Экономическое сотрудничество РФ и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение позиций и перспектив экономического сотрудничества России и США.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
рассмотреть проблемы экономического сотрудничества России и США и пути их решения;
проанализировать внешнеэкономические отношения России и США;
рассмотреть перспективы и ограничители международного сотрудничества России и США.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И США И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
4
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И США
8
ПЕРСПЕКТИВЫ И ОГРАНИЧИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
26

Работа состоит из  1 файл

Экономическое сотрудничество РФ и США.docx

— 77.86 Кб (Скачать документ)

 

 

 

1.3. ПЕРСПЕКТИВЫ  И ОГРАНИЧИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  СОТРУДНИЧЕСТВА

 

Чем же будут определяться перспективы торгово-экономического сотрудничества обеих стран в  обозримом будущем? Можно выделить несколько принципиальных моментов, способных определить вектор развития в данной области.

Во-первых, это стратегические и тактические интересы обеих  сторон как долгосрочного, так и  краткосрочного характера. При их реализации необходимо учитывать как национальные интересы стран, так и интересы отдельных  групп правящих элит, в том числе  и часто разнонаправленные устремления  отдельных военно-промышленных, энергетических, финансовых, аграрных и т.д. группировок  в каждой из стран.

Во-вторых, это долговременные стратегии и конкретная политика, обеспечивающая эти интересы. Насколько  продуманной, учитывающей всю совокупность интересов как своей страны, так  и другой, является та или иная политика, будет в немалой степени зависеть эффективность и динамика российско-американских экономических связей.

В-третьих, это реальные и потенциальные возможности  экономик обеих стран, их предприятий, иначе говоря, совокупность их конкурентных преимуществ и слабостей. Это  касается роли и значения отдельных  факторов производства в экономиках обеих стран (капитала, труда, НТП, предпринимательского потенциала, ресурсов); емкости и  динамики внутреннего спроса; развития основных и вспомогательных отраслей, производящих товары на экспорт; конкурентных стратегий отдельных предприятий, их способности адаптироваться к  глобализирующейся экономике.

В-четвертых, это  объективные и субъективные факторы, препятствующие развитию взаимовыгодных торгово-экономических связей между  Россией и США, в том числе  несовершенное или дискриминационное  законодательство, разного рода ограничения в торговле, политические и экономические препятствия по отношению друг к другу на рынках третьих стран и т.д. [27]

Россия предложила США совместный проект по созданию грузовых самолетов Ан-124. Речь идет о возможности создания совместного  предприятия, последующего разделения прав, продажу как российским, так  и американским покупателям - военным  и гражданским, а также создании схемы по последующему сервисному обслуживанию. Администрация США пока не приняла  решения об участии в проекте, однако, изучает предложение. Этот проект также рассматривается в Пентагоне. [26]

Вооруженные силы России и США возвращаются к практике проведения совместных учений. Предусмотрен ряд ознакомительных поездок в рамках обмена опытом по подготовке войск в учебные центры ВС США, расположенные в Западной Европе и на территории самих Соединенных Штатов.

Вступление в  силу соглашения РФ и США о сотрудничестве в области мирного атома (так  называемое соглашение 1–2–3) позволит развивать двусторонние проекты  в сфере атомной энергетики и  ядерного топлива, откроет возможности  для совместной работы на рынках третьих  стран. Одним из совместных проектов, в частности, может стать строительство  в США завода по обогащению урана  при участии Госкорпорации «Росатом». Инициатива исходила от американских энергокомпаний, которые испытывают озабоченность возможным дефицитом услуг по обогащению урана в США после 2013 года, когда истечет российско-американский контракт ВОУ-НОУ. В рамках этого контракта Россия обеспечивает примерно половину потребностей рынка США в услугах по обогащению. [27]

По нантотехнологиям американские компании очень активно  прореагировали на создание «Роснано», и уже около 40 компаний из США  подали заявки в Россию на совместное финансирование, но российскому закону, нужно дойти до стадии производства конкретного продукта на российской территории (чтобы получить финансирование). Зная такую особенность, американские компании идут на это, значит, они видят  рынок и перспективы. США также  предлагают рассмотреть возможность сотрудничества в области биомедицины. [25]

Во время посещения  президента России в США были сформулированы идеи о создания представительства  инновационного центра "Сколково" в американской Кремниевой долине и  предложение направить туда специалистов из ВЭБа, Роснано, Российской венчурной  корпорации. [25]

Основные задачи США в торгово-экономическом сотрудничестве с нашей страной - это сугубо прагматические цели, преследующие либо интересы США  в целом, либо отдельных финансово-экономических  комплексов или компаний. Среди них  – задача содействия созданию в  России экономики рыночного типа с понятными и ясными Западу правилами  и законами. И это вовсе не благотворительность. Только с такой экономикой США  могут осуществлять выгодную торговлю, осуществлять инвестиционную деятельность с минимальными рисками. При этом вряд ли Соединенные Штаты хотят значительного усиления российской экономики, возникновения дополнительной конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках. Тем не менее, рассматривая Россию как потенциально огромный рынок для своих капиталов, товаров и услуг, США объективно заинтересованы в его достаточно высокой степени развития, в высокой покупательной способности российских потребителей. [13, c. 14-23]

Можно выделить также  ряд более конкретных прагматических задач, которые преследуют США в  экономическом сотрудничестве с  Россией. Среди них – инвестиции в высокодоходные и перспективные  отрасли российской промышленности, получение доступа к российским сырьевым и интеллектуальным ресурсам на выгодных для США условиях. Это  подтверждается уже существующими  направлениями экспансии американского  капитала в Россию, утечкой умов из России в США, использованием для  нужд американских компаний российских научно-технических кадров на территории России. В 1990-е годы, например, США  содействовали конверсии российских оборонных предприятий, имея в виду ослабление как нашего военного потенциала, так и конкурентоспособности российских производителей военной техники на мировом рынке. В этом же ряду стоит активное противодействие проникновению российских производителей (например, ракетных и ядерных технологий) на рынки третьих стран, а также российских экспортеров сырья, металлов и других видов продукции на американский рынок.

Некоторые из целей  США объективно совпадают с интересами России (создание эффективной рыночной экономики, приток инвестиций в нашу экономику, расширение торговли, сотрудничество в области космоса и т.д.). По рекомендации некоторых экономистов  предполагается России противодействовать стремлению американцев получить неконтролируемый доступ к российским природным богатствам, интеллектуальным и научно-техническим  ресурсам. Нужно добиваться устранения ограничений на экспорт из США  высокотехнологичного оборудования, на российские поставки в США. Необходимо договориться с США о цивилизованной конкуренции на рынках третьих стран  в тех отраслях, где Россия вполне конкурентоспособна (вооружение, ракетные и атомные технологии). [27]

В целом, можно говорить о значительном потенциале экономического сотрудничества между Россией и  США даже при нынешних весьма несовершенных  условиях. Конкретный ход событий  будет определяться стратегическими  интересами обеих стран, а также  усилиями по преодолению существующих с обеих сторон барьеров и предубеждений.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Что касается макроэкономических перспектив России, то перед ней  стоят гораздо более сложные  задачи. В первую очередь, речь идет о переводе экономики с минерально-сырьевой модели на модель интенсивного наукоемкого  развития. Стране требуется модернизация всего технологического парка промышленности, модернизация, а часто и создание многих базовых эффективных рыночных институтов, всемерное развитие систем науки и образования, повышение  уровня жизни населения и улучшение  социальной сферы. Таким образом, перед  Россией стоят задачи иного порядка, обусловленные значительным отставанием  страны от более развитых государств мира. Однако потенциал России огромен. При разумной государственной экономической  политике и достижении диверсификации хозяйства перспективы у российской экономики вполне благоприятны.

Таким образом, для  выхода двусторонних экономических  отношений на новый уровень обеим  странам необходимо преодолеть целый  ряд внутренних проблем, а также  бытующих в политических кругах и  общественном мнении предубеждений  и опасений в отношении друг друга.

В целом, можно говорить о значительном потенциале экономического сотрудничества между Россией и  США даже при нынешних весьма несовершенных  условиях. Конкретный ход событий  будет определяться стратегическими  интересами обеих стран, а также  усилиями по преодолению существующих с обеих сторон барьеров и предубеждений.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.09.1993 г. – М.: Поматур, 2009. – 48 с.

2. Конституция зарубежных государств: Уч. Пос. / сост. В. Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2009, - 624 с.

3. «Таможенный кодекс Таможенного союза». Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17.

4. Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

5. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушин. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2007. – 328с.

6. Андреев А. Современная  российская идентичность: внешнеполитическое  измерение. // МЭ и МО: мировая экономика  и международные отношения. –  2008 г., №7. – с. 61-68.

7. Аукунионек С. Макроэкономические агенты. // Экономическое развитие России. – 2009 г., №1 (январь-февраль) – с.6-18, с.28-34.

8. Воловик Н., Габелко М., Елаховский В. Внешняя торговля. // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009 г., №1. – с. 16-19, с. 22-24.

9. Григорьев Л., Салихов М. Финансовый кризис 2008 г.: вхождение в мировую рецессию. // Вопросы экономики. – 2008 г., №12. – с. 27-45.

10. Ершов М. Кризис 2008 г.: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России. // Вопросы экономики. – 2008 г., №12. – с. 4-26.

11. Иванов И. Россия в международном движении капитала. // МЭ и МО: мировая экономика и международные отношения. – 2009 г., №1. – с. 3-16.

12. Международные  Экономические Отношения: Учебник  / под ред. В. Е. Рыбалкина.  – М.: Юнити, – 2007. – 591 с.

13. Супян В.Б. США  и Россия: Мирохозяйственные позиции  и перспективы экономических  отношений/ В.Б. Супян // Мировая  экономика и Международные отношения.  – 2008. – №7. – С. 14-23

14. Шишков Ю. Россия в системе международных производственных связей. // МЭ и МО: мировая экономика и международные отношения. – 2008 г., №11. – с. 15-23. 
15. Американская политика по отношению к России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.iskran.ru/rogov_ed.php

16. Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.gks.ru

17. Давыдов А.Ю. Современные проблемы российско-американских торгово-экономических отношений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rusus.ru

18. Динамика валового внутреннего продукта [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.gks.ru

19. Зименков Р.И. Прямые иностранные инвестиции в экономике США [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rusus.ru

20. Корнеев А.В. Российско-американский энергетический диалог: вопросы энергетической эффективности и энергосбережения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rusus.ru

21. Кременюк В.А. Система взаимодействия между Россией и США [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rusus.ru

22. Министерство Экономического Развития Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.economy.gov.ru

23. Объём иностранных инвестиций, накопленных в экономике России по основным странам-инвесторам [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.gks.ru

24. Объём инвестиций из России, накопленных за рубежом [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.gks.ru

25. Россия и США полетят на Марс вместе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.infox.ru/science/universe/2010/05/18/

27. Сизов В.Ю. Отношения России и США в сфере безопасности: Можно ли считать 2009 год успешным? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rusus.ru

28. Шаклеин В.В. Можно ли говорить о новой повестке дня отношений России и США [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rusus.ru

29. Обзор инвестиционных проектов, реализуемых в рамках двустороннего сотрудничества России и США [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ved.gov.ru

30. Товарооборот между Россией и США в период 2006-2012 гг. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:www.economy.gov.ru


Информация о работе Экономическое сотрудничество РФ и США