Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:31, шпаргалка
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины, основные понятия о труде………………….
Тема 2. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества………………………….
Тема 3. Занятость населения и рынок труда…………………………………………….
Тема 4. Производительность (эффективность) труда…………………………………..
Тема 5. Качество и уровень жизни населения…………………………………………..
Тема 6. Вознаграждение за труд – важнейший источник доходов и стимул труда…..
Тема 7. Социальное партнерство в сфере труда…………………………………………
Тема 8. Международное регулирование социально-трудовых отношений……………
Министерство образования Российской Федерации
Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова
Кафедра экономики труда и занятости
ЭКОНОМИКА ТРУДА
в схемах и таблицах
Москва 2009
Министерство образования
Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова
Кафедра экономики труда и занятости
ЭКОНОМИКА ТРУДА
в схемах и таблицах
Москва 2009
Составители: докт. экон. наук Е.В. Ш у б е н к о в а
канд. экон. наук Е.Е. М и р г о р о д
канд. экон. наук А.В. П е т р о п а в л о в с к а я
Рецензенты:
Экономика труда в схемах и таблицах. Учебно-наглядное пособие / Сост. Е.В. Шубенкова, Е.Е. Миргород, А.В. Петропавловская. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2009. ___с.
В учебном пособии в сжатом, структурированном виде представлены основные темы учебной дисциплины «Экономика труда».
Для студентов, обучающихся по специальности 080104.65 «Экономика труда» и другим экономическим специальностям.
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины, основные понятия о труде………………….
Тема 2. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества………………………….
Тема 3. Занятость
населения и рынок труда…………………
Тема 4. Производительность (эффективность) труда…………………………………..
Тема 5. Качество и уровень жизни населения…………………………………………..
Тема 6. Вознаграждение за труд – важнейший источник доходов и стимул труда…..
Тема 7. Социальное партнерство в сфере труда…………………………………………
Тема 8. Международное
регулирование социально-
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины, основные понятия о труде
Предметом дисциплины "Экономика труда" являются трудовой потенциал общества и пути его наиболее рационального использования в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни.
Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда всегда связан с затратами физической и психической энергии, с затратами ресурсов. Труд является одним из главных факторов производства, наряду с землей (природными ресурсами), капиталом, предпринимательством. Труд – естественное условие человеческой жизни, он позволяет человеку стать личностью, творцом ноосферы, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Труд является процессом самоуправляемым и управляемым извне (менеджером, инженером, мастером).
Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.
Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.
Способность человека к целесообразной деятельности может оцениваться тремя основными характеристиками:
Виды трудоспособности:
а) Общая трудоспособность – способность к выполнению всякой работы в обычных условиях, предполагает наличие у человека физических, психофизиологических, возрастных и других данных, определяющих способность к труду и не требующих специальной подготовки, т.е. способность к неквалифицированному труду.
б) Профессиональная трудоспособность – способность к квалифицированному труду, т.е. способность работать по определенной профессии, должности, в определенных условиях, требующая специального обучения.
в) Неполная трудоспособность – способность работать лишь в облегченных условиях (например, при неполном рабочем дне).
Рис. 1. Колебания уровня работоспособности в течение трудового дня
Рис. 2. Колебания работоспособности по дням недели
Содержание труда - совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью.
Под характером труда обычно понимают особенности его функционирования, независимо от содержания труда, его общественную форму; труд свободный и принудительный; индивидуальный и коллективный; личный и общественный; умственный и физический; содержательный и малосодержательный; тяжелый и легкий; престижный и непрестижный; опасный и безопасный.
Рис. 3. Функции труда
Общественная организация труда – это социально-экономические отношения, характеризующие форму социальной организации труда в обществе и охватывающие отношения по поводу привлечения членов общества к труду, разделения и кооперации труда, воспроизводства рабочей силы и ее подготовки, распределении материальных благ. В различных общественно-экономических формациях и типах цивилизации общества имеют место свои особенности этих отношений.
Разделение труда – это обособление деятельности отдельных работников и их групп в процессе труда. Благодаря разделению труда повышается профессиональная дееспособность работников. Возрастает производительность труда, совершенствуются орудия производства и технология.
Различают три вида разделения труда: общее, частное и единичное.
Предпринимательство - инициативная хозяйственная деятельность субъектов собственности в рамках существующих законов, направленная на создание экономических и организационных условий для производства продукции, сбыта товаров, осуществления коммерческих операций, оказания услуг с учетом интересов производителя и потребителя в целях получения прибыли; социально-активный вид трудовой деятельности, основанный на самозанятости и инициативе отдельного лица или группы лиц, труд творческий, интеллектуальный, связанный с поиском и реализацией организационных решений технических, производственных и социально-экономических задач в условиях присущего рыночным отношениям риска.
Таблица 1
Развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни
Категория |
Период активного |
Отражаемое представление о человеке |
Факторы возникновения |
Рабочая сила |
XIX в. – настоящее время |
Человек как носитель
способностей и качеств, которые
могут производительно |
Необходимость обозначения
и учета личного фактора |
Трудовые ресурсы |
20-е гг.XX в.- настоящее время |
Человек как пассивный объект внешнего управления, планово-учетная единица. |
Необходимость измерения показателей процесса воспроизводства рабочей силы в условиях централизованного управления экономикой. |
Трудовой потенциал |
70-80-е гг. XXв. – настоящее время |
Человек как объект, характеризующийся своими потребностями и интересами в сфере труда. |
Необходимость активизации и эффективного использования возможностей, связанных с личным фактором. |
Человеческий фактор |
Конец 80-х гг. XXв. – настоящее время |
Человек – главная движущая сила общественного производства, средство повышения его эффективности. |
Общественно-политические условия, необходимость отдачи личного фактора. |
Человеческий капитал |
Начало 90-х гг. XXв. – настоящее время |
Человек – объект наиболее эффективных вложений и субъект, преобразующий их в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации. |
Признание инструментальной ценности человека и производительного характера инвестиций в его развитие. |
Тема 2. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества
Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества.
Структура трудового потенциала общества включает в себя: трудовой потенциал личности; трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы; трудовой потенциал отрасли, региона и т.д.
Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется:
Количественная сторона трудового потенциала выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени (потенциальным фондом рабочего времени).
Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности.
К трудовым ресурсам относятся лица трудоспособного возраста за исключением неработающих инвалидов труда и войны 2 и 3 категорий и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях (основная часть), а также фактически работающие лица нетрудоспособного возраста (дополнительная часть трудовых ресурсов).
Границы трудоспособного возраста устанавливаются государством. В РФ нижняя граница – 16 лет, верхняя – 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.
Таблица 2
Возрастная структура населения России, % к общей численности населения
Год |
Моложе трудоспособного возраста |
В трудоспособном возрасте |
Старше трудоспособного возраста |
1939 |
38,8 |
52,5 |
8,6 |
1959 |
29,9 |
58,4 |
11,8 |
1970 |
28,6 |
56,0 |
15,4 |
1975 |
24,6 |
59,3 |
15,9 |
1980 |
23,0 |
60,3 |
16,6 |
1985 |
24,1 |
58,1 |
17,8 |
1990 |
24,3 |
56,6 |
19,0 |
1995 |
22,5 |
57,3 |
20,7 |
2000 |
21,2 |
57,4 |
20,7 |
2005 |
16,8 |
62,9 |
20,3 |
2007 |
16,0 |
63,4 |
20,6 |
Демографическая ситуация в России характеризуется следующими явлениями и процессами:
Таблица 3
Численность населения РФ
Годы |
Все |
в том числе |
В общей численности | ||
городское |
сельское |
городское |
сельское | ||
1989 |
147,0 |
108,0 |
39,0 |
73 |
27 |
19931 |
148,6 |
108,7 |
39,9 |
73 |
27 |
1996 |
148,3 |
108,3 |
40,0 |
73 |
27 |
2001 |
146,3 |
107,1 |
39,2 |
73 |
27 |
2002 |
|||||
на 1 января |
145,6 |
106,7 |
38,9 |
73 |
27 |
на 9 октября2 |
145,2 |
106,4 |
38,8 |
73 |
27 |
2003 |
145,0 |
106,3 |
38,7 |
73 |
27 |
2004 |
144,2 |
105,8 |
38,4 |
73 |
27 |
2005 |
143,5 |
104,7 |
38,8 |
73 |
27 |
2006 |
142,8 |
104,1 |
38,7 |
73 |
27 |
2007 |
142,2 |
103,8 |
38,4 |
73 |
27 |
2008 |
142,0 |
103,8 |
38,2 |
73 |
27 |
Таблица 4
Естественное движение населения в РФ (тыс. чел.)
Годы |
Родившиеся |
Умершие |
Естественный прирост, |
Умершие в возрасте до одного года |
1992 |
1587,6 |
1807,4 |
-219,8 |
29,2 |
1995 |
1363,8 |
2203,8 |
-840,0 |
24,8 |
2000 |
1266,8 |
2225,3 |
-958,5 |
19,3 |
2001 |
1311,6 |
2254,9 |
-943,3 |
19,1 |
2002 |
1397,0 |
2332,3 |
-935,3 |
18,4 |
2003 |
1477,3 |
2365,8 |
-888,5 |
18,1 |
2004 |
1502,5 |
2295,4 |
-792,9 |
17,3 |
2005 |
1457,4 |
2303,9 |
-846,5 |
16,1 |
2006 |
1479,6 |
2166,7 |
-687,1 |
15,1 |
2007 |
1610,1 |
2080,4 |
-470,3 |
14,9 |
1992 |
1587,6 |
1807,4 |
-219,8 |
29,2 |