Экономика труда в схемах и таблицах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:31, шпаргалка

Описание

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины, основные понятия о труде………………….
Тема 2. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества………………………….
Тема 3. Занятость населения и рынок труда…………………………………………….
Тема 4. Производительность (эффективность) труда…………………………………..
Тема 5. Качество и уровень жизни населения…………………………………………..
Тема 6. Вознаграждение за труд – важнейший источник доходов и стимул труда…..
Тема 7. Социальное партнерство в сфере труда…………………………………………
Тема 8. Международное регулирование социально-трудовых отношений……………

Работа состоит из  1 файл

Экономика_труда_в_схемах_и_таблицах.doc

— 977.00 Кб (Скачать документ)

 

Источник: Российский статистический ежегодник/ Росстат. М., 2008

Таблица 5

Распределение численности населения Российской Федерации по полу и возрастным группам  на 1 января 2008 года  (тыс.человек)

Возраст (лет)

Все население

Городское население

Сельское население

Муж-чины 
и жен-щины

Муж-чины

Жен-щины

мужчины 
и жен-щины

Муж-чины

Жен-щины

мужчины 
и жен-щины

Муж-чины

Жен-щины

Все насе-ление

142009

65717

76292

103773

47518

56255

38236

18199

20037

в том числе в возрасте, лет:

до 1 года

1598

822

776

1114

573

541

484

249

235

0-4

7449

3827

3622

5265

2707

2558

2184

1120

1064

5-9

6481

3317

3164

4451

2280

2171

2030

1037

993

10-14

6894

3522

3372

4633

2369

2264

2261

1153

1108

15-19

10207

5206

5001

7028

3567

3461

3179

1639

1540

20-24

12764

6459

6305

9612

4804

4808

3152

1655

1497

25-29

11475

5744

5731

8864

4399

4465

2611

1345

1266

30-34

10493

5191

5302

8031

3942

4089

2462

1249

1213

35-39

9702

4779

4923

7301

3571

3730

2401

1208

1193

40-44

9804

4726

5078

7151

3393

3758

2653

1333

1320

45-49

11955

5632

6323

8739

4015

4724

3216

1617

1599

50-54

10948

4970

5978

8113

3581

4532

2835

1389

1446

55-59

9350

4077

5273

7085

3015

4070

2265

1062

1203

60-64

4898

2017

2881

3783

1539

2244

1115

478

637

65-69

6602

2429

4173

4731

1722

3009

1871

707

1164

70 и более

12987

3821

9166

8986

2614

6372

4001

1207

2794

Из общей численности население  в возрасте:

моложе трудо-способ-ного*)

22497

11521

10976

15470

7929

7541

7027

3592

3435

Трудо-способ-ном**)

89752

45929

43823

66733

33714

33019

23019

12215

10804

старше трудо-способ-ного***)

29760

8267

21493

21570

5875

15695

8190

2392

5798

*) Мужчины и женщины  в возрасте 0-15 лет.

**) Мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины - 16-54 года.

***) Мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше.


Источник: Российский статистический ежегодник/ Росстат. М., 2008

 

Миграция населения (рабочей силы) – это процесс перемещения населения (трудоспособного населения) через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

Рис. 5. Типы, виды и функции миграции

Таблица 6

Международная миграция (человек)

 

1997

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Прибывшие в Российскую Федерацию - всего 

597651

359330

184612

129144

119157

177230

186380

286956

Выбывшие из Российской Федерации - всего

 
232987

 
145720

106685

94018

79795

69798

54061

47013


Источник: Российский статистический ежегодник/ Росстат. М., 2008

 

При определении интенсивности  и результатов естественного и механического движения населения рассчитываются следующие показатели: общий коэффициент рождаемости (Кр), общий коэффициент смертности (Ксм), коэффициент естественного прироста (Кпр.ест), коэффициент интенсивности миграции по прибытию (Кпрб), коэффициент интенсивности миграции по выбытию (Квб), коэффициент общей (валовой) миграции (Квм), сальдо миграции (механического движения населения) (МС), коэффициент сальдо миграции (механического движения населения) (Кмс). 

    (1)

где   Р  - число  родившихся за год на определенной территории; - средняя численность населения соответствующей территории (полусумма численности на начало и конец года);

(2)

где У - число умерших за год на определенной  территории;

Кпр.ест=Кр-Ксм ; (3)        

;  (4)

Сальдо миграции и  валовая миграция рассчитывается по формулам:

МС=Чпрб-Чвб (7)   или   МС=О-Е (8);    ВМ=Чпрб+Чвб (9)

Интенсивность миграции характеризуется относительными величинами: коэффициентом прибытия, коэффициентом  выбытия, коэффициентом валовой  миграции, коэффициентом миграционного прироста населения:

   (5)

где Чпрб – численность  прибывших за год на данную территорию;

    (6)  

где Чвб – численность  выбывших за год с данной территории.

  (9) 
(10)

Система образования  в России представляет собой совокупность взаимодействующих:

  1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2. сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3. органов управления образование и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

  1. общеобразовательные (основные и дополнительные);
  2. профессиональные (основные и дополнительные).

Профессиональные  образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

  1. начального профессионального образования;
  2. среднего профессионального образования;
  3. высшего профессионального образования;
  4. послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум  содержания каждой основной общеобразовательной  программы или основной профессиональной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим  государственным образовательным  стандартом.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

    • "бакалавр",
    • "дипломированный специалист",
    • "магистр".

Формы получения  образования: в образовательном учреждении – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Основной задачей дополнительного образования в пределах каждого уровня профессионального образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста.

Виды профессионального  обучения работников:

- подготовка новых  работников (первоначальное обучение  тех, кто не имел до этого  никакой специальности);

- переподготовка (применяется  для переобучения высвобождаемых  с производства);

- обучение работников вторым, смежным профессиям ( в отличие от переподготовки работник не расстается со своей работой; для расширения профессионального профиля работников в рамках бригады);

- повышение квалификации  работников (повышение знаний и  умений по профессии).

Формы профессионального обучения рабочих:

- в ПТУ, техникумах, УПК и др.;

- на производстве.

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:

  • профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;
  • состояние материально-технической базы обучения;
  • программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;
  • качество преподавательских кадров;
  • финансовое обеспечение;
  • качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;
  • приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;
  • конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.

Таблица 7

Отдельные показатели деятельности организаций образования

 

 

2007г.

В % к  
2006г.

Справочно

2006г.

в % к  
2005г.

Государственные и муниципальные дневные 
общеобразовательные учреждения

Число учебных заведений, единиц

55711

95,0

58669

96,5

из них: 
гимназии

1374

104,2

1318

103,1

Лицеи

993

105,1

945

103,1

Численность учащихся, тыс.человек

13694,7

95,8

14291,0

94,6

из них: 
в гимназиях

899,2

103,2

871,6

100,6

в лицеях

594,2

106,3

558,9

101,0

Негосударственные дневные  общеобразовательные учреждения

Число учебных заведений, единиц

697

96,9

719

99,0

Численность учащихся, тыс.человек

71,3

100,1

71,3

98,6

Государственные и муниципальные учреждения среднего  
профессионального образования

Число учебных заведений, единиц

2566

97,5

2631

97,9

Численность студентов, тыс.человек

2287,7

95,8

2388,9

96,6

Прием, тыс.человек

730,1

96,6

756,2

93,3

Выпуск, тыс.человек

656,7

99,8

657,9

101,0

Государственные и муниципальные  учреждения высшего  
профессионального образования

Число учебных заведений, единиц

658

99,7

660

100,8

Численность студентов, тыс.человек

6208,4

101,2

6133,1

102,5

Прием, тыс.человек

1384,0

100,5

1376,7

100,3

Выпуск, тыс.человек

1108,9

105,0

1055,9

107,9

Негосударственные учреждения высшего  
профессионального образования

Число учебных заведений, единиц

450

104,7

430

104,1

Численность студентов, тыс.человек

1252,9

106,5

1176,8

109,0

Прием, тыс.человек

297,6

105,9

280,9

104,8

Выпуск, тыс.человек

226,6

113,8

199,1

114,9


 

Источник: Российский статистический ежегодник/ Росстат. М., 2008

Тема 3. Занятость населения  и рынок труда

Лекции № 6, № 7, № 8

 

Экономически  активное население – это часть населения, в возрасте от 15 до 72 лет, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных (по отношению к обследуемому периоду).

Уровень экономической  активности населения характеризует долю экономически активного населения в общей численности населения и рассчитывается по формуле:

,

где ЭАН  - экономически активное население (рабочая сила),  ЭАН=З+Б, Н - общая численность населения.

Занятость – это деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им заработок, трудовой доход.

Кроме того, занятость – всеобщая категория общественного производства, охватывающая совокупность отношений по участию людей в общественно полезном труде.

Таблица 8

Численность экономически активного населения3

 

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

 

Тысяч человек

Экономически активное население - всего

75060

70740

72332

72421

72835

72909

73811

74156

75046

в том числе:

                 

занятые в экономике

71171

64055

65273

66266

67152

67134

68603

69157

70813

безработные

3889

6684

7059

6155

5683

5775

5208

4999

4232

Мужчины

39197

37338

37499

36997

37206

37079

37511

37627

37967

в том числе:

                 

занятые в экономике

37161

33726

33754

33709

34199

34177

34710

34996

35702

безработные

2036

3613

3745

3288

3007

2902

2801

2631

2264

Женщины

35863

33401

34833

35423

35629

35831

36300

36529

37079

в том числе:

                 

занятые в экономике

34010

30330

31519

32557

32953

32958

33893

34161

35111

безработные

1853

3072

3314

2866

2676

2873

2407

2368

1968

 

В процентах к итогу

Экономически  
активное население - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

                 

занятые в экономике

94,8

90,5

90,2

91,5

92,2

92,1

92,9

93,3

94,4

безработные

5,2

9,5

9,8

8,5

7,8

7,9

7,1

6,7

5,6

Мужчины

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

                 

занятые в экономике

94,8

90,3

89,8

91,1

91,9

92,2

92,5

93,0

94,0

безработные

5,2

9,7

10,2

8,9

8,1

7,8

7,5

7,0

6,0

Женщины

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

                 

занятые в экономике

94,8

90,8

90,5

91,9

92,5

92,0

93,4

93,5

94,7

безработные

5,2

9,2

9,5

8,1

7,5

8,0

6,6

6,5

5,3

Информация о работе Экономика труда в схемах и таблицах