Компетенция правительства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:42, курсовая работа

Описание

В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально–экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства. Одной из основных функций Правительства является функция исполнения федеральный законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

Содержание

введение
1 история исполнительной власти
2 основы конститутационого правового статуса правительства РФ
Гл.2 структура правительства
1 состав прав РФ
2 Порядок формирования правит РФ
3 срок полномочий и отставка
Глава 3 компетенция правительства РФ
1 понятие компетенции правительства
2 функции правительства
3 констит ответственность правительтва РФ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 55.16 Кб (Скачать документ)

      Взаимоотношения  Правительства   РФ   и  Президента  РФ. Наиболее тесным образом Правительство  РФ сотрудничает с Президентом РФ. Анализ полномочий Президента в сфере  исполнительной власти дает основания  считать его фактически главой исполнительной власти: 
     

    1) Председателя  Правительства назначает Президент  с согласия Государственной Думы6; 

    2) Председатель  Правительства представляет Президенту  предложения о структуре федеральных  органов исполнительной власти, которые утверждаются указом  Президента7; 

    3) Президент  в соответствии с Конституцией  РФ, федеральными законами руководит  деятельностью федеральных органов  исполнительной власти, ведающих  вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел,  предотвращения чрезвычайных ситуаций  и ликвидации последствий стихийных  бедствий, утверждает по представлению  Председателя Правительства РФ  положения о них и назначает  их руководителей 8; 

    4) по предложению  Председателя Правительства Президент  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя  Правительства, федеральных министров 9;

    5) Президент  имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства10; 

    6) Президент  принимает решение об отставке  Правительства11; 

    7) Президент  может отменить постановления  и распоряжения Правительства  в случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам и указам  Президента (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ); 

    8) в случаях,  предусмотренных ст. 92 Конституции  РФ, Председатель Правительства  РФ временно исполняет обязанности  Президента РФ.

   Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания Российской Федерации проявляются  в следующем: 

    1) Председатель  Правительства назначается Президентом  с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ); 

    2) Правительство  пользуется правом законодательной  инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ); 

    3) по ряду  законопроектов - о введении или  отмене налогов, освобождении  от их уплаты, о выпуске государственных  займов, об изменении финансовых  обязательств государства, других  законопроектов, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет  федерального бюджета, - требуется  заключение Правительства (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ); 

    4) Правительство  представляет Государственной Думе  федеральный бюджет и отчет  о его исполнении (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ); 

    5) Государственная  Дума вправе выразить недоверие  Правительству. Председатель Правительства  вправе по собственной инициативе  поставить перед Государственной  Думой вопрос о доверии Правительству  (ст. 117 Конституции РФ); 

    6) члены  Правительства вправе присутствовать  и выступать на заседаниях  палат Федерального Собрания, их  комитетов и комиссий. Члены Правительства  обязаны по приглашению палат  Федерального Собрания присутствовать  на их заседаниях и отвечать  на вопросы членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы в порядке, определенном  Регламентами палат. Депутаты  Государственной Думы и члены  Совета Федерации вправе обращаться  к Правительству с депутатским  запросом (ст. 36, 38, 39 Закона о Правительстве). 

      Взаимодействие  Федерального Собрания и Правительства  РФ обеспечивается с помощью полномочного  представительства Правительства  РФ в Федеральном Собрании12 .  

      Представительство является постоянно действующим органом, образованным с целью совершенствования законопроектной деятельности Правительства, обеспечения его взаимодействия с палатами Федерального Собрания, субъектами права законодательной инициативы, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектных работ. 

      Взаимоотношения Правительства   РФ и органов  судебной власти. Правительство РФ в пределах своих полномочий производит финансирование судов из федерального бюджета, обеспечивает возможность  полного и независимого осуществления  правосудия и исполнение судебных решений (ст. 42 Закона о Правительстве). В свою очередь, органы судебной власти осуществляют судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. 

      Взаимоотношения Правительства  РФ и органов исполнительной   власти субъектов Федерации. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации: 

    1) Правительство  по вопросам, отнесенным к ведению  Российской Федерации и полномочиям  Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Федерации,  осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 

    2) Правительство  РФ в пределах своих полномочий  разрешает споры и устраняет  разногласия между федеральными  органами исполнительной власти  и органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации.  Для разрешения споров и устранения  разногласий создаются согласительные  комиссии из представителей заинтересованных  сторон; 

    3) Правительство  РФ вносит предложения Президенту  РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина; 

    4) Правительство  РФ направляет в законодательные  (представительные) и исполнительные  органы государственной власти  субъектов Федерации проекты  своих решений по предметам  совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации. Предложения законодательных  (представительных) и исполнительных  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  по таким проектам подлежат  обязательному рассмотрению в  Правительстве Российской Федерации; 

    5) Правительство  РФ в срок не более одного  месяца рассматривает внесенные  в установленном порядке в  Правительство РФ предложения  законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации по предметам ведения  Российской Федерации и по  предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений. 
     

    ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА  РФ. 

2.1. Состав Правительства  РФ. 

     В  состав Правительства входят13: Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства. Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства. Таким образом, практически количество членов Правительства определено Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители — общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению. Так, в состав Правительства Черномырдина В.С. входило 10 заместителей Председателя, а в состав Правительства Кириенко С.Л. три заместителя.

     Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование.

     В соответствии с ними Правительство  РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения. Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

     В качестве постоянного органа Правительства  для решения оперативных вопросов создан его Президиум. Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и других. В зависимости от состава Правительства, может меняться и состав Президиума. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Президиума. На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства,  и принимаются решения, в том числе акты нормативного характера.

     Решения Президиума Правительства принимаются  большинством голосов от общего числа его членов, издаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях правительства РФ. Правительство вправе отменить любое решение Президиума. Для урегулирования неотложных вопросов, связанных с функционированием народнохозяйственного комплекса, обеспечения взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств действует Комиссия Правительства по оперативным вопросам, возглавляемая Первым заместителем Председателя Правительства. В ее состав входят также другие заместители Председателя, несколько министров. Решения Комиссии обязательны для организаций и учреждений, подведомственных Правительству. Одной из главных функций Комиссии является обеспечение контроля и проверки выполнения решений Правительства министерствами и ведомствами.

     Министры  осуществляют общее руководство  деятельностью своих министров, несут  персональную ответственность за выполнение, возложенных на министров задач. По их представлению Правительство назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата министров. В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства. Коллегия, на своих регулярно проводимых заседаниях, рассматривает основные вопросы организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства.

     Министерство  издает в пределах своей компетенции  на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти. Вообще министры Российской Федерации и руководители федеральных ведомств могут быть разделены на две статусные группы. Первая группа включает руководителей тех министерств и ведомств, которые в своей работе напрямую подчиняются Президенту РФ в соответствии с его конституционными полномочиями, федеральными законами и указами. Это министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (МЧС), юстиции, директор Федеральной службы безопасности, директор Федеральной пограничной службы, директор Федеральной службы налоговой полиции, директор Службы внешней разведки.

     Президенту  РФ также подведомственны Федеральная  служба железнодорожных войск, Федеральная служба охраны, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Главное управление специальных программ, Государственная техническая комиссия и другие, руководители которых не имеют ранга федеральных министров. Подчинение некоторых федеральных министров Президенту РФ не отключает их от работы Правительства РФ. Они принимают участие в заседаниях Правительства и голосуют при принятии решений, выполняют поручения Правительства и несут коллективную ответственность за деятельность Правительства РФ. Вторую группу составляют руководители министерств и ведомств, работающие под непосредственным руководством Правительства РФ. Это министры: по атомной энергии, торговле, региональной политики, национальной политики, по налогам и сборам, государственного имущества, здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, транспорта, финансов и другие, а также руководители государственных комитетов, комиссий, служб и агентств, надзоров.

    

2.2. Порядок формирования  Правительства РФ. 

     Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя. Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ14. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ. Интересен вопрос о том, может ли Президент РФ взять на себя функцию Председателя Правительства РФ. В практике такой случай имел место в 1992 году, когда Президент Б.Н. Ельцин некоторое время выполнял обязанности главы Правительства. Однако Конституция РФ 1993 года это не предусматривает. Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.

Информация о работе Компетенция правительства РФ