Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа интенсификации эффективности хозяйственной деятельности ОАО «Механизированная колонна № 26», определение основных проблем предприятия и поиск путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи.
- изучить роль предприятий малого бизнеса в условиях рынка;
- дать экономическую оценку предприятия ОАО «Механизированная колонна №26»;
- дать оценку показателей интенсификации, и эффективности, выявление основных проблем, предложения по их решению.
Введение
3
1. Роль малых предприятий в экономике 4
1.1. Место малых предприятий в экономике. Формы организации малых предприятий 4
1.2. Особенности экономики предприятий малого бизнеса 9
1.3. Развитие малого предпринимательства в России 13
2. Экономическая характеристика ОАО «МК-26» 20
3. Оценка эффективности использования ресурсов предприятия 24
3.1. Расчет и анализ динамики показателей интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности ОАО «МК- 26» 24
3.2. Пути повышения эффективности использования ресурсов предприятия
28
Выводы и предложения
33
Список использованных источников
35
1.2. Особенности экономики предприятий малого бизнеса
Особенности экономического анализа организаций (предприятий) малого бизнеса:
Законодательно ограниченная численность работников малых предприятий.
Каждый работник должен совмещать несколько профессий и специальностей, например, бухгалтер малого предприятия должен совмещать еще функции экономиста и финансиста.
По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия имеют меньшие активы, резервы, более низкую конкурентоспособность.
Повышенное внимание уделяется экономическому анализу оттоков и притоков денежной наличности, определение ее источников носит систематически проблемный характер.
Предоставление льготной и упрощенной системы налогообложения.
Упрощенная система расчетов доходов и расходов, хозяйственных операций.
К субъектам малого бизнеса относятся также физические лица, имеющие статус предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В соответствии с вышеназванным законом субъекты немалого бизнеса не могут иметь долю в уставном капитале малых организаций выше 25%, что делает невозможным управление малыми предприятиями крупным бизнесом. Финансирование малого предпринимательства кроме собственных источников организаций осуществляется ежегодно из всех уровней государственных бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местного бюджета. В начальный период организации для многих предприятий малого бизнеса устанавливается льготный налоговый период: предприятия, производящие продовольственные товары, медицинскую технику, лекарственные травы, осуществляющие жилищное, социальное, природоохранное или производственное строительство в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль [9].
Управление финансовыми затратами, доходами и прибылью в организациях малого бизнеса в основном идентично крупным предприятиям.
Экономический анализ затрат, доходов и прибыли здесь легче осуществляется по заранее выделенным центрам ответственности:
- центр затрат малого предприятия;
- центр доходов и прибыли.
Например, закупки оборотных средств определяют центр затрат предприятия и за произведенные расходы полностью отвечает менеджер по закупкам. Аналогично по производству — менеджер по производству, а по доходам несет полную ответственность менеджер по продажам. В странах с развитой рыночной экономикой широкое распространение получили такие методы экспресс - управления затратами, как методы нормативного управления затратами (стандарт-костинг), методы разделения затрат на постоянные и переменные (директ-костинг), использование корреляционно-регрессионных уравнений. Нормативный метод позволяет отслеживать расходы финансовых, материальных и трудовых ресурсов на основе разработанных нормативов и по образовавшимся отклонениям принимать управленческие решения. Директ-костинг позволяет анализировать и управлять переменными затратами, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производимых изделий, а постоянные затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно при изменении объема производимых изделий, целиком относятся на всю произведенную продукцию.
На малых предприятиях большее внимание, чем на крупных, уделяется экономическому анализу и управлению оборотными средствами — денежными средствами в кассе и на расчетном счете в банке, дебиторскими долгами, производственными запасами. Для экономического анализа и управления денежными средствами используется кассовый план предприятия. Контроль дебиторских долгов является важной аналитической работой экономиста-финансиста предприятия, так как сбои по своевременным оплатам дебиторских счетов является одной из основных причин потери ликвидности малого предприятия. На основе книги учета продаж составляется картотека учета дебиторских долгов по покупателям и срокам. Аналогично по книге учета покупок составляется картотека учета кредиторских долгов по поставщикам и срокам.
Экономический анализ на малых предприятиях предполагает использование примерно тех же методов анализа, планирования, что и на средних, крупных предприятиях. Например, на малых предприятиях составляется мастер-бюджет или бизнес-план развития предприятия, где в качестве основных разделов используются маркетинг покупателей, ценообразования, план продаж продукции вместе с графиком поступления денежной наличности, производственная программа с производственным планом выпуска продукции, план закупок вместе с графиком выплат денежных средств, сметы затрат материалов, оплаты труда, общецеховых и общезаводских расходов, кассовый план притоков и оттоков денежных средств. Заканчивается мастер-бюджет разработкой прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного баланса предприятия на следующий год, квартал или месяц.
Экономический анализ и планирование налогообложения существенно упростились, так как с 1 января 2003г. в соответствии с введением нового Налогового кодекса стало возможным для организаций малого бизнеса использование упрощенной системы налогообложения. До введения упрощенной системы налогообложения предприниматели уплачивали в бюджет фиксированную стоимость патента, а организации — стоимость патента по результатам хозяйственной деятельности. В настоящее время понятие патента не используется [12].
Упрощенная система налогообложения или единый налог для организаций заменяет расчеты и уплату сразу несколько налогов: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог.
Упрощенную систему налогообложения не вправе применять организации, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, страховщики;, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Сюда же относятся ломбарды, организации и индивидуальные предприниматели со средней численностью работников более 100 чел., производящие подакцизные товары, занимающиеся игорным бизнесом, частные нотариусы и т.д.. Объектом налогообложения являются: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов, т.е. на прибыль. Упрощенная система налогообложения вводится для облегчения финансового положения организаций малого бизнеса.
План проведения экономического анализа на малых предприятиях:
- Подготовка исходной информации для проведения экономического анализа.
- Подготовка методов, моделей непосредственного проведения экономического анализа.
- Проведение экономического анализа.
- Подготовка выводов и рекомендаций по результатам анализа.
- Разработка и реализация мероприятий по улучшению экономического развития предприятия.
1.3. Развитие малого предпринимательства в России
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» принят более десяти лет назад - 14 июня 1995г.[1]. Практика его применения показала, что необходимо более четко сформулировать полномочия федерального органа по управлению развитием малого предпринимательства, определив его функции по разработке и проведению государственной политики в сфере бизнеса. Образование самостоятельного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию деятельности по развитию предпринимательства и созданию его инфраструктуры, позволит сосредоточить внимание на этом важном участке рыночной экономики.
В соответствии с Законом от 14 июня 1995г. федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и представляют в Правительство Российской Федерации Федеральную программу развития и государственной поддержки малого предпринимательства, которая после утверждения согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ вносится в Государственную Думу как составная часть проекта федерального бюджета на предстоящий год.
Кроме того, согласно названному Закону Правительством РФ был создан (в форме некоммерческой организации) Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Результаты его работы свидетельствуют, что он не осуществляет в должной мере финансового обеспечения федеральной политики в этом деле и плохо выполняет функции заказчика Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства являются также фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований составляет не менее 50%. В соответствии со ст. 118 ГК РФ имущество, переданное его учредителями, является собственностью фонда и используется для целей, определенных в уставе. Доходы от деятельности фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных в Законе от 14 июня 1995г.
Фонды имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность. Поскольку подавляющее число задач фондов сопряжено с осуществлением постоянной предпринимательской деятельности, постольку федеральный орган исполнительной власти по управлению малым предпринимательством должен иметь для исполнения своих полномочий широкую сеть государственных и иных коммерческих организаций. Подобным же образом в регионах должно строиться взаимодействие между государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными, муниципальными и другими коммерческими организациями, в которых имеется государственное и муниципальное участие.
Связующим звеном между государственными и муниципальными органами, занимающимися развитием и поддержкой малого предпринимательства, и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями должны стать их союзы (ассоциации). Закон от 14 июня 1995г. предусматривает государственную поддержку союзам (ассоциациям) субъектов малого предпринимательства (предоставление помещений и средств связи на льготных условиях, привлечение к разработке проектов законов и иных правовых актов и т.д.).
Закон от 14 июня 1995г. предусматривает, что Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации резервируют для субъектов малого предпринимательства определенную долю заказов на производство и поставку продукции (товаров) и услуг для государственных нужд.[2].
Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.
Малое предпринимательство постоянно сталкивается со множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуации и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты. К основным проблемам по развитию малого предпринимательства можно отнести: недостаточное финансирование, депрессивное налогообложение, проблемы кредитования, бюрократический беспредел и другие.
Малое предпринимательство решает ряд существенных задач и в первую очередь социальной направленности. За прошедшие годы в плане поддержки этой группы плательщиков, в том числе и финансовой, на законодательном уровне сделаны определенные шаги.
Бюджетными деньгами, выделяемыми под целевые федеральные программы поддержки мелкого бизнеса, распоряжается Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Эти средства попадают предпринимателям через систему региональных фондов под гарантии региональных бюджетов. Основным "наполнителем" регионального фонда должен служить бюджет субъекта Федерации. Это обусловлено в первую очередь тем, что органы власти на местах должны понимать, что бороться с безработицей, давать людям высокооплачиваемую работу, насыщать рынок дешевыми товарами местного производства можно только путем развития малого бизнеса. Вместе с тем трудно ожидать, чтобы губернаторы, особенно депрессивных регионов, чья налоговая база недостаточно прочна, занялись бы пополнением региональных фондов, отрывая средства от других не менее насущных нужд. Но сильные и "продвинутые" в плане развития малого бизнеса могут себе это позволить.
Известно, что государственные ресурсы дешевле и "длиннее" всех остальных. В то же время опыт других стран наглядно иллюстрирует, что государственное целевое финансирование малых предприятий не приносит эффективной отдачи. Наиболее перспективный путь - это развитие банковского сектора и кредитование через него малого предпринимательства.[14].
Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, руководители многих предприятий и индивидуальные предприниматели называют недостаток кредитно - финансовых ресурсов. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования несмотря на то, что снизилась, для малого бизнеса остается малопривлекательной.
Несмотря на то, что многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, практически пока этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:
- это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался снизу в результате частной инициативы граждан. Он, как правило, не имел отношения к приватизации и не получил средств бывших государственных предприятий;
- дороговизна кредитных ресурсов;
- залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.
Однако, несмотря на риски, малые предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков. Кстати, они одни из самых дисциплинированных заемщиков. Возврат кредитов здесь составляет цифру, как утверждают представители западных фондов, кредитующих российский средний и малый бизнес, близкую к максимальной.
Настораживает другое: российские предприниматели не торопятся обращаться за заемными деньгами. Многие из них сетуют не только на высокие проценты, даже на небольшие суммы, плюс сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество - автомобили и квартиры - предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью жизни.
Индивидуальные предприниматели, которые периодически берут кредиты, также жалуются на трудности. Их доводы просты: бизнесмен в России может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, а процентные ставки по кредитам в валюте не ниже 14 - 15% плюс налоги, аренда. К тому же кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться.
Большинство предпринимателей нередко обходится своими средствами, кредит выгодно брать, когда много инвестиционных планов и возможностей. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а малые предприятия, и это не секрет, нередко вынуждены скрывать доходы, и по этой причине банк не торопится с предоставлением кредита.
Информация о работе Экономика организации (на примере ОАО «МК-26»)