделениям и по организации  в целом. Определение хозрасчетного  дохода, степень самостоятельности  подразделения по его использованию.

Персональная ответственность  за общую организацию и ведение  внутрихозяйственного расчета должна быть на руководителе и его специалистах. Например, в строительстве - на старшего прораба, в жилищно-коммунальном хозяйстве - на зам. директора по хозяйственной части, в ремонтной мастерской и автопарке - на главного инженера, в растениеводстве - на главного агронома, в животноводстве - на главного зоотехника, и т.д.

Для действенного внутрихозяйственного управления необходимо повысить общий  уровень экономической работы, анализа  в причинах низких производственных показателей каждого подразделения, определить, какие из них вызваны  недоработками самих коллективов, какие необходимо устранить с  помощью дирекции хозяйства. На основе такого анализа определяются реальные по ресурсам и срокам меры, направленные на устранение выявленных «узких мест», предусматривается их последовательная реализация, осуществляется строжайший контроль.

Следует проводить работу по совершенствованию  планирования производства продукции  с учетом ресурсов, затрат труда  и средств – по нормативам, совершенствовать условия соревнования, внести в число  его главных показателей использование  ресурсов, повышение производительности труда, окупаемость затрат и себестоимость  продукции.

Руководитель должен систематически контролировать состояние экономической  работы, предусмотреть в условиях соревнования показатели учета, уровень  организации экономической работы. Чтобы добиться положительных перемен  на этом участке, необходимо осуществить  целый ряд мер, где основой  является обеспечение заинтересованности и ответственности руководителей  и специалистов за экономическое  состояние хозяйства, отрасли, подразделения. Руководители и специалисты предприятия  и подразделений обязаны:

- строго следить за хозрасчетными  отношениями производства, для чего  моральное и материальное поощрение  работников поставить в полную  зависимость от результатов их  деятельности, развивать и укреплять  условия коллективного подряда;

- планировать и учитывать для  всех производственных подразделений  объем продукции и работ, лимиты  затрат, контролировать их расход;

- считать показатели соотношения  производительности и оплаты  труда, издержек на единицу  продукции обязательными и главными  как в условиях внутрихозяйственного  соревнования, так и в оценке  работы коллективов производственных  подразделений;

- обеспечить эффективную работу  бюро экономического анализа  и экономических групп на основе  конкретных планов, предусматривающих  контроль и анализ основных  направлений деятельности подразделений  и предприятия в целом, конкретных  решений по рассматриваемым вопросам;

- широко вовлекать в работу  по анализу и выявлению резервов  повышения эффективности производства  коллективы производственных подразделений  и передовых производственников;

- систематически проводить в  коллективе учебу по конкретным  вопросам организации, технологии  и экономики производства, хозяйственного  расчета, коллективного подряда,  учета и анализа.

В настоящее время существует два  основных подхода к организации  внутрихозяйственных экономических  отношений.

В основе первого подхода лежит  степень хозяйственной самостоятельности  внутрихозяйственных подразделений  и возможно использование трех моделей  внутрихозяйственного расчета.

Первая - когда внутрихозяйственные  подразделения наделяются правами  лишь производственной самостоятельности, но не могут вступать в хозяйственные  отношения с другими предприятиями  и организациями, не имеют своего внутреннего баланса и расчетного счета, не распоряжаются произведенной  продукцией, объем которой и затраты  учитываются на лицевом счете  подразделения в центральной  бухгалтерии предприятия.

Вторая модель поднимает планку самостоятельности первичных подразделений, и дает право распоряжаться оговоренной  частью или даже всей произведенной  продукцией. Товарная продукция реализуется  по складывающимся ценам на рынке. Во внутрихозяйственном обороте используются расчетные (внутренние) цены, рассчитанные с учетом нормативного уровня рентабельности. Первичные подразделения в данном случае не являются юридическими лицами, но имеют свои текущие счета в финансово-расчетном центре или в бухгалтерии предприятия. Расширенное воспроизводство осуществляется как за счет собственных источников подразделений, так и за счет централизованных средств.

Третья модель внутрихозяйственного расчета предполагает наделение  структурных подразделений предприятия  полной хозяйственной самостоятельностью. Они имеют свои балансы и расчетные  счета в финансово-расчетных центрах  предприятия или даже банке. Отношения  их с другими организациями, юридическими и физическими лицами строятся самостоятельно на договорных началах. Планируют производственную деятельность, реализацию продукции, формирование и распределение доходов в  этом случае подразделения сами, руководствуясь при этом обязательствами, принятыми  на себя в договорах с другими  коллективами и с внешними партнерами.

Недостаток этих трех моделей, а следовательно, и первого подхода к организации внутрихозяйственных отношений, – нечеткость понятия уровня (степени) экономической самостоятельности, которое пока никто не выразил в конкретных показателях меры.

Второй подход к организации  внутрихозяйственного расчета в  качестве основы дает возможность подразделениям осуществлять процесс воспроизводства  за счет собственных средств и  выделяет модели:

- планово-убыточную, когда за счет своих доходов хозрасчетное подразделение не обеспечивает простое воспроизводство;

- самоокупаемости, когда за счет  собственных доходов подразделение  может обеспечивать простое воспроизводство;

- самофинансирования, когда внутрихозяйственное  подразделение за счет доходов,  полученных от своей деятельности, обеспечивает расширенное воспроизводство.

Второй подход к организации  внутрихозяйственного расчета четче  выражает экономическое содержание хозрасчетных отношений. Экономическое  содержание моделей внутрихозяйственных  отношений, выделенных по воспроизводственным  возможностям, в отличие от моделей  по признаку самостоятельности, может  быть формализовано. По признакам формирования и распределения доходов здесь  могут быть четыре варианта организации  внутрихозяйственных отношений.

Первый вариант, когда продукция, объемы работ или услуг выражаются в натуральных единицах и в  стоимостной форме по расчетным  ценам, установленным на уровне плановой (нормативной) себестоимости по прямым затратам. Подразделениям доводят только прямые затраты (труд и зарплата, материальные ресурсы, амортизация).

Второй вариант отличается от первого  тем, что заставляет думать о прибыли. Расчетные цены в данном случае увеличиваются  на определенный процент, величина которого устанавливается с таким расчетом, чтобы разница между стоимостью продукции, работ, услуг и затратами  при условии выполнения ими производственной программы была достаточной для  материального поощрения работников хозрасчетного подразделения.

Третий вариант уже непосредственно  связывает интересы коллективов  подразделения с выручкой от реализации произведенной ими продукции, так  как в их планах предусматривают  все затраты, составляющие полную себестоимость  продукции.

Последний, четвертый вариант, основан  на формировании валового дохода и  является наиболее эффективным, так  как обеспечивает применение единых показателей планирования и учета, оценки деятельности на всех уровнях  предприятия. Все основные показатели производственно-финансовых планов предприятий  доводятся до коллективов через  планы подразделений. По такой же единой схеме организуются учет, текущая  и годовая отчетность, контроль и  анализ деятельности. Интересы работников подразделений при четвертом  варианте определяются реальными результатами их деятельности, а направления и нормативы распределения валового дохода хозрасчетные подразделения устанавливают самостоятельно.

Информация о работе Экономические отношения предприятия