Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 12:49, реферат
С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провоз¬глашается отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению го¬сударственной монополии. Но так ли это на самом деле? Предприятия, всю жизнь получавшие указания «сверху», оказались по сути брошенными на про¬извол судьбы. Отечественная продукция оказалась неконкурентоспособной, вследствие отсутствия должного контроля со стороны государства. Никто до этого не заботился ни о должном качестве продукции, ни об эффективности ее производства.
Введение 3
1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции 4
2 Экономический механизм деятельности предприятия 13
2.1 Основной капитал предприятия 13
2.2 Оборотный капитал предприятия 16
2.3 Планирование труда на предприятии 17
3 Рынки сбыта продукции предприятия 22
Заключение 28
Список использованных источников 29
Организационная
структура открытого
Таблица 6 – Организационная структура открытого акционерного общества «Стеклозавод «Неман».
Общая технологическая система производства состоит из следующих основных отделов:
Центральная
бухгалтерия предназначена для
ведения бухгалтерского учета и
составления отчетности по основным
средствам предприятия. Данный отдел
позволяет вести картотеки (справочники)
соответствующих объектов предприятия,
для которых предусмотрены
Маркетинг формирует и фиксирует согласованные с заказчиком основные показатели очередной предназначенной к отпуску партии продукции, синхронизирует и регламентирует работу складов по отгрузке ГП в соответствии с исходящими приоритетами отдела сбыта и осуществляет мониторинг этой работы, а также занимается распечаткой товарно-транспортных документов.
Плановый отдел предназначен для формирования плана производства завода на период в разрезе печей и бригад с учетом незавершенного производства, остатков на складах готовой продукции и потребностей рынка сбыта; оперативного учета производства готовой продукции в натуральном и стоимостном выражении; анализа выполнения плана в натуральном и стоимостном выражении в разрезе цехов, печей и в целом по заводу; расчета плановой калькуляции на каждое изделие; анализа динамики изменения отпускных цен.
Отдел снабжения предназначен для ведения картотеки предложений потенциальных поставщиков; мониторинга поступающих от подразделений требований (заявок) на приобретение материалов и комплектующих; формирования месячного и долгосрочных планов закупок в соответствии с планом производства с учетом остатков на материальных складах; выбора поставщика и формирования заказа на поставку; регистрации документов, на основании которых производится закупка (счета, договоры, контракты, гарантийные письма); оформления доверенностей на получение; распределения материальных ценностей по складам; мониторинга хода выполнения поставок и их оплаты по договорам поставок; получения различных отчетов в разрезе отслеживаемой номенклатуры, партий, групп и используемых систем классификации.
Отдел кадров предназначен для формирования и управления штатным расписанием; ведения личных дел работников; учета рабочего времени (табель рабочего времени, отпуска, больничные, перемещения и т.д.); получения отчетов; ведения персонифицированного учета для пенсионного фонда.
Финансовый отдел предназначен для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по расчетам предприятия, а также для учета затрат на готовую продукцию; учета взаимных внутризаводских услуг и соответствующего перераспределения затрат между подразделениями предприятия; учета затрат обслуживающих и непроизводственных структур предприятия.
Вся продукция,
выпускаемая стеклозаводом «
Потребителями продукции стеклозавода “Неман” являются оптовые предприятия торговли, которые в дальнейшем реализуют ее через торговые сети населению, предприятиям общественного питания, ресторанам, домам отдыха, санаториями и другим заведениям, нуждающимся в сортовой посуде, сувенирах и др. В ассортименте предприятия находятся и изделия промышленного назначения, в частности, арматура для светильников, которая используется при изготовлении различных люстр, бра и др.
Структура отгрузок продукции по рынкам сбыта по результатам 2006 года приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура отгрузок продукции ОАО “Стеклозавод “ Неман” по рынкам сбыта в 2008 году.
Из рисунка 1 видно, что ОАО “Стеклозавод “Неман” имеет выраженную экспортную ориентацию, что накладывает на предприятие высокую ответственность в части обеспечения качества выпускаемой продукции и требует больших усилий для удержания позиций на высококонкурентных рынках.
За 12 мес. 2008 года темп роста объема экспорта достиг 114% к соответствующему периоду 2007 г. и составил 10859.6 тыс. дол. В таблице 7 приведены сравнительные данные по экспорту продукции за январь - декабрь 2007 - 2008 года.
Таблица 7 - Анализ экспорта продукции по странам (январь-декабрь 2007-2008гг.).
Страна |
Январь - декабрь 2006г. |
Январь - декабрь 2007г. |
Темп роста % |
Уд. вес % | ||||
Кол-во |
Сумма |
Сумма |
Кол-во |
Сумма |
Сумма | |||
тыс.шт. |
млн.руб. |
тыс.дол. |
тыс.шт. |
млн.руб. |
тыс.дол. | |||
Всего:(РФ с НДС) |
22286.2 |
10313.4 |
||||||
Всего:(РФ б/ НДС) |
15697.2 |
20450.3 |
9463.2 |
18391.1 |
23374.3 |
10859.6 |
114.7% |
100% |
1.Ближнее зарубежье |
||||||||
Россия (с НДС) |
10354 |
12035.6 |
5572 |
|||||
Россия (б/НДС) |
10199.7 |
4721.8 |
14356.2 |
14097.2 |
6547.9 |
138.7% |
||
Азербайджан |
41.9 |
113.8 |
52.9 |
0.0% |
||||
Кыргыстан |
12.4 |
5.7 |
2.6 |
0.0% |
||||
Украина |
184.8 |
247.3 |
114.3 |
350.0 |
811.3 |
377.3 |
330.1% |
|
Казахстан |
564.5 |
832.1 |
384.2 |
592.8 |
1086.8 |
504.3 |
131.3% |
|
Молдова |
53.1 |
133.0 |
61.5 |
181.2 |
543.2 |
252.5 |
410.6% |
|
Итого: |
11210.8 |
11531.6 |
5337.3 |
15480.2 |
16538.5 |
7682 |
143.9% |
71% |
2.Дальнее зарубежье |
||||||||
Нидерланды |
906.9 |
2013.3 |
929.9 |
591.3 |
1515.4 |
703.4 |
75.6% |
|
Германия |
1853.4 |
3858.0 |
1785.7 |
1293.5 |
2455.5 |
1145.7 |
64.2% |
|
Бельгия |
43.8 |
95.4 |
44.1 |
38.6 |
85.0 |
39.4 |
89.3% |
|
Бразилия |
44.6 |
346.9 |
161.0 |
9.4 |
64.5 |
29.7 |
18.4% |
|
Дания |
9.0 |
186.5 |
86.6 |
8.2 |
31.1 |
14.5 |
16.7% |
|
Кипр |
14.1 |
49.5 |
22.9 |
11.4 |
31.7 |
14.7 |
64.2% |
|
США |
168.2 |
520.1 |
240.7 |
100.8 |
232.4 |
107.9 |
44.8% |
|
Греция |
179.5 |
501.7 |
232.4 |
60.7 |
293.1 |
135.9 |
58.5% |
|
Италия |
28.5 |
63.9 |
29.6 |
62.5 |
198.6 |
92.1 |
311.1% |
|
Польша |
47.7 |
42.7 |
19.6 |
0.4 |
2.1 |
0.9 |
4.6% |
|
Финляндия |
2.1 |
5.9 |
2.7 |
|||||
Норвегия |
11.8 |
44.2 |
20.4 |
|||||
Франция |
12.1 |
36.4 |
16.8 |
85.9 |
375.6 |
174.7 |
1039.9% |
|
Швеция |
46.9 |
154.0 |
70.9 |
0.8 |
5.0 |
2.4 |
3.4% |
|
Болгария |
23.4 |
59.6 |
27.7 |
|||||
Ливан |
14.3 |
70.2 |
32.6 |
|||||
Израиль |
0.1 |
0.4 |
0.2 |
|||||
Словакия |
1.5 |
7.4 |
3.4 |
|||||
Иран |
17.2 |
80.0 |
36.8 |
4.7 |
10.7 |
5.0 |
13.6% |
|
Продолжение таблицы 7 | ||||||||
Литва |
264.5 |
484.9 |
224.0 |
274.6 |
599.6 |
278.1 |
124.2% |
|
Латвия |
22.8 |
42.4 |
19.6 |
54.9 |
144.6 |
65.9 |
336.2% |
|
Эстония |
825.6 |
435.2 |
201.7 |
261.6 |
611.0 |
283.9 |
140.8% |
|
Итого: |
4486.4 |
8918.7 |
4125.9 |
2910.9 |
6835.8 |
3177.6 |
77.0% |
29% |
Как видно из таблицы 7, при снижении экспорта в отдельные страны наблюдается увеличение его, в частности в Россию, Казахстан, Молдову, Украину, Италию, Францию, республики Прибалтики.
Распределение продаж по областям республики представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Распределение продаж продукции ОАО «Стеклозавод «Неман» по областям республики.
Анализ продаж по областям республики показывает, что большая часть продаж приходится на областные центры. Так, на:
г. Минск приходится 87% продаж по области;
г. Гомель 56%
г. Брест 42%
г. Могилев 81%
г. Витебск 48%
г. Гродно 28%
Из приведенных данных видно, что изделия стеклозавода пользуются наибольшим спросом в крупных городах, где уровень доходов населения выше и имеются условия для продаж и хранения хрупкого и деликатного товара. Большой разрыв между уровнем продаж в областных центрах говорит о том, что имеются большие резервы для повышения продаж продукции в городах республики.
О наличии резервов свидетельствует и статистика торговли. Торговля динамично из года в год наращивает объем товарооборота с темпом около 12-14% в год. При этом наблюдается увеличение доли продаж непродовольственных товаров. Растет уровень доходов населения, совершенствуется торговый процесс, внедряются новые современные формы торговли с использованием гипермаркетов, торговые площади которых позволят создать оптимальные условия для выкладки и продажи такого изящного и хрупкого товара как изделия из стекла и хрусталя.
Если же рассматривать динамику
экспорта стеклопродукции в страны
дальнего зарубежья за последние
восемь лет, то можно отметить значительный
рост экспортных поставок в 2001, 2006 и 2007
годах, которые составили в
Основными покупателями стеклопосуды являются торговые дома, предприятия государственной и кооперативной торговли, предприятия общественного питания, частные предприниматели и коммерческие фирмы.
Стеклозавод
«Неман» стремится обеспечивать
торговые предприятия Беларуси всем
ассортиментом выпускаемой
Рисунок 3 - Динамика экспорта продукции стеклозавода «Неман» в страны дальнего зарубежья.
В 2008 году товаропроводящая сеть в России была представлена 5 дилерами: ООО «Ресторансервис» /г. Москва/. ЧП Чесебиев /г. Краснодар/. ЧП Чехова /г. Ростов-на-Дону/. ЧП Сибирякова /г. Гусь-Хрустальный/. ЧП Максименков /г. Смоленск/. В Казахстане дилерами завода являются ИП Куминов /г. Петропавловск/, В Молдове – ИП Продан А. /г. Кишинев/. В Беларуси – ООО «Юнь-Малл» /г. Лида/.
Также предприятие имеет свои представительства в Польше – фирма «Амер-Гласс», в Греции – «Каменидис-бразес» и Германии «Харковер».
Объем реализации продукции на экспорт на 01.01.2008 года через дилеров составил 2619,4 тыс. долларов США, что на 200,1% больше, чем в 2007 году, через представительства – 3366,9 тыс. долларов США, что соответственно на 80,0% больше, чем в 2007 году. В целом доля экспорта через товаропроводящую сеть к общему объему экспорта в 200 году составила 58,1%, для сравнения за аналогичный период 2007 года – 24,3%.
Учитывая тот фактор, что на протяжении длительного периода времени стеклозавод поддерживает устойчивые отношения со своими деловыми партнерами из России, Прибалтики, Украины и Молдовы, а также стран дальнего зарубежья, можно утверждать, что продукция завода пользуется стабильным спросом на «старых» рынках. Так, сотрудничающие с ОАО «Стеклозавод «Неман», ООО «Ресторансервис» /г. Москва/, ЧП Сибирякова /г. Гусь-Хрустальный/, ИП Куминов /Казахстан/, ИП Продан А. /г. Кишинев/, ЧП Чехова /г. Ростов-на-Дону/, Предприятие Римаса Мисявичуса /г. Каунас/ ежемесячно приобретают стеклоизделия на сумму от 100 тысяч до 5 миллионов российских рублей.
Дистрибьюция товаров в страны дальнего зарубежья дает в среднем доход на сумму 300 тыс. долларов США в месяц. И здесь следует отметить непреходящий интерес к неманской продукции со стороны таких фирм, как Сандра Рич, Бохольц Дизайн, Шпигелау /Германия/, Лино /Норвегия/, Дюмонт /Голландия/, Кристалл де Пари /Франция/, Педро Хаус /Бразилия/, Гелпа, Маруфиди /Греция/.
Основными
критериями конкурентоспособности
хрусталя и бесцветного стекла являются
новизна и современность
В настоящее
время оперативной целью
Емкость белорусского рынка стекольных изделий имеет тенденцию к росту, однако она значительно меньше производственных возможностей предприятий Республики. Это обстоятельство будет в перспективе предопределять экспортную ориентацию ОАО «Стеклозавод «Неман».
При сложившейся экономической ситуации на предприятии и в целом по республике, ОАО «Стеклозавод «Неман» будет предпринимать все меры по сохранению существующих позиций, а также активизации работы товаропроводящей сети.
Учитывая сильные стороны предприятия, приоритетным направлением развития предприятия является:
1. http://www.neman.by/ru/index.
2. http://grodnoglass.by/
Информация о работе Экономический механизм деятельности предприятия