Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:09, курсовая работа
Цель.
Исследовать конкурентноспособность услуг АКБ (ОАО) «Союз» и разработать рекомендации по его повышению.
Задачи.
- Рассмотреть понятие конкурентоспособности услуг;
- Изучить конкурентоспособность банковских услуг;
- Дать общую характеристику АКБ (ОАО) «Союз» и проанализировать его основные экономические показатели»;
- Разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности услуг АКБ (ОАО) «Союз».
Введение
Актуальность.
Важным
фактором развития рыночных отношений
в общественном производстве является
наличие конкуренции. Проблема конкуренции,
прежде всего в рыночной экономике,
выступает в качестве одного из глобальных
вопросов экономической теории. Конкуренция
— это экономическое
Объект.
Акционерный коммерческий банк (ОАО) «Союз».
Цель.
Исследовать конкурентноспособность услуг АКБ (ОАО) «Союз» и разработать рекомендации по его повышению.
Задачи.
Теоретические аспекты изучения конкуренции в сфере услуг
В экономической литературе можно выделить ряд подходов к определению термина «конкуренция». Рассмотрим наиболее часто встречающиеся:
Согласно авторам «Экономикс» Макконел К.Р., Брю С.Л. конкуренция – это наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его. [6,348]
Автор книги «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» Фатхутдинов Р.А. раскрывает понятие «конкуренция» следующим образом: «это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях». [13,82]
Спиридонов
И.А. в своей книге «Международная
конкуренция и пути повышения
конкурентоспособности
Авторы словаря маркетинга Азоев Г.Л., Завьялов П.С. приводят следующее определение конкуренции: «процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта». [7,104]
Таким образом, обобщая трактовки всех вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что конкуренция есть неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению товарного предложения, его приспособлению к изменяющимся потребностям потребителей и постоянному внедрению на рынок новых, более совершенных товаров.
По
аналогии с товарным рынком конкуренция
в сфере услуг включает функциональную,
видовую и маркетинговую
Функциональная
конкуренция является следствием того,
что любую потребность можно
удовлетворить различными способами.
Организации, удовлетворяющие её, выступают
на рынке услуг в качестве функциональных
конкурентов и соперничают
Видовая
конкуренция характеризует
Маркетинговая конкуренция, называемая иногда межфирменной или предметной, возникает в случае малосущественных отличий между услугами, предоставляемыми различными предприятиями сферы услуг, или при полной идентичности услуг.
Организация
производства большинства услуг
не требует столь значительных инвестиций,
как на товарном рынке, и может
быть осуществлена в более короткие
сроки. Поэтому уровень конкуренции
на рынке услуг обычно высок, а
число конкурирующих
Конкурентная
среда в сфере услуг имеет
мелкодисперсный характер и включает
множество небольших
Принято различать ценовые и неценовые методы конкуренции.
В основе ценовой конкуренции приняты цены на условиях и с помощью цены можно повысить или понизить уровень конкуренции на рынке услуг.
При неценовой конкуренции за основу берется показатель качества, предоставления услуги. И с помощью него можно завоевать конкурентное преимущество в конкурентной борьбе.
Однако
при неценовой конкуренции не
обходится без привлечения
Конкуренция в сфере услуг направлена на повышение имиджа предприятия услуг, которые выступают среди других с целью завоевания потребительского спроса.
Имидж такого предприятия услуг может включать: качество оказания услуг, ассортимент, цена, гарантия, рекламная деятельность и методы стимулирования.
Вместе
с тем поддержание имиджа на предприятии
услуг требует постоянного
Конкурентоспособность
банка во многом определяется конкурентоспособностью
его услуг. Обеспечение
Понятие «конкурентоспособность банка» в экономической литературе, чаще всего, сводится к способности банка производить конкурентоспособные услуги.
Однако,
учитывая, что в настоящее время
банки могут оказывать
Исследование
рынка и собственных
На практике конкурентные преимущества банка могут иметь разнообразные формы:
Основные направления достижения конкурентных преимуществ - это дифференциация осуществляемой деятельности, расширение спектра предоставляемых банковских услуг и снижение величины затрат, хотя могут быть и другие направления реализации конкурентных преимуществ, например, "пионерная стратегия" - ранний выход на рынок с новой услугой.
В
современной экономической
Дифференциация предполагает приспособление услуг к нуждам определенных групп потребителей и клиентов банка, создание у клиента ощущения уникальности оказываемой ему услуги. В итоге однотипные услуги, даже в случае их полной идентичности по качеству и цене, не воспринимаются потребителями как заменители, а рассматриваются как уникальные. Происходит формирование устойчивых потребительских предпочтений, устойчивых связей "банк - клиент", а это затрудняет выход на рынок новых, неизвестных финансово-кредитных организаций.
За рубежом широко применяется дифференциация качества однотипных услуг, в основе которой лежат разные факторы: цены (обычные и эксклюзивные); целевые сегменты (массовые и индивидуальные услуги); каналы сбыта (услуги, предоставляемые банковскими автоматами, отделениями банка, консультационным центром).
Дифференциация качества услуг, также как и общая ориентация на улучшение качества обслуживания клиентов, поставили перед банками проблему определения критериев качества банковского продукта. В принципе здесь возможны два подхода: с точки зрения клиентов и с точки зрения банков.
С точки зрения клиентов, критериями качества банковского обслуживания являются: скорость обслуживания, срочность проведения операций, часы работы банка, наличие ошибок и неточностей в работе, качество консультирования. Клиент сопоставляет качество услуг банка с их ценами.
Для банка критериями качества являются: скорость внутренних рабочих процессов, уровень затрат на исправление допущенных ошибок, производительность труда, мотивация работников банка и другие факторы, которые сопоставляются с уровнем затрат на производство банковских услуг.
Очевидно, что в управленческой деятельности необходимо учитывать обе группы критериев качества. По мнению американских исследователей наиболее важным критерием для определения качества банковских услуг клиентом является квалификация обслуживающего персонала и окружение.
Работа с клиентами требует от банковского специалиста не только отличной экономической подготовки, но и хорошее знание основ психологии, деловой этики, умения вести переговоры. Во многих случаях клиенту сложно или практически невозможно оценить главный измеритель качества услуг - квалификацию банкира. Поэтому велико значение окружающей обстановки и наличия дополнительных услуг: личное внимание, вежливость, отзывчивость обслуживающего персонала, общение на языке клиента, умение слушать.
Для банков важна также защита своих конкурентных преимуществ - это прежде всего обеспечение режима контроля входной и выходной информации и секретности информации о внутренней деятельности.
Для
выявления и анализа
Позиция банка на рынке - положение, которое банк занимает на целевых рынках и которое определяется результатами его деятельности, конкурентными преимуществами и недостатками по сравнению с другими финансово-кредитными учреждениями.
Российский банковский сектор уже прошел достаточно трудный путь со времени своего становления. Главное из того, чего так и не смогли достичь российские банки, — это конкурентоспособность хотя бы на внутреннем «поле», не говоря уже о внешних рынках, в силу многих как объективных, так и специфических, субъективных причин.
К
числу объективных причин, безусловно,
можно отнести относительно небольшую
историю существования