Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:55, курсовая работа
Аграрный сектор, сельское хозяйство, в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продуктов производственного назначения. То есть, по существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.
Введение. 3
1. Теоретические аспекты развития АПК. 4
1. 1. Состав АПК. 4
1. 2. Особенности АПК и факторы размещения. 5
1. 3. Зоны размещения основных отраслей АПК. 9
1. 4. Экономическая оценка сырьевой базы. 13
1. 5. Основные способы развития АПК. 14
2. Современное состояние и основные проблемы АПК России. 16
2. 1. Причины недостаточного развития АПК. 16
2. 2. Социально - экономические факторы устойчивого развития АПК. 18
2. 3. Направления устойчивого развития АПК. 20
2. 4. Инвестиционная ситуация в АПК . 22
2. 5. Современная оценка АПК. 24
3. Продовольственная безопасность России. 28
3. 1. Понятие продовольственной безопасности и условия ее обеспечения в России. 28
3. 2. Возможные пути решения продовольственной проблемы. 32
3. 3. Значение вступления России в ВТО для АПК страны. 36
3. 4. Прогноз на более отдаленную перспективу. 38
Заключение. 41
Список литературы. 42
В-третьих, произошли вытеснение сельскохозяйственных товаропроизводителей с отечественного рынка продовольствия, снижение их доли доходов в конечной цене продукта и рост импорта, что негативно сказалось на уровне рентабельности сельского хозяйства.
В-четвертых, в сложившейся ситуации значительная часть хозяйств в сельскохозяйственных организаций обанкротилась, что привело к сокращению выпуска продукции, потере рабочих мест, уходу из села наиболее квалифицированной рабочей силы из-за низких доходов и бедности сельского населения.
В-пятых, происходит нарушение экологических основ ведения сельскохозяйственного производства, что оказывает отрицательное воздействие на здоровье населения, качество сельскохозяйственной продукции, уровень плодородия почвы. Запасы гумуса в пахотном слое ежегодно сокращаются в среднем на 0,5%, водной и ветровой эрозии подвергнуто 27% площадей сельскохозяйственных угодий.
Сложившаяся экономическая ситуация в аграрном секторе во многом объясняется отсутствием утвержденной правительством стратегии развития АПК. Требования прояснить экономическую стратегию обусловлены неудовлетворенностью многих людей своим социальным положением. Статистические данные о росте реальных доходов в среднем на душу населения не вызывают массового доверия, поскольку увеличение средних показателей обеспечивается сверхдоходами богатой группы граждан.
По мнению И. Ушачева, государство проводит политику реагирования на конъюнктурные потребности собственника в АПК, не думая о долгосрочных перспективах. Принятый приоритетный национальный проект "Развитие АПК" рассчитан только на два года. Он будет реализован по трем основным направлениям: "Ускоренное развитие животноводства", "Стимулирование развития малых форм хозяйствования", "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов". Поскольку, все направления имеют важное значение, их реализация должна быть рассчитана на более длительный период. Отсутствие стратегии - один из факторов того, что АПК не имеет удовлетворительной законодательной базы. Принятый 9.02.2006 г. правительством проект федерального закона развития сельского хозяйства вновь оказался рамочным. Он не содержит механизмов улучшения экономического положения в агропромышленном комплексе. При его разработке проигнорированы предложения ученых-аграрников о том, что закон должен быть прямого действия и содержать те экономические инструменты, которые были бы необходимы для обеспечения перехода АПК к этапу устойчивого экономического роста.
Динамика развития АПК непосредственно связана с макроэкономической ситуацией в стране и межотраслевыми пропорциями. Необходима их оптимизация, зависящая от макроэкономических факторов.
Первый
- межотраслевые ценовые
Мерами, позволяющими смягчить влияние данного фактора и обеспечить позитивную динамику доходов сельскохозяйственных предприятий не только в номинальном, но и в реальном выражении могут быть: развитие процедур внутри- и межотраслевой экономической координации (организация многосторонних переговоров представителей государства и других отраслей по поводу взаимоприемлемых условий торговли); активизация создания отраслевых ассоциаций сельскохозяйственных предприятий на локальном, региональном и федеральном уровнях, которые способны выражать и отстаивать общие интересы соответствующих групп производителей в процессе межотраслевой экономической координации; стимулирование кооперации сельскохозяйственных производителей в сфере снабжения необходимыми им видами промышленной продукции, а также сбытовой кооперации сельскохозяйственных производителей; формирование альтернативных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции (программы государственных закупок по гарантированным иенам с целью поддержания нормального уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей); организация товарных и закупочных интервенций государства на важнейших рынках сельскохозяйственной продукции для выравнивания неблагоприятных для отрасли сезонных колебаний цен; определение импорта сельскохозяйственной продукции; упорядочение торговых наценок, тарифов транспорта и предприятий инфраструктуры хранения; государственное антимонопольное регулирование в целях ослабления конкурентных преимуществ как производителей ресурсов для сельского хозяйства, так и предприятий переработки и оптовой торговли, а также ограничения доходности и объемов экспортных поставок промышленных товаров, потребляемых в сельском хозяйстве; осуществление программы развития лизинга техники для сельского хозяйства и субсидирования кредитных ставок.12
Второй фактор - платежеспособный спрос населения. Его можно оценивать по уровню располагаемых ресурсов в среднем на одного члена хозяйства в месяц. До 70% населения страны испытывает недостаток средств для нормального питания, а 27%, или 38 млн. человек, живут в условиях бедности. Обесценен сельскохозяйственный труд, его цена в 2,5 раза меньше, чем в целом по экономике страны.
Третий фактор - уровень государственного регулирования агропромышленного производства. Этот фактор прежде всего реализуется путем выделения средств для прямого инвестирования производства или обеспечения льготного кредитования.
Достаточно важным фактором является инфляция, которая, как показывает практика последних лет, в меньшей мере но действует непосредственно на сельское хозяйство, а преимущественно влияет на него через покупательную способность населения.
Медленно,
но все-таки формируется инфраструктура
аграрного рынка. Приходит понимание
со стороны правительства
Основным направлением устойчивого экономического роста в АПК являются научно-технический прогресс и инновационная деятельность. Достижения науки и техники позволяют резко повысить эффективность того или иного сельскохозяйственного производства, расширить ареалы производства, снять жесткие ограничения по удельному весу определенных культур в севообороте и пр. В процессе уборки, заготовки и транспортировки наблюдается значительные потери массы продукции, ухудшение ее товарного вида и потребительских свойств. Учитывая это, научные исследования должны быть, направлены на разработку перспективных способов хранения, затаривания, транспортировки и последующей доработке продукции.
Благодаря научным достижениям ведущие страны мира от индустриальной эпохи перешли в качественно новую, нэоиндустриальную, их экономика становится более интеллектуально насыщенной и менее сырьевой. Доля составляющих научно-технический прогресс в валовом внутреннем продукте нашей страны не превысила 10%, в США - 95%. В этой связи велика роль науки. Без современных технологий и новой техники не может быть ни расширенного воспроизводства, ни улучшения социальных условий жизни, ни повышения устойчивости развития всего АПК.13
В нашей стране имеется немало примеров, когда сельскохозяйственные организации, опираясь на все лучшее, что имеется в отечественной и мировой науке: новые технологии, современные методы подготовки высококвалифицированных кадров, эффективную систему управления инновационными процессами, - добились высоких результатов и вышли на первое место, например, в Белгородской области - но птицеводству, Омской - свиноводству.
Однако для достижения этих целей требуются большие инвестиции. В то же время основная масса сельскохозяйственных товаропроизводителей не имеет собственных ресурсов и не может воспользоваться кредитами для проведения своей деятельности. Как показали разработки ученых, эффективнее было бы на первом этапе введение целевых субсидий на единицу пашни и на голову скота, с тем, чтобы создать условия для инвестиций в новые технологии и технику. Поэтому одним из направлений повышения устойчивого роста сельского хозяйства является повышение его доходности. Если к началу реформ проблема сближения оплаты труда в сельском хозяйстве со средней по экономике была практически решена, то вот уже в течение 9 лет последефолтового периода размер среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве составляет 40% среднероссийского показателя, что является главной причиной бедности на селе. По мнению вице – президента Россельхозакадемиии, путей повышения доходов несколько: государственное регулирование цен на агропродовольственном рынке через механизм закупочных интервенций, квотирования импорта; развитие инфраструктуры рынка и таким образом сокращение числа посредников: расширение кооперативных форм взаимоотношений по всей цепи: производство - переработка - торговля с целью обеспечения справедливого распределения конечной цены на продукцию; демонополизация рынка.
Развитие интеграционных процессов в АПК - необходимое направление повышения устойчивого роста. Пока в основном создаются так называемые формирования агрохолдингового типа. По оценкам, до 10% посевных площадей сконцентрированы в этих формированиях. С одной стороны, это процесс прогрессивный, поскольку в аграрный сектор привлекаются дополнительные частные инвестиции, осваиваются новые технологии и техника. Например, в Белгородской области крупные агрохолдинги ежегодно вкладывают в развитие производства в расчете на гектар пашни 5-6 тыс. руб. Вместе с тем нельзя не отметить и ряд негативных тенденций, которые связаны прежде всего с ростом числа незанятых в сельской местности, отчуждением работающих от результатов своего труда и распределения доходов. Отсутствие ограничений по размерам таких объединений приводит к усилению монополизации в аграрном секторе, а порой к ухудшению использования земельных угодий.
В ходе аграрной реформы существенно изменилась организация инвестиционного процесса в АПК. Рыночно ориентированная система организации финансирования капитальных вложений заменила планово-распределительную систему. Были сформированы новые каналы привлечения финансовых ресурсов. Последовательно улучшалась нормативно-правовая база на всех уровнях. Шло увеличение объемов прямых инвестиций со стороны частных инвесторов, российских и зарубежных.
Вместе с тем, в ходе реформ произошло резкое падение объемов капиталовложений за счет многих источников финансирования. Из-за дефицита федерального и региональных бюджетов снизился удельный вес бюджетных ассигнований в общем, объеме финансирования капитальных вложений. Масштабы привлекаемых иностранных инвестиций не отвечали инвестиционным возможностям и потребностям АПК.
Источник: Минсельхоз.
Экономическое
положение большинства
Совокупность всех этих факторов не позволяла отечественным производителям повышать технический уровень производства, необходимый для успешной конкуренции с иностранными поставщиками аналогичной продукции на российском продовольственном рынке.
В
результате финансово-экономического
кризиса сформировались объективные
предпосылки для