Экономика и управление на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 13:01, курс лекций

Описание

1. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по дисциплине(ЭПП).doc

— 549.50 Кб (Скачать документ)

   ·        амортизация основных средств;

   ·        прочие затраты.

   Материальные  затраты отражают стоимость приобретаемого со стороны сырья и материалов; стоимость покупных материалов; стоимость  покупных комплектующих изделий  и полуфабрикатов; стоимость работ  и услуг производственного характера, выплачиваемых сторонним организациям; стоимость природного сырья; стоимость приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопления зданий, транспортные работы; стоимость покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и прочие нужды. 

   Из  затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается  стоимость реализуемых отходов.

   Под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции, утративших полностью или частично потребительские качества исходного ресурса. Они реализуются по пониженной или полной цене материального ресурса в зависимости от их использования.

   Затраты на оплату труда отражают затраты  на оплату труда основного производственного  персонала предприятия,  включая  премии рабочим  и  служащим  за  производственные  результаты,  стимулирующие  и компенсирующие выплаты.

   Отчисления  на социальные нужды до недавнего  времени отражали обязательные отчисления от затрат  на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Эти отчисления производили  по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования.

   С 1 янв. 2001 г. все отчисления в социальные внебюджетные фонды заменил единый социальный налог.

   Амортизация основных средств отражает сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств.

   Прочие  затраты – это налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды, платежи по кредитам в пределах ставок, затраты на командировки, по подготовке и переподготовке кадров, плата за аренду, износ по нематериальным активам, ремонтный фонд, платежи по обязательному страхованию имущества и т.д.

   Группировка затрат по экономическим элементам  не позволяет вести учет по отдельным  подразделениям и видам продукции, для этого нужен учет по статьям калькуляции.

   Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов. В отличие от элементов сметы затрат, статьи калькуляции себестоимости объединяют затраты с учетом их конкретного целевого назначения и места образования.

   Существует типовая номенклатура затрат по статьям калькуляции, однако министерства и ведомства могут вносить в нее изменения в зависимости от отраслевых особенностей.

   Типовая номенклатура включает следующие статьи:

   1.     Сырье и материалы.

   2.     Возвратные отходы (вычитаются).

   3.     Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

   4.     Топливо и энергия на технологические цели.

   5.     Заработная плата производственных рабочих.

   6.     Отчисления на социальные нужды.

   7.     Расходы на подготовку и освоение производства.

   8.     Общепроизводственные расходы

   9.     Общехозяйственные расходы.

   10.                       Потери от брака.

   11.                       Прочие производственные расходы.

   12.                       Коммерческие расходы.

   Итог  первых 9 статей образует цеховую себестоимость, итог 11 статей – производственную себестоимость, итог всех 12 статей – полную себестоимость.

   Цеховая себестоимость представляет собой затраты производственного подразделения предприятия на производство продукции.

   Производственная  себестоимость помимо затрат цехов включает общие по предприятию затраты.

   Полная  себестоимость включает затраты и на производство и на реализацию продукции.

   Общепроизводственные  расходы – это расходы на обслуживание и управление производством. В их состав входят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы.

   Общехозяйственные расходы – это расходы, связанные с управлением предприятием в целом: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи и т.д.

   В состав коммерческих расходов включают расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку, затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту.

   Статьи  затрат, входящие в состав калькуляции подразделяют на простые и комплексные. Простые состоят из одного экономического элемента (заработная плата). Комплексные статьи включают несколько элементов затрат и могут быть разложены на простые составляющие (общепроизводственные, общехозяйственные расходы…).

   Учет  затрат необходим для определения  финансовых результатов деятельности предприятия.

 

 Структура сметы затрат:

       1) материальные затраты: сырье, материалы, основные и вспомогательные полуфабрикаты и комплектные изделия, топливо, энергия со стороны, износ быстро изнашивающихся предметов;

       2) затраты на оплату труда: зар. плата, премии, стимулирующие и компенсирующие выплаты, стоимость продукции в порядке натуральной оплаты. (Затраты, выданные за счет прибыли сюда не включаются;

  1. отчисления на социальные нужды:
    1. амортизация основных фондов;
    1. прочие затраты (командировочные расходы, страхование имущества и т.д.)
 

14. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ  ПО КАЛЬКУЛЯЦИОННЫМ  ЭЛЕМЕНТАМ

 

       Калькуляция — это представленный в табличной форме расчет издержек производства в денежном выражении, а также издержек сбыта на предприятии по каждой единице конкретного продукции, либо партии продукции. В калькуляции все элементы включаются согласно их назначению. Все расходы делятся на прямые и косвенные.

         Прямые расходы (затраты) можно рассчитать на единицу продукции, не зная программы выпуска продукции. Косвенные затраты известны в общей сумме в расчете на год (месяц) или на общий срок работы. Одни косвенные затраты связаны каким-то образом с производством продукции, другие никакого прямого отношения к продукции не имеют. Такие расходы называются накладными расходами.

         Для определения общей суммы  косвенных затрат составляются  сметы цеховых, общезаводских, коммерческих расходов по видам затрат и годовым суммам. Косвенные расходы разносятся на себестоимость конкретного изделия пропорционально чему-то.

       СОСТАВ  КАЛЬКУЛЯЦИИ

       В каждой отрасли существует свой перечень статей калькуляции. Перечень  статей калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции, работ, услуг определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

       Рассмотрим  калькуляционные  статьи затрат, широко применяемые на заводах машиностроения.

    1. Сырье  и материалы за вычетом возвратных отходов;
    2. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий;
    3. Заработная плата основная производственных рабочих;
    4. Заработная плата дополнительная производственных рабочих;
    5. Отчисления на социальное страхование с заработной платы основной и дополнительной производственных рабочих;
    6. Расходы на подготовку и освоение производства;
  1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  1. Цеховые расходы;
  2. Общезаводские расходы;
  3. Потери от брака;
  4. Внепроизводственные расходы.

       Первые  восемь статей затрат образуют цеховую себестоимость. Цеховая себестоимость плюс общезаводские расходы и потери от брака составляют производственную себестоимость. Наконец, все 11 статей представляют собой полную себестоимость продукции.

 

       К цеховым расходам относят:

  1. Расходы на рационализацию и изобретательство, связанные с текущим совершенствованием технологий производства;
  2. Расходы на ремонт зданий, сооружений и т.д.;
  3. Расходы на создание нормальных условий труда и техники безопасности;
  4. Платежи за предельно допустимые выбросы в атмосферу, воду и т. д.;
  5. Содержание аппарата управления цеха;
  6. Оплата услуг аудиторских и конституционных фирм;
  7. Представительские расходы — оплаты проживания, питания и т.д. приезжающих чиновников;
  8. Контрактные командировки;
  9. Затраты на заседание правления АО или ревизионных комиссий правления;
  10. Оплата учебных отпусков студентов-заочников.
 
 

   15. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ

    Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

   Прибыль как экономическая категория  выполняет определенные функции.

   Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

   Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом  и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

   Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней

   Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

   В число  внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский  талант.)

   Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

   В настоящее  время в бухгалтерском учете  выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль,  прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности,  чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

   Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле

Информация о работе Экономика и управление на предприятии