Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:06, реферат
В условиях перехода Казахстана к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства конкурентоспособных товаров. Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень», основу.
• климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
• интерьер и производственный дизайн;
• характер материальных и моральных стимулов;
• морально-психологический
• формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
• состояние социально-материальной среды работающих.
Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления как правило являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и после производственной стадиях жизненного цикла продукции.
Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Нормативную документацию, регламентирующу
Основной задачей каждой организации (предприятия) является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые:
• отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
• удовлетворяют требованиям потребителя;
• соответствуют при
• отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;
• предлагают потребителю продукцию по конкурентоспособным ценам;
• направлены на получение прибыли.
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9001, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами- выделяется политика в области качества — непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.
Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:
• улучшение экономического положения предприятия;
• расширение или завоевание новых рынков сбыта;
• достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
• ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
• освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
• улучшение важнейших показателей качества продукции;
• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
• увеличение сроков гарантии на продукцию;
• развитие сервиса.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечиваю щей решение задачи управления качеством продукции.
Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества — это форма демократизации капитала, создающая заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии.
Принципы организации кружков качества таковы:
• добровольность участия;
• стремление к коллективным формам поиска правильных
решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство
принятых предложений;
• моральное и мат
• поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления организацией (предприятием);
• обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми
формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы.
Кружки качества первоначально возникли в США, однако существенный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.
Кружки качества помогают организациям (предприятиям) решать как технико-экономические, так и социально-психологические задачи. Три-четыре человека, обслуживающие тот или иной технологический процесс или часть этого процесса, остаются после работы и обсуждают так называемые «узкие» места: повышение качества, рост эффективности, снижение затрат. Они могут собираться и обсуждать проблемы (от одной до трех) один-два раза в месяц (один раз в неделю) и обсуждать от одной до трех тем. Обсуждения могут проходить и в рабочее время, стимулироваться материально или морально.
Кружки качества распространены во всем мире. Они представляют собой важный элемент общественного участия в управлении качеством наряду с обществами потребителей.
3. Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая характеризуется следующими моментами:
• обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
• новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационна
• вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования,
• качество должно быть ориентировано н
• повышение качества продукции требует применения новой
технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;
• всеобъемлющее повышение качества достигается только за
интересованным участием всех работников.
Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирмами США, Японии и стран Западной Европы, предполагает три обязательных условия.
Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может
существовать такого понятия, как постоянный уровень качества.
Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо качество — это постоянно меняющаяся цель.
Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80—90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежности.
Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах,
как НИОКР, что обусловлено резким сокращением сроков создания новых изделий.
Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.
В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время — одна из характерных черт мирового рынка.
Системы разработки новых изделий должны содержать три основных положения:
• качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;
• планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками;
• ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки.
4. В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить достижение цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.
Формирование конкурентной среды на потребительском рынке сопровождается динамичными процессами, в ходе которых выявляется преимущество товаропроизводителей. Конкурентоспособность организа
Глобальный критерий определяет комплексный механизм системы показателей конкурентоспособности предприятия.
Локальный критерий дает представление об эффективности использования отдельных конкурентных позиций и их развития как отдельного элемента.
Внешний критерий оптимальности должен оценивать эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия.
Внутренний критерий направлен на оценку подсистем конкурентоспособности предприятия, характер их воздействия на вектор развития конкурентоспособности.
Таким образом, существуют предпосылки для создания целевой функции, способной объединить все критерии по принципу оптимального управления конкурентоспособностью предприятия.
Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию для того, чтобы определять свои преимущества и недостатки и разрабатывать собственную стратегию успеха и поддержания конкурентного преимущества. Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке позволяет:
• разработать меры по повышению конкурентоспособности;
• выбрать партнера (партнеров) для организации совместного
[пуска продукции;
• привлечь инвестиции в перспективное производство;
• составить программы выхода предприятия на новые товарные рынки сбыта и др.
Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативных и объективных методов оценки конкурентоспособности, одним из которых является метод оценки товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода — конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Критерий оценки конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик: КТ=К:Ц,
где Кт — показатель конкурентоспособности товара;
К — показатель качества товара; Ц — показатель цены товара.
Показатели качества могут измеряться различными способами, например по гарантированному сроку наработки технически сложного изделия на отказ, износостойкости тканей, сроку продолжительности действия лекарственного препарата.
Чем больше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую за него платят, тем выше запас конкурентоспособности товара для потребителя.
Достоинством представленного на рисунке матричного метода по сравнению с другими является то, что он учитывает наиболее важный фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия, — конкурентоспособность товара.
В соответствии с рассмотренным методом наиболее конкурентоспособны предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия.
1. Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия:
• издержки производства на единицу продукции в тенге;
• фондоотдача в стоимостном выражении;
• рентабельность товара;
• производительность труда в стоимостном выражении.
2. Показатели финансового положения предприятия:
• коэффициент автономии, который характеризует независимость предприятия от заемных источников;
• коэффициент платежеспособности;
• коэффициент абсолютной ликвидности;
• коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
3. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения
товара:
• рентабельность продаж;
• коэффициент затоваренности готовой продукцией;
Информация о работе Качество продукции и её конкурентоспособности