Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 05:52, лекция

Описание

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги).

Работа состоит из  1 файл

Конкурентоспособность предприятия.docx

— 389.40 Кб (Скачать документ)

Конкуренция — это  самый эффективный и дешевый  метод экономического контроля, ибо  стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно заставляет производителя  сокращать издержки производства и  цены, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции.

Однако не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка — недобросовестная конкуренция оказывает негативное воздействие на экономику. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает недобросовестную конкуренцию, для которой характерно распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков фирменных наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации без согласия ее владельцев и т.п.

С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность (КСП) товара, фирмы-товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики. Универсального, общепринятого определения КСП не существует. Обычно под КСП понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей.

Важнейший показатель КСП экономического объекта любого уровня — наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют  или менее выражены у соперников.

КСП фирмы (предприятия) — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у фирмы средств, включая маркетинговые. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости фирмы, ее умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.

Иначе говоря, показатель КСП для любой фирмы отражает совокупные итоги работы практически  всех ее подразделений (т.е. состояние  ее внутренней среды), а также ее реакцию на изменения внешних  факторов воздействия. При этом особо  значима способность фирмы оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей (потребителей), их вкусов и предпочтений.

Конкурентные преимущества фирмы можно разделить на две  категории: «превосходство в умении»  и «превосходство в ресурсах». Первая категория обусловлена эффективностью работы маркетологов и сбытовиков и включает в себя ноу-хау в исследованиях и проектировании, умелое использование возможностей маркетинга, умение организовать стимулирование сбыта, инициативность всех звеньев производственносбытовой деятельности.

Разнообразными  могут быть и ресурсы, способствующие возникновению преимуществ в  конкуренции: доступ к сырью, энергии, комплектующим; финансы, кадровый состав и его квалификация; производственные возможности, требующие небольших  затрат; наличие развитой системы  научно-технического, производственного, коммерческого сотрудничества.

КСП товара — совокупность качественных и стоимостных (ценовых) характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособен тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров-аналогов. КСП товара — это синтетический показатель, отражающий степень эффективности многих факторов: конструкторского бюро, производственной деятельности фирмы, ее смежников, работы службы маркетинга, посреднического звена и др.

Однако КСП товара на рынке — это не только его  высокое качество и технический  уровень, но и умелое маневрирование товаром в рыночном пространстве и во времени, а главное — максимальный учет требований рынка, конкретных групп  покупателей. КСП товара предполагает очень быструю реакцию поставщика на требования рынка и поведение  покупателей. Необходимо не только произвести товар требуемой потребительской  ценности в необходимых количествах  и вовремя доставить его потребителям, но и обеспечить его сервис на мировом  уровне.

Отметим также, что несмотря на тесную взаимосвязь между понятиями «конкурентоспособность» и «качество», «конкурентоспособность» и «технический уровень», они неравнозначны. Понятие «конкурентоспособность» существенно шире понятий «качество» и «технический уровень» товара, хотя последние являются важнейшей составной частью КСП товара. Кроме того, если качество продукта в каждый небольшой отрезок времени представляет собой определенную неизменяемую совокупность его свойств, то КСП товара может значительно меняться при его неизменных характеристиках в зависимости от изменения таких важнейших факторов, как условия реализации, спроса и предложения, поведение конкурентов.

8.1. Конкуренция  и конкурентные силы

Являясь условием существования  и развития рынка, конкуренция, в  свою очередь, обусловлена степенью его развития и цивилизованности. Развитой цивилизованный рынок, к которому стремится Россия, должен характеризоваться:

«автоматическим»  механизмом самонастройки, составные  взаимодействующие элементы которого — спрос, предложение и цена. Хотя многие страны прибегают к тому или  иному регулированию цен, свобода  ценообразования в рыночной экономике  — необходимое условие. В противном  случае перестает действовать механизм саморегулирования, нарушается сбалансированность национальной экономики, снижается ее эффективность;

наличием системы  взаимодействующих рынков — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, рабочей  силы и др., т.е. распространением рыночных отношений на весьма широкий спектр экономической деятельности;

отлаженной и  разветвленной системой рыночной инфраструктуры, включающей в себя банки, страховые  и кредитные учреждения, биржи (товарные, фондовые, валютные, по торговле недвижимостью), оптовые предприятия и системы, различные магазины и др.;

устойчивым превышением  на рынке основной массы предлагаемых товаров над их спросом, т.е. наличием «рынка покупателя», когда покупатель, а не производитель определяет уровень  потребительской ценности предлагаемых на рынке товаров (услуг);

наличием на рынке  «нормальной» конкуренции, т.е. конкуренции  между производителями за потребителей. В условиях дефицитного рынка («рынка продавца») возникает конкуренция между покупателями за товар, которая, как известно, приводит к завышению цен и освобождает изготовителей от необходимости интенсивно совершенствовать продукцию, снижать издержки производства;

свободой выбора покупателями (потребителями) продавцов (изготовителей), а продавцами —  покупателей, т.е. наличие свободной  рыночной деятельности.

Кроме того, что  весьма важно, нормальное функционирование рыночного механизма возможно в  условиях стабильности финансовой, денежной и валютной систем страны — неустойчивость этих систем вызывает «возмущение» рыночной деятельности, искажает рыночные процессы, в том числе конкуренцию, что  вызывает негативные последствия.

Главные проблемы, которые приходится решать странам  с централизованно планируемой  экономикой при переходе к экономике  рыночной, — это создание необходимых  условий для становления и  развития рыночной экономики, о которых  уже говорилось, и в первую очередь  значительное снижение степени монополизации  рынка. Известно, например, что в начале 90-х гг. в СССР более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции.

Сверхвысокая монополизация, доставшаяся экономике России в  переходный период в наследство от командноадминистративной системы, ослабляет рыночную конкуренцию. Важнейшее средство решения этой проблемы — проведение последовательной, экономически обоснованной политики демонополизации: во-первых, разработка системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, приводящие к высокой монополизации и ограничению конкуренции; во-вторых, продуманная деконцентрация сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, активное содействие конкуренции в монополизированных отраслях со стороны государства.

Товаропроизводитель обязан хорошо знать не только своих  конкретных конкурентов, их возможности, достоинства и недостатки, но и  общее состояние конкуренции  на выбранном рынке (рынках), т.е. тип  этого рынка в зависимости  от характера конкуренции (табл. 8.1, 8.2, рис. 8.5), систему координат «своего» поля конкуренции (рис. 8.1), движущие силы конкуренции на своем отраслевом рынке (рис. 8.2, 8.3). Необходимо использовать систему оценки характера действий своих конкурентов, включая структурный анализ их деятельности (рис. 8.7), принятие решений в зависимости от реакции конкурентов на рыночные ситуации (рис. 8.8), составление матриц формирования конкурентных карт рынка (табл. 8.3) и схем оценки рыночных позиций фирмы (рис. 8.4).

Рис. 8.1. Система  координат поля конкуренции

Проведение такой  работы — непременное условие  составления продуманной, хорошо обоснованной, стратегически правильной программы  действий товаропроизводителя на рынке.

Следует, однако, подчеркнуть, что в действительности конкуренция  намного разнообразнее и сложнее (а в чем-то и проще), чем в  приведенных схемах. Так, хорошо известная  модель движущих сил конкуренции  на отраслевом уровне (рис. 8.2) рассматривает  хотя и важную, но тем не менее лишь составную часть механизма всеобщей конкуренции, проявляющейся в условиях рыночной экономики на всех ее уровнях — местном, региональном, национальном, мировом.

Действительно, внутриотраслевая конкуренция взаимодействует с  межотраслевой, имеет внутринациональный и международный аспект, проявляется  на узком (локальном) и предельно  расширенном (мировом) поле конкуренции. При определенных ситуациях конкуренция  преобладает среди сил воздействия  на внутриотраслевую конкуренцию (к  примеру, между поставщиками).

Следует учитывать  воздействие и еще одного очень  важного фактора — международной  конкуренции во всех ее проявлениях, которая в сочетании с внутринациональной конкуренцией не только усиливает проявление последней, но и меняет характер ее проявления: монопольный рынок, например, может трансформироваться в олигопольный, да и вся внутристрановая конкуренция под воздействием повысившейся значимости внешнеэкономических связей может приобрести международный характер.

Таблица 8.1. Классификация  товарных рынков на основе взаимоотношений  между участниками

Покупательский  спрос (покупатель / потребитель) Товарное / предложение (товаропроизводитель/продавец)

Один покупатель

Несколько покупателей

Много покупателей

Один продавец

Двусторонняя монополия

Ограниченная монополия

Совершенная монополия

Несколько продавцов

Ограниченная монопсония (монопсия)

Двусторонняя олигополия

Олигополия предложения

Много продавцов

Совершенная монопсония (монопсия)

Олигополия спроса

Совершенная конкуренция (полиполия)


 

Таблица 8.2. Типы рынков в зависимости от характера конкуренции  на них

Параметры

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество фирм, производящих продукт

Много независимых  фирм; нет контроля над рынками

Много фирм, производящих сходные товары и услуги

Несколько крупных  фирм, производящих товары и услуги

Один продукт  и одна фирма

Контроль над  ценами

Нет. Цены определяются рынком

Влияние ограничено возможностью замены

Существует влияние  «ценового лидера»

Практически полный контроль

Товарная дифференциация

Нет. Продукты неразличимы  по свойствам и качеству

Товары и услуги дифференцированы для сегментов  рынка

Существенна для отдельных продуктов (например, автомобиль). Мала для стандартизированных (например, бензин)

Нет

Легкость входа

Относительно легкий вход и выход

Относительно легкий вход и выход

Трудный. Часто требует  больших инвестиций

Очень трудный


Рис. 8.2. Анализ движущих сил отраслевой конкуренции1

Пояснение к рис. 8.2.

Появление в отрасли потенциальных конкурентов, т.е. новых товаропроизводителей, приводит к росту производственных мощностей, что может вызвать снижение цен и (или) повышение издержек, а следовательно, снижение нормы прибыли.

Возможные основные препятствия для проникновения  на рынок новых конкурентов:

экономия на масштабах  производства в отрасли;

дифференциация  продукции и приверженность покупателей  ее разновидностям;

потребность в капитале;

издержки конверсии, единовременные расходы покупателей, связанные с заменой поставщиков;

относительная нехватка каналов распределения;

препятствия, обусловленные  наличием в отрасли преимуществ (патентованная технология производства; благоприятный доступ к сырью; выгодное местоположение; лидерство в обладании  ноу-хау или опытом).

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия