Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:06, реферат
В условиях перехода Казахстана к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства конкурентоспособных товаров. Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень», основу.
Коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов изготовления объекта:
Ку.т.п.= | Нс.т.п. |
Нт.п. |
Где Нс.т.п.- количество наименований существующих технологических процессов, заимствованных для производства нового объекта,
Нт.п.- общее количество наименования технологических процессов изготовления нового объекта, включая заимствованные и вновь разработанные.
Удельный вес деталей объекта с механической обработкой:
Dмех= | Нмех |
Н |
Где Нмех- количество наименований деталей объекта, трудоемкость механической обработки которых выше 10% полной трудоемкости их изготовления.
Коэффициент прогрессивности технологических процессов изготовления объекта:
Кпр.т.п.= | Нпр.т.п. |
Нт.п. |
Где Нпр.т.п.- количество наименований прогрессивных технологических процессов изготовления объекта, зависит от программы выпуска предмета труда, возраста технологии и метода изготовления.
Показатели стандартизации и унификации -это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации
По сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше процент стандартных и унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.
К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:
-коэффициент стандартизации объекта:
Кст.= | Нст |
Н |
Где Нст- количество типоразмеров, выпускаемых по стандартам,
Н-общее количество типоразмеров составных частей объекта.
-коэффициент повторяемости составных частей объекта:
Кп.= | п |
Н |
Где п- общее количество составных частей объекта.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, цена единицы качества, что можно представить формулой:
Копт.= | Q |
C |
Где Q-качество изделия,
С-затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.
Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели.
Глава 3 Обеспечение конкурентоспособности продукции, управление качеством продукции.
Рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост благополучия, и работа по управлению качеством на фирме.
Качество продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция в работе всех ведущих фирм мира, которая охватила европейские, американские и азиатские предприятия. Качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами.
Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов. Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы.
1. Экономические:
1.Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.
1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой цемент — плохие средства хранения, плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).
1.3. Дополнительные затраты на ремонт техники.
1.4. Дополнительные затраты времени у населения на ремонт бытовой техники.
1.5. Потери природных ресурсов в результате применения низкокачественных машин, используемых для их добычи и использования.
1.6. Недополученная валютная выручка из-за низкой доли экспорта готовой продукции.
1.7. Дополнительная потеря валютных средств для импорта техники и товаров широкого потребления.
1.8. Дополнительные затраты материальных и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной
2. Социальные.
2.1. Дефицитность отечественной продукции.
2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.
2.3. Недостаточное удовлетворение потребностей производственно- технических и личных.
2.4. Снижение темпов роста благосостояния населения.
2.5. Нерациональная трата свободного времени населения на устранение дефектов изготовления товаров широкого потребления.
2.6. Ухудшение морального климата в трудовом коллективе предприятия — изготовителя продукции (оказания услуг).
2.7. Уменьшение доли прибыли предприятия.
3. Экологические:
3.1. Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.
3.2. Дополнительные материальные затраты на меры по оздоровлению населения.
3.3. Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы.
3.4. Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.
С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции — относительной характеристики качества, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.
Качество продукции — это совокупность свойств, которые количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанной является классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.
Показатели назначения — характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем оцениваемой продукции может быть выпущен или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.
Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из названных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность — единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости — свойства изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортировки — применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.
Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-
Показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные»унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий , тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.
Эргономические показатели — отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д.
Эстетические показатели — характеризуют информационную выразительность
Показатели транспортабельности — выражают приспособленность продукции для транспортировки.
Патентно-правовые показатели — характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определе нии патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции (содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировке и эксплуатации продукции).
Показатели безопасности — характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, те. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.
Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Однако помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Наряду с ценой важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, то эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям — существенно превосходят их продажную цену.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, единицы качества.
2.Управление качеством — действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обес печения и поддержания необходимого уровня ее качества.
К числу факторов, влияющих на качество относятся:
• станки, машины, другое производственное оборудование;
• профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.
• характер производственн
Информация о работе Качество продукции и её конкурентоспособности