Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:16, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа изучаемых аспектов качества продукции определить ее влияние на конкурентоспособность предприятия в целом.
Достижение поставленной цели потребует решения определенных задач, таких как:
1) рассмотреть основные понятия и определения качества продукции;
2) проанализировать показатели качества;
3) обосновать взаимосвязь таких понятий как «качество» и «конкурентоспособность».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Главные аспекты качества продукции…………………………………4
1.1 Понятие и показатели качества продукции…………………………………4
1.2 Качество и конкурентоспособность…………………………………………9
Глава 2. Управление качеством продукции. Система качества………………14
2.1 Управление качеством продукции………………………………………….14
2.2 Значение и задачи стандартизации и сертификации продукции…………18
2.3 Правовое регулирование качества продукции…………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

          • обязательные требования по  совместимости и взаимозаменяемости  продукции; 

          • обязательные требования к контролю качества продукции  (работ и услуг), обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции; 

          • параметрические ряды и типовое  конструирование изделий;

          • основные потребительские и  эксплуатационные свойства  продукции,  требования к упаковке, маркировке, транспортировке и  хранению, а также утилизации продукции; 

          • положения, обеспечивающие  техническое единство при   разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические  правила и нормы. 

          В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории: 

          • государственные стандарты  Российской Федерации (ГОСТ Р);

          • отраслевые стандарты (ОСТ); 

          • технические условия (ТУ);

          • стандарты предприятий и  объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных  обществ, межотраслевых, региональных  и других объединений) (СТП);

           • стандарты научно-технических  обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО). 

          В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания  разрабатываемых к нему требований  стандарты подразделяются на  следующие виды: 

          • стандарты основополагающие; 

          • стандарты на продукцию и услуги;

          • стандарты на процессы; 

          • стандарты на методы контроля, испытаний, измерений,  анализа. 

         Сертификация  

          Сертификация продукции – один из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. 

          По определению, данному в Руководстве № 2 Международной  организации по сертификации «Стандартизация и смежные виды  деятельности – Общий словарь», подтверждением соответствия  является любая деятельность, связанная с прямым или косвенным  определением того, что соответствующие требования соблюдаются.

          В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами – изготовителями,  продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами  и организациями. Последними, в частности, могут осуществляться  государственный надзор за соблюдением обязательных требований  стандартов, деятельностью органов технического и санитарного  надзора за безопасностью, ведомственный контроль и приемка продукции для государственных нужд (государственный резерв, заказы  на оборонную продукцию и т.д.). 

         За рубежом в настоящее время главным доказательством подтверждения соответствия является декларация о соответствии,  представляемая изготовителем от своего имени и под свою ответственность. Такое подтверждение в рамках Европейского Союза проводится на соответствие Европейским директивам, основные требования которых обязательны для исполнения. Европейские директивы содержат общие требования по безопасности для определенной  группы продукции, например машин, строительной продукции, индивидуального защитного устройства, игрушек, медицинских изделий и др. Продукция может быть выпущена на европейский рынок  только тогда, когда она отвечает требованиям всех касающихся ее  директив.

           Проверка соблюдения соответствия осуществляется посредством  так называемых модулей, включающих различный набор доказательств, в том числе и с привлечением третьей стороны. Результатом подтверждения соответствия является предоставление права  поставщику проставлять на продукции европейский знак безопасности – СЕ. 

          Сертификация выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, не зависимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на  рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.

          В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и  услуг» целями сертификации являются: содействие потребителям в  компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, потребителя); контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и  имущества; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Сертификация может иметь обязательный  или добровольный характер.

          Законом «О защите прав потребителей» определено, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров  (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации. Не допускается продажа товаров (выполнение работы, оказание услуг), в том числе  импортных, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированных в установленном порядке знаком соответствия. Закон возложил на Госстандарт России организацию и  проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ,  услуг), подпадающих под действие данного Закона.

         Для реализации требований указанного выше Закона Госстандартом России создана Система сертификации ГОСТ Р. Участниками  обязательной сертификации являются органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители)  продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции. 

        Органы по сертификации сертифицируют продукцию, выдают  сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также приостанавливают либо отменяют действие  выданных ими сертификатов и лицензий. Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, проводят  испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.  Обязанностями изготовителей (продавцов, исполнителей) являются реализация продукции только при наличии сертификата;  обеспечение соответствия реализуемой продукции требованиям  нормативных документов, на соответствие которым она была  сертифицирована.

        Центральный орган системы сертификации организует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им  системе сертификации; рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий.

        Федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции: создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления  для проведения сертификации в этих системах; ведут государственный реестр участников и объектов сертификации; устанавливают  правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия  и результатов испытаний; рассматривают апелляции по вопросам  сертификации; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории.

         В настоящее время зарегистрировано более десяти систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти. Среди них такие, как: Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте  Российской Федерации, возглавляемая Министерством путей сообщения; Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, возглавляемая Департаментом воздушного транспорта Минтранса России; Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, возглавляемая Главным  управлением Государственной противопожарной службы МВД России и др.

         Международным сообществом принято определение сертификата соответствия как документа, выданного в соответствии с правилами системы сертификации и указывающего, что обеспечивается  необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту либо иному нормативному документу. Из этого определения следует, что сертификация создает определенную степень  (не абсолютную) уверенности соответствия. Для этого сертификация должна располагать набором доказательств, а также документальным или иным подтверждением этих доказательств. Они должны создавать необходимую уверенность соответствия, а значит,  должен быть установлен уровень необходимой уверенности, под который собираются доказательства. Чем выше уровень уверенности, тем весомее должны быть доказательства. 

          В общем случае при сертификации могут быть проведены: испытания продукции, как для первичного подтверждения соответствия, так и в процессе периодической проверки стабильности соответствия; первичная оценка состояния производства; последующий после выдачи сертификата инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

        Для различных видов продукции состав и содержание трех основных операций (испытания, оценка производства, инспекционный контроль) могут быть различными. Набор доказательств может  включать или не включать, в зависимости от требуемой уверенности, разные виды испытании, оценки производства и инспекционного контроля. Совокупность и последовательность отдельных операций, выполняемых третьей стороной для подтверждения соответствия, принято называть схемой сертификации.

          В настоящее время в Российской Федерации применяются десять основных и дополнительных схем сертификации.

          Добровольную сертификацию может проводить любое юридическое лицо, зарегистрировавшее свою систему в установленном порядке. Заявитель на добровольную сертификацию вправе сам установить номенклатуру требований, на соответствие которым проводится сертификация.   
 

          2.3. Правовое регулирование качества продукции

           Правовое обеспечение управления качеством продукции состоит  в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления организации на всех стадиях жизненного цикла продукции с целью обеспечения ее высокого качества.

          Правовое обеспечение управления качеством продукции направлено на решение следующих основных задач:

          • правовое регулирование отношений, складывающихся на всех уровнях управления качеством продукции;

          • создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей надлежащее правовое регулирование для эффективной реализации  функций управления качеством продукции;

           • защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

          Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает различные нормативные акты и правила.

          Нормативный акт как самостоятельная форма права представляет собой издаваемый компетентным и уполномоченным на то  государственным органом акт, устанавливающий, изменяющий или  отменяющий юридические нормы (правила поведения). Например,  соблюдение требований стандартов обеспечивается нормативными  актами гражданского, трудового, административного и уголовного  права. Общая классификация среди нормативных актов выделяет  две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. 

          Верхнюю ступень в иерархии занимает закон – нормативный  правовой акт, принятый высшим органом государственной власти и  обладающий высшей юридической силой.  Все иные нормативные акты называются подзаконными и принимаются уполномоченными на то государственными органами  власти и управления:

          • указы (или распоряжения) Президента РФ;

          • акты (постановления и распоряжения) Правительства РФ  (большинство ненормативных правительственных актов именуются  распоряжениями);

          • акты государственных региональных органов и органов местного самоуправления (органов законодательной и исполнительной  власти), которые в соответствии с их компетенцией обязательны  для всех юридических и физических лиц в пределах данной территории – региона, области, города, района; 

Информация о работе Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия