Компетенция правительства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:42, курсовая работа

Описание

В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально–экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства. Одной из основных функций Правительства является функция исполнения федеральный законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

Содержание

введение
1 история исполнительной власти
2 основы конститутационого правового статуса правительства РФ
Гл.2 структура правительства
1 состав прав РФ
2 Порядок формирования правит РФ
3 срок полномочий и отставка
Глава 3 компетенция правительства РФ
1 понятие компетенции правительства
2 функции правительства
3 констит ответственность правительтва РФ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 55.16 Кб (Скачать документ)

     Во-первых, правительство является главным, источником законодательной инициативы. Во-вторых, правительство оказывает решающее воздействие на законодательный процесс. В президентских республиках правительство осуществляет этот контроль в меньшей степени и в иных формах, чем в парламентарных странах, но он все же достаточно эффективен. По общему правилу в президентских республиках правительство использует для этого право вето и непосредственные контакты с парламентариями, партийные фракции при этом играют значительно меньшую роль, в то время как в парламентарных странах именно фракции являются главным средством, с помощью, которого правительство контролирует законодательный процесс.

     Одним из важных вопросов деятельности Правительства  является нормотворчество. В ст. 115 Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительства РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконных характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом инормативным указам Президента РФ. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая означает,  что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу.

     Правовые  акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Конституция определяет. Что формами правовых актов Правительства России являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации должны оформляться решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Постановление принимается на заседаниях Правительства при наличии кворума и путем голосования. Постановление Правительства подписывается Председателем Правительства или его Первым заместителем. Кроме того, в качестве постоянного органа Правительства в его аппарате действует Президиум Правительства, который призван решать текущие и оперативные вопросы. Заседание его проводятся по мере необходимости, а принятые решения оформляются в форме постановлений и распоряжений Правительства, однако они не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации.

     Необходимо  отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей ее территории и всеми субъектами и органами местного самоуправления. Обязательность распространяется на всех граждан и должностных лиц, на все общественные объединения, государственные и частные предприятия. Таким образом, конституционный статус актов Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с законами и указами Президента РФ. Хотя по юридической силе они стоят ниже, чем последние, так как принимаются на основании и во исполнении выше стоящих актов.

     Интересен вопрос о том, могут ли акты Правительства  РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Статья 77 Конституции РФ определила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Кроме того, из установленного Конституцией РФ обязательного характера актов Правительства РФ ясно вытекает вывод о том, что в случае расхождения этих актов с актами исполнительной власти субъектов РФ приоритет отдается постановлению или распоряжению Правительства РФ.

     Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным, так как Президент РФ, во–первых, является гарантом Конституции РФ, а во–вторых, по существу возглавляет исполнительную власть. Хотя инициатива отмены неконституционного и незаконного акта Правительства находится в руках у главы государства, ясно, что и без его решения любой акт Правительства, противоречащий Конституции  РФ и федеральным законам, юридически ничтожен с самого начала. Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ установлено, что постановления, и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства в Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступает в силу не ранее дня их опубликования. 

3.3 Конституционная  ответственность  правительства РФ. 

     КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — неблагоприятные  последствия, которые наступают  для субъектов конституционной  ответственности в случае отступления  от конституционно-правовых требований. Субъектами конституционной ответственности  являются органы государственной власти и должностные лица, а также  общественные образования, полномочные  принимать решения, затрагивающие  основные права и свободы граждан, интересы государства или какой-либо его территории. На гражданина, не являющегося  должностным лицом, такая ответственность  не распространяется. Конституционная  ответственность наступает не только при совершении правонарушения, но, например, и за неправильный политический курс, неэффективную деятельность, слабость руководства и т.п. Ее характеризует специфический набор санкций, не присущих какому-либо иному виду юридической ответственности. К таковым по Конституции РФ относятся: роспуск парламента (в РФ — Государственной Думы17; отставка Правительства, недоверие Правительству 18 ; отрешение Президента от должности19 ; признание неконституционным нормативного правового акта20; приостановление Президентом действия актов органов исполнительной власти субъекта РФ 21; отмена актов Правительства РФ22 . Сущность конституционной ответственности проявляется в лишении определенных органов и лиц государственно-властных полномочий, смещении их с должности вследствие отрицательной оценки их деятельности.

     Конституционная ответственность  отличается от ответственности за нарушение конституционных норм, которая возлагается на граждан, должностных лиц в случае виновного нарушения ими таких норм (например, умышленное невключение граждан в списки избирателей или отказ от регистрации лица в качестве кандидата на выборную должность, фальсификация результатов голосования и другие подобные нарушения влекут за собой административную и уголовную ответственность). Для конституционной ответственности, как правило, характерен отсылочный способ определения санкций за нарушение соответствующих конституционных норм, Часто меры государственного воздействия на случай нарушения той или иной конституционной нормы сформулированы в самой норме в виде общего указания о наступлении ответственности23. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Естественно с принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно вырос, по сравнению каким он раньше был. Однако в настоящей Конституции РФ, на мой взгляд, находят свое место и положения, которые ущемляют статус Правительства, делая его на практике только  в части высшим органом исполнительной власти. По существу руководство Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ. Поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства. Все это делает Правительство чисто «президентским». В связи с чем положение

     Конституции РФ о том, что Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, ставится под сомнение. Исходя из вышеизложенного видно, что основными функциями Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

    

 

    
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция РФ от 12.12.93г.
  2. Комментарий к Конституции РФ /Под ред. Окунькова Л.А. –М.: БЕК 1996г.
  3. Федеральный закон “О Правительстве Российской Федерации” от 14 мая 1997 года
  4. Федеральный закон “О безопасности” от 05.03.92г.
  5. Федеральный закон “Об обороне” от 31.05.96г.
  6. О системе федеральных органах исполнительной власти. Указ Президента РФ от 14.08.96г. № 1176.
  7. О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 22.07.98г. № 1142.
  8. Положение об Аппарате Правительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 года.
  9. Додонов Б. Ф. Предисловие // Журналы заседаний Временного правительства: Март—октябрь 1917 года / Отв. ред. тома Б. Ф. Додонов — М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. — Т. 1. — С. 7. — ISBN 5-8243-0214-6.
  10. Совет министров // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907. Статья Водовозова В. В.
  11. Указ Президента РФ от 23 декабря 1993 года № 2277 «О преобразовании и реорганизации Совета Министров — Правительства Российской Федерации» // Российская газета. № 238. 28 декабря 1993 года. (За исключением отдельных положений, вступающих в силу с новой Конституцией, в целом указ вступил в силу с момента подписания) Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. утверждено Положение о Полномочном представительстве Правительства Российской Федерации в Федеральном Собрании Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации // СЗ РФ. 1999,  №   10. Ст. 1247
  12. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. –М.: 2001
  13.   Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. –М.: ИНФРМА–М. 2000
  14. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации, М.,2001
  15. Малько А.В., Колесников Е.В. Конституционное право России, М.:Норма, 2000г.
  16. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. –М.: Юнити, 2000г. 

Информация о работе Компетенция правительства РФ