Экономика торговли. Издержки обращения в предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание

Необходимость качественных сдвигов в экономике, перехода ее на пути рыночного развития, выдвинуло в число обязательных условий повышения эффективности производства экономию и рациональное использование всех видов ресурсов.

Содержание

Введение 3

1. Экономическая сущность издержек обращения торговли, их состав

и классификация 5

2. Экономический анализ издержек обращения торговли как необходимое

условие их оптимизации 10

3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ромэо» за 2009-2010 годы. 18

4. Анализ издержек обращения торговли по общему уровню по

ООО «Ромэо» за 2009-2010 годы 23

5. Анализ издержек обращения торговли по статьям по ООО «Ромэо»

за 2009-2010 годы. 27

6. Оптимизация издержек обращения торговли по ООО «Ромэо»

за 2009-2010 годы. 30

Заключение 36

Библиографический список 38

Приложения 40

Работа состоит из  1 файл

12-05-18-2 Экономика торговли, Т-Издержки торговли, курс..doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

46

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Экономическая сущность  издержек обращения торговли, их состав

и классификация 5

2. Экономический анализ  издержек обращения торговли как необходимое

условие их оптимизации 10

3. Экономическая характеристика  финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ромэо» за 2009-2010 годы. 18

4. Анализ издержек  обращения торговли по общему уровню по

ООО «Ромэо» за 2009-2010 годы 23

5. Анализ издержек  обращения торговли по статьям по ООО «Ромэо»

за 2009-2010 годы. 27

6. Оптимизация издержек  обращения торговли по ООО «Ромэо»

за 2009-2010 годы. 30

Заключение 36

Библиографический список 38

Приложения 40

 

 

Введение

 

Необходимость качественных сдвигов в экономике, перехода ее на пути рыночного развития, выдвинуло  в число обязательных условий  повышения эффективности производства экономию и рациональное использование всех видов ресурсов. Для этого необходимо привести в действие имеющиеся организационно-экономические резервы, вести решительную борьбу с расточительством и потерями.

В связи с этим ведение  действующего контроля затрат с целью постоянного снижения их величины становится одной из важнейших задач системы управления предприятием. Особую специальную роль в ее решении играет учет, призванный обеспечить систему управления качественной информацией об издержках обращения.

Изучение издержек управления в сфере торговли в современных  условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня произведенных затрат.

Правильная организация  учета издержек обращения дает возможность  выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.

Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергий и материалов. Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередь отысканию дополнительных резервов их сокращения.

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по оптимизации издержек обращения торгового предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть экономическая сущность издержек обращения,

- определить задачи и цели анализа издержек обращения,

- проанализировать издержки обращения ООО «Ромэо»,

- выявить направления оптимизация издержек обращения на исследуемом предприятии.

Предмет исследования –  процесс управления издержками обращения  на предприятии торговли. Объект исследования - непосредственно издержки обращения. Объектом наблюдения выступило ООО «Ромэо».

В первом разделе работы рассмотрена экономическая сущность издержек обращения торговли, изучены состав и классификация. Во втором разделе изучен процесс экономического анализа издержек обращения торговли. Третий, четвертый и пятый разделы работы посвящены непосредственно анализу финансово-хозяйственной деятельности и оценке издержек обращения исследуемого предприятия, на основании анализа сделаны выводы о состоянии издержек обращения и их влиянии на экономический результат деятельности предприятия. Последний, шестой, раздел работы заключается в разработке рекомендаций по оптимизации издержек обращения торговли исследуемого предприятия.

В заключении сделаны  выводы о проделанной работе.

Методами научного исследования в работе выступают вертикальный, горизонтальный и факторный анализы.

При написании работы использовалась нормативная, учебная  и специальная литература, таких авторов, как Вахрушин М.А., Горфинкель В.Я., Ионова А.Ф., Шеремет А.Д., Баканов М.И. и других. При проведении оценки финансового состояния и анализа издержек обращения предприятия использованы методики Савицкой Г.В. и Шеремета А.Д., а также статистическая, бухгалтерская и оперативная отчетность ООО «Ромэо» за 2009 – 2010 гг.

 

1. Экономическая  сущность издержек обращения

торговли, их состав и классификация

 

Под издержками обращения  понимают выраженные в денежной форме  затраты живого и овеществленного труда, связанные с движением товаров от продавца к покупателю. Издержки отражают расходы на транспортировку, хранение и приведение в удобную для реализации форму (подработка, упаковка, подсортировка, комплектование и фасовка), а также расходы по продаже товаров [2, с.321].

Рассматривая экономическую  природу издержек обращения, их делят  на два вида: чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения - это расходы, связанные с процессом  купли-продажи товаров, ведения бухгалтерского учета, ведения денежных расчетов. Это издержки, необходимые для того, чтобы превратить стоимости из товарной формы в денежную.

К дополнительным издержкам обращения относятся затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Это издержки на упаковку, фасовку, этикировку, транспортировку. Они носят производительный характер и, по сути, являются продолжением процесса производства, выполненным в сфере обращения. Для учета, анализа, планирования и контроля за расходованием средств издержки обращения классифицируются по следующим признакам [5, с.99]:

- по степени зависимости  от изменения товарооборота;

- по участию в образовании стоимости товара;

- по отраслям деятельности;

- по видам затрат;

- по экономическим  элементам.

Издержки обращения  по степени зависимости от изменения  товарооборота делятся на условно-постоянные и условно-переменные. К условно-постоянным относятся расходы на содержание и аренду помещений, амортизацию основных фондов, текущий ремонт, расходы на охрану. Они сохраняют свои размеры независимо от изменений товарооборота.

К условно-переменным относят  расходы по перевозке товаров, оплате труда, инкассаций выручки. Сумма этих расходов с ростом товарооборота, как правило, увеличивается.

По участию в образовании  себестоимости издержки обращения  подразделяются на чистые, не увеличивающие стоимости товара (связанные с процессом купли-продажи товаров, ведения бухгалтерского учета, денежных расчетов) и дополнительные, которые увеличивают стоимость товара (на упаковку, этикировку, транспортировку и др.) [7, с.116].

По отраслям деятельности издержки обращения классифицируются на:

- расходы предприятий  оптовой торговли;

- расходы заготовительных  предприятий;

- расходы предприятий  розничной торговли;

- расходы предприятий  общественного питания.

По видам затрат и  по экономическим элементам издержки обращения группируются по составу  затрат, включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг)

По экономическим элементам  издержки обращения группируются следующим образом:

Материальные затраты, которые включают в себя затраты на:

-транспортировки грузов,

-износ,

-топливо,

-электроэнергию,

-затраты на упаковку,

-подсортировку,

-хранение,

-торговую рекламу,

-потери товаров при перевозке,

-хранение и реализации товаров в пределах норм,

-расходы на тару.

Затраты на оплату труда, которые включают в себя:

-заработную плату  по окладу или тарифу,

-премии,

-различные доплаты и надбавки,

-отчисления на социальные нужды, которые состоят из:

а) обязательных отчислений по установленным законодательством нормам,

б) отчислений органам государственного социального страхования,

в) отчислений Пенсионному фонду и т.п.

Амортизация основных фондов.

Прочие затраты, включающие в себя:

-износ по нематериальным активам,

-проценты по кредитам банков,

-суточные и подъемные,

-арендную плату,

-налоги и отчисления во внебюджетные фонды,

-оплату нематериальных услуг (связи, вневедомственной охраны, информационно-вычислительного обслуживания, аудиторских организаций, коммунального хозяйства) [9, с.209].

По характеру функции, с выполнением которых связаны  затраты издержек обращения, подразделяются на прямые и административно-управленческие. К прямым относят расходы по перевозке товаров, амортизации, естественной убыли товаров, процентов за кредит. К административно-управленческим относят: почтово-телеграфные, канцелярские, расходы по командировкам.

Издержки обращения  учитываются и планируются в абсолютной сумме и по уровню (в относительных величинах). Уровень издержек обращения определяется как отношение суммы издержек обращения к товарообороту в процентах. На уровень издержек обращения оказывают влияние факторы:

- независимые от хозяйственной  деятельности;

- зависимые от хозяйственной  деятельности.

К независимым факторам от хозяйственной деятельности относятся: изменение розничных цен, изменение тарифов на железнодорожные и автотранспортные перевозки, арендные ставки, равномерность завоза товаров, выполнение договоров поставки, изменение тарифов и ставок за услуги.

К факторам, зависящим  от хозяйственной деятельности предприятий, относят: объем и степень выполнения плана товарооборота, изменение структуры товарооборота, эффективности использование материально-технической базы, повышение производительности труда, изменение скорости обращения товаров и величины товарных запасов, рационализация путей и форм товародвижения.

Задачи бухгалтерского учета издержек обращения состоят  в обеспечении проверки правильного документального оформления расходов; разграничении издержек по местам их возникновения; своевременном представлении информации о расходах и доходах для применения управленческих решений; правильности отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; тождестве данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета [12, с.122-123].

Аналитический учет дает детальную характеристику расходов по статьям, что необходимо для оперативного руководства и контроля, а также  осуществления мероприятий по сокращению издержек обращения, усилению режима экономии и повышению рентабельности.

Синтетический учет обеспечивает только контроль за общей суммой расходов. Он не отвечает требованиям оперативного контроля и управления расходами в торговой сети с учетом целесообразности и производственной необходимости произведенных затрат. Поэтому наряду с синтетическим организуется аналитический учет издержек обращения в номенклатуре производственных расходов по отдельным статьям.

В организациях, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую деятельность, услуги по общественному питанию, затраты на торговую деятельность группируются по статьям типовой номенклатуры:

- транспортные расходы; 

- расходы на оплату  труда; 

- отчисления на социальные  нужды; 

- расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

- амортизация основных  средств; 

- расходы на ремонт  основных средств; 

- расходы на санитарную  и специальную одежду, столовое  белье, посуду, приборы (если они  учитываются в оборотных средствах);

- расходы на топливо,  газ, электроэнергию для производственных  нужд;

- расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку  товаров;

- расходы на рекламу; 

- потери товаров и технологические  отходы;

- расходы на  тару;

- прочие расходы.

Не  относятся к издержкам обращения  затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые в соответствии с договорами покупателями сверх стоимости товара. Указанные расходы включаются в расчетно-платежные документы отдельными позициями и взыскиваются с покупателей продукции.

Подводя итог, отметим, что издержки обращения - это совокупные затраты, связанные с процессом обращения товаров. Рассматривая экономическую природу издержек обращения, их делят на два вида: чистые и дополнительные. Для учета, анализа, планирования и контроля за расходованием средств издержки обращения классифицируются по признакам: по степени зависимости от изменения товарооборота; по участию в образовании себестоимости; по отраслям деятельности; по видам затрат; по экономическим элементам [11, с.122].

Информация о работе Экономика торговли. Издержки обращения в предприятии