Конкурентоспособность продукции и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция. Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 123.06 Кб (Скачать документ)

            Заметим, что ни один из существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий не нашел широкого применения в практике экономического анализа. Это позволяет сделать вывод о том, что универсальной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в настоящее время не существует. На наш взгляд, это обусловлено тем, что предлагаемые подходы обладают целым рядом недостатков. Помимо частных недостатков, отмеченных ранее, анализ существующих подходов позволяет отметить следующие общие недостатки представленных методов. Подавляющее большинство методик основывается на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, при этом упор делается на выявлении максимального количества этих факторов, создании их исчерпывающего списка. Далее выделенные факторы обрабатываются с помощью различных математических методов.Однако, как было показано ранее, система факторов конкурентоспособности предприятия является открытой, а множество элементов этой системы – нечетким. Действительно, оценивая трудовые ресурсы предприятия, можно прийти к выводу о зависимости эффективности труда от психофизиологического благополучия работников, а значит, в том числе, и от уровня разводов в конкретной местности. Рассматривая производственные возможности предприятия, приходим к выводу о зависимости технологического потенциала предприятия от уровня финансирования научных программ в данном государстве, а значит - степени наполняемости бюджета.Подобным образом (когда углубление анализа приводит к неимоверному возрастанию количества факторов) дело обстоит по всем направлениям исследования хозяйствующего субъекта: финансы, производственно-экономический потенциал, трудовые ресурсы, конкурентная среда и так далее. Можно утверждать, что, в конечном итоге, вся совокупность случайных и закономерных элементарных событий, происходящих в исследуемом пространстве, в той или иной степени оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия.

              Таким образом, количество факторов конкурентоспособности практически бесконечно, следовательно, как бы ни был обширен их перечень, он все равно не будет исчерпывающим, а значит, и основанная на таком неполном перечне оценка конкурентоспособности предприятия будет неадекватной. В результате все существующие перечни факторов конкурентоспособности являются весьма условными, что не позволяет использовать их для оценки конкурентоспособности предприятий. Ставя во главу угла исчерпывающий перечень факторов конкурентоспособности предприятия, исследователи попадают в тупик, поскольку такой перечень невозможен в принципе. Ограниченный же перечень обусловливает ограниченность метода. Даже если бы и удалось установить абсолютно полный перечень факторов конкурентоспособности, то согласно теории систем, оценка свойств объекта на основании оценки предельно элементарных его составляющих в итоге не дает адекватной оценки рассматриваемого объекта, так как эти элементарные составляющие определяют свойства объекта не автономно, а в совокупности, во взаимодействии друг с другом, что не учитывается при поэлементной оценке исследуемого объекта. Помимо этого, чрезмерное увеличение количества факторов конкурентоспособности (в случае теоретического допущения возможности формирования абсолютно полного перечня факторов) ведет к тому, что трудоемкость их математической обработки становится чрезвычайно высокой, а задача по сбору необходимых данных – практически неосуществимой, что существенно снижает практическую применимость подобных методов оценки конкурентоспособности предприятий. Для оценки выявленных исследователями факторов конкурентоспособности, а также определения ряда других показателей используются приблизительные, примерные оценки, "экспертные методы", страдающие существенной субъективностью и условностью. Конечно, в ряде случаев избежать такого подхода невозможно, однако использование подобных оценок в качестве базового метода приводит к весьма слабой математической связи исходных условных факторов с оцениваемым показателем конкурентоспособности.

              В связи с этим отметим и следующее. Ряд методик при оценке конкурентоспособности предприятий основывается на весьма сложных идеализированных построениях: вводятся новые для экономической науки определения и показатели, строятся различные матрицы, вводятся новые системы координат и так далее. И хотя логическая обоснованность используемых теоретических моделей не вызывает сомнения, в конкретных экономических условиях конкретного хозяйствующего субъекта эти модели предстают как весьма абстрактные. В результате этого в ряде случаев не только невозможно осуществить сколько-нибудь точную количественную оценку того или иного предлагаемого параметра, но и вовсе сложно дать ему четкое определение. Все это существенно снижает возможность математической обработки вводимых категорий, а значит – и адекватной оценки конкурентоспособности предприятия.

             Определенные нарекания вызывает сведение разноразмерных и неоднородных показателей (к примеру, уровня производительности труда и вероятности банкротства предприятия) в единый показатель конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Здесь экономисты вводят коэффициенты, определяющие весовое значение каждого из оцениваемых факторов, а заодно и приводящие в порядок размерность показателей. Однако применяемые коэффициенты в большинстве случаев весьма условны, что влечет за собой неадекватность оценки влияния тех или иных факторов на конкурентоспособность предприятия. Но дело не только в условности весовых коэффициентов. Как было показано ранее, различные экономические факторы в каждой конкретной экономической ситуации в различной степени влияют на конкурентоспособность различных предприятий, поэтому неадекватным является заведомое установление единых весовых коэффициентов для оценки конкурентоспособности различных хозяйствующих субъектов.

 

1.4 Общая характеристика ООО «Кентавр»

            Процесс управления невозможен без знания экономических основ предприятия. Форма собственности, масштабы деятельности, характер использования трудовых ресурсов прямо влияют на управляемость организации и во многом предопределяют ее результативность.

    Наиболее простым и распространенным предпринимательским объединением является общество с ограниченной ответственностью. Его уставный капитал разделяется на доли, определяемые в учредительном договоре, и участники несут ответственность за результаты деятельности общества в пределах этих долей, что, понятно, очень удобно, так как позволяет более свободно, чем в товариществе, осуществлять хозяйственную деятельность и не бояться риска. Законодательством предусмотрено, что общество с ограниченной  ответственностью не может быть большим по своим размерам; в противном случае оно преобразуется в акционерное, либо прекращает свое существование.

   Высшая власть в организации такого типа принадлежит общему собранию участников, к компетенции которого относится решение вопросов об изменении устава, величины капитала, реорганизации или ликвидации общества, утверждении годовых отчетов или бухгалтерских балансов, распределении прибылей и убытков. Текущее управление осуществляется избираемым общим собранием, исполнительным органом или единоличным руководителем; последний не обязательно должен быть членои общества — допускаются и наемные менеджеры. Контроль за деятельностью общества и его руководства возлагается на ревизионную комиссию, которая также избирается общим собранием.

    Члены общества вправе продать, уступить, завещать свою долю в уставном капитале другим лицам, в том числе и посторонним. По письменному заявлению она выдается им либо в натуре либо в денежном эквиваленте.

    Для рассчётов плановых технико-экономических показателей предприятия создадим условное предприятие ООО «Кентавр», краткая характеристика которого представлена в таблице 1.

Таблица 1 -  Общество с  ограниченной ответственностью «Кентавр»

№ п/п

 

Сведения

1

Организационно-правовая форма

Общество  с ограниченной ответственностью

2

Размер  уставного капитала, тыс. руб.

900 тысяч рублей

3

Учредители  с указанием их дола в уставном капитале, %

Иванов Дмитрий Михайлович – 25%

Сидорова  Наталья Петровна – 15%

Квинт Ирина Андреевна – 60%

4

Основной  вид деятельности

Производства керамической плитки

5

Наименование  продукции

Керамическая  плитка для каминов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Расчет плановых  технико-экономических показателей  предприятия ООО «Кентавр»

 

2.1 Производственная  программа предприятия

 

Таблица 2 – План производства продукции в натуральном выражении

№ п/п

Показатели

Единица измерения

Период

базисный

плановый

1

Годовая производственная мощность предприятия

т

600

600

2

Годовой объем производства продукции

т

360

492

3

Коэффициент использования  производственной мощности

%

60

82

4

Наименование продукции

Керамическая плитка для  каминов


 

Коэф. ис. произ. мощ. Приложение 1

Q= (Мср. г * Кпр.) /100%,  где

Q - годовой объём производства в плановом периоде;

Мср.г - средняя годовая мощность производства;

Кпр - коэффициент использования производственной мощности в процентах.

        Q = (600*82) / 100% = 492  (т)

        В таблице 2 приведены запланированные показатели производственной программы нашего предприятия, которые мы рассчитали после расчета сметы расходов на запланированный объем производства  и установления отпускной цены.

Рассчитаем годовой объём  производства в стоимостном выражении, при планировании цены ориентируемся  на среднюю рыночную цену.

Таблица 3 - Годовой  план производства и реализации продукции

№ п/п

Наименование  показателя

Единица измерения

Значение  показателя

1

Объем товарной и реализованной продукции  в натуральных единицах

т

492

2

Цена  отпускная баз НДС (оптовая цена предприятия)

тыс. руб.

    35173,3

3

Объем товарной и реализованной продукции  в стоимостном выражении

тыс. руб.

17305263,6


 

1.Отпускная цена (Цотп) рассчитывается по формуле:

Цотп = С+П ,   где

С - себестоимость единицы  продукции (тыс.руб.)

П - прибыль единицы продукции (тыс.руб.)

С = Спроизв. / Вт.пр.

С =13311743,9 /492=27056,4 (тыс.руб.)

Так как наша продукция  пользуется большим спросом на рынке сбыта то прибыль учитываем с учетом 30%:

П = С*0,3

П=27056,4*0,3=8116,9 (тыс.руб.)

Цотп = 27056,4+8116,9 = 35173,3 (тыс. руб.)

2. Объем реализуемой продукции  в стоимостном выражении рассчитывается  по формуле:

Впр в стоим. = Цотп * Q(тыс.руб.),  где

Цотп- отпускная цена без НДС тыс. руб.

Vпр- объем производсвенной и реализованной продукции (т)

Vреал.пр.в стоим.выр. = Цотп * Q =35173,3 *492=17305263,6(тыс. руб) 

 

2.2 Планирование  затрат на производство и реализацию  продукции

 

 В смете затрат на производство и реализацию продукции отражается группировка затрат по экономическим элементам т.е. по общности экономического содержания (по их назначению).

 Таблица 4 отражает  годовую плановую смету затрат  на производство и реализацию  продукции, т. к. наше предприятие  выпускает однородную продукцию.

Таблица 4 – Годовая плановая смета расходов на производство и реализацию продукции

№ п/п

Элементы расходов

Затраты, тыс. руб.

Структура, %

1

Материальные расходы, в  том числе:

- сырье;

- вспомогательные материалы;

- запасные части для  ремонта оборудования;

- электроэнергия;

- вода

3427953,3

2705262

276750

 

106432

310156,8

29352,5

 

25,8

2

Расходы на оплату труда

4233840

31,8

3

Страховые взносы во внебюджетные фонды

1270152

9,5

4

Амортизация

2383037

17,9

5

Прочие расходы

1996761,6

15

6

Полная себестоимость  товарной продукции

13311743,9

100


 

1.Рассчитаем материальные  затраты (МЗ) в том числе: затраты  на сырьё, затраты на вспомогательные  материалы, затраты на запасные  части для ремонта оборудования, затраты на электроэнергию и  воду, используя данные приложения 3.

Мз = Зс + Звсп + Зз.ч + Зэ , где

Зс – затраты на сырье ;

Звсп – затраты на вспомогательные материалы ;

З з.ч – затраты на запасные части для ремонта оборудования ;

Зэ.в – затраты на электроэнергию и воду ;

    1. Рассчитаем затраты на сырье на 1 т продукции

Зс = За + Зб + Зв + Зг

За + Зб + Зв + Зг = Нр * Ц * Q , где

Нр – норма расхода компонентов сырья на 1 т продукции

Q годовой объём производства в плановом периоде;

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и предприятия