Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:16, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа изучаемых аспектов качества продукции определить ее влияние на конкурентоспособность предприятия в целом.
Достижение поставленной цели потребует решения определенных задач, таких как:
1) рассмотреть основные понятия и определения качества продукции;
2) проанализировать показатели качества;
3) обосновать взаимосвязь таких понятий как «качество» и «конкурентоспособность».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Главные аспекты качества продукции…………………………………4
1.1 Понятие и показатели качества продукции…………………………………4
1.2 Качество и конкурентоспособность…………………………………………9
Глава 2. Управление качеством продукции. Система качества………………14
2.1 Управление качеством продукции………………………………………….14
2.2 Значение и задачи стандартизации и сертификации продукции…………18
2.3 Правовое регулирование качества продукции…………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

          • удовлетворяют требованиям потребителя; 

           • соответствуют применяемым стандартам и техническим  условиям;

          • отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;

           • предлагают потребителю продукцию по конкурентоспособным ценам; 

           • направлены на получение прибыли. 

          Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную  структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.  В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт  управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с  этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. 

           Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и  включать:

           • улучшение экономического положения предприятия;

          • расширение или завоевание новых рынков сбыта;

          • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

          • ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

           • освоение изделий, функциональные возможности которых  реализуются на новых принципах;

          • улучшение важнейших показателей качества продукции;

           • снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

           • увеличение сроков гарантии на продукцию; 

          • развитие сервиса. 

          В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции,  который в зарубежной литературе обозначается как петля качества,  включает 11 этапов: 1) маркетинг; 2) проектирование; 3) материально-техническое обеспечение; 4) подготовка и разработка продукции; 5) изготовление; 6) контроль, провидение испытаний; 7) упаковка и хранение; 8) реализация; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническое обслуживание; 11) утилизация.

          С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

          Наряду с системами управления качеством продукции важная  роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и  кружкам качества (или группам качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества – это форма демократизации капитала, создающая заинтересованность рабочих в качестве, изменяет  психологический климат на предприятии.  Принципы организации кружков качества таковы:

           • добровольность участия;

          • стремление к коллективным формам поиска правильных  решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство  принятых предложений; 

           • моральное и материальное удовлетворение достигнутыми  успехами, стимулирование результатов творческой деятельности;

            • поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления организацией (предприятием); 

            • обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми  формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы.

          Кружки качества первоначально возникли в США, однако существенный импульс этому движению дали японские фирмы, где  произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем  они охватили страны Европы, Америки и Азии.

          Кружки качества помогают организациям (предприятиям) решать как технико-экономические, так и социально-психологические задачи.  Три – четыре человека, обслуживающие тот или иной технологический процесс или часть этого процесса, остаются после работы и  обсуждают так называемые «узкие» места: повышение качества,  рост эффективности, снижение затрат. Они могут собираться и обсуждать проблемы (от одной до трех) один – два раза в месяц (один  раз в неделю) и обсуждать от одной до трех тем. Обсуждения могут  проходить и в рабочее время, стимулироваться материально или  морально.

          Кружки качества распространены во всем мире. Они представляют собой важный элемент общественного участия в управлении  качеством наряду с обществами потребителей. 
 
 

        2.2. Значение и задачи стандартизации и сертификации продукции

        Стандартизация

        Важным элементом в системах управления качеством изделий  является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая  находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции. 

          Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд национального хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за  правильностью использования этой документации. 

          Действующая система стандартизации  позволяет разрабатывать  и  поддерживать в актуальном состоянии: 

           • единый технический язык;

           • унифицированные ряды важнейших  технических характеристик продукции  (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);

           • типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);

           • систему классификаторов технико-экономической  информации; 

           • достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ. 

          Система стандартизации Российской  Федерации должна быть  гармонизирована  с международными, региональными  и национальными системами и  обеспечивать: 

          • защиту интересов потребителей и государства в вопросах  качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;

          • повышение качества продукции  в соответствии с развитием  науки и техники, с потребностями населения и национального хозяйства;

          • совместимость и взаимозаменяемость  продукции; 

          • содействие экономии трудовых  и материальных ресурсов,  улучшение  экономических показателей производства;

          • создание нормативно-технической базы для социально- экономических программ и крупных проектов; 

          • устранение технических барьеров  в производстве и торговле, конкурентоспособность  продукции на мировом рынке  и эффективное участие в международном  разделении труда; 

          • безопасность экономических  объектов с учетом риска возникновения  природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

          • содействие повышению обороноспособности  и мобилизационной готовности.          

          Концепция системы стандартизации  РФ содержит также определенные  требования к формированию фонда стандартов:

          • стандарты должны быть социально  и экономически необходимыми. При  разработке стандартов должна  существовать  потребность заинтересованных  сторон достичь определенных  соглашений по номенклатуре и  качеству продукции, процессов  и услуг;

          • стандарт должен иметь определенный  круг пользователей и  конкретность  требований;

         • стандарты не должны дублировать друг друга;

          • стандартизация должна быть  комплексной, т.е. в странах   должны быть отражены взаимосогласованные требования:

          а) по всем стадиям жизненного цикла продукции – от разработки до утилизации;

         б) по всем уровням разукрупнения – от материалов, веществ,  технологий до конечной продукции;

         в) по всем аспектам обеспечения качества, включая установление в стандартах взаимосогласованных требований к продукции, методам контроля и испытаний, метрологическому обеспечению. 

         Фонд государственных стандартов  должен строиться на основе  целесообразного равновесия между двумя принципами:

           • не стать тормозом в процессе  достижений науки и техники; 

           • обладать стабильностью требований  в течение определенного периода  (особенно это касается основополагающих  и общетехнических стандартов).

           Взаимосвязь внутри фонда стандартов должна подчиняться следующим правилам:

           • большую свободу в выборе  потребительских характеристик   должны предоставлять стандарты  на конечную продукцию; 

           • более жесткие требования  к функциональным характеристикам, унификации, взаимозаменяемости, совместимости должны  устанавливаться в стандартах на составные части, комплектующие  элементы, материалы. 

           Стандартизация основана на ряде  принципов, таких, как: 

  • повторяемость – определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством – повторяемостью либо во времени, либо в  пространстве; 
  • вариантность – создание рационального многообразия – обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект;
  • системность – определяет стандарт как элемент системы и  приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой  внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации; 
  • взаимозаменяемость –  применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное  время и в различных точках пространства.      

          В настоящее время сформировалась  Государственная система  стандартизации  Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает пять основополагающих стандартов:

          • ГОСТ Р 1.0-92 Государственная  система стандартизации  Российской  Федерации. Основные положения;

          • ГОСТ Р 1.2-92 Государственная  система стандартизации  Российской  Федерации. Порядок разработки  государственных стандартов; 

  • ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система стандартизации  Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий; 

          • ГОСТ Р 1.4-92 Государственная  система стандартизации Российской  Федерации.  Стандарты предприятия.  Общие положения; 

          • ГОСТ Р 1.5-92 Государственная  система стандартизации  Российской  Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.    

          Государственные стандарты Российской  Федерации включают:

          • обязательные требования к  качеству продукции (работ и услуг), обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники  безопасности и производственной санитарии;

Информация о работе Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия