Конкурентоспособность-основа формирования рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:53, контрольная работа

Описание

Конкурентоспособность - экономическая категория, характеризуемая совокупностью интегральных и дифференциальных свойств различных объектов экономической деятельности предприятия.
Различают конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции. При этом первое понятие считается более широким, исходя из этого, что конкурентоспособное предприятие в состояние не только противостоять аналогичным товаропроизводителям с позиции их финансово- экономических показателей и имиджа, но и выпускать продукцию, которая своим качественным характеристикам и ценам имеет превосходство над продукцией других производителей.

Содержание

1.Конкурентоспособность-основа формирования рынка.
1.2. Конкурентоспособность национальной экономики.
1.3. Конкурентоспособность отрасли
1.4.Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции.
1.5. Конкурентные преимущества.
2.Сущность и виды стоимостных оценок.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

экономика предприятий (готов).doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.Конкурентоспособность-основа  формирования рынка.

1.2. Конкурентоспособность национальной экономики.

1.3. Конкурентоспособность  отрасли

1.4.Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции.

1.5. Конкурентные  преимущества.

2.Сущность и виды стоимостных оценок.

Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Конкурентоспособность-основа формирования рынка.

     Конкурентоспособность - экономическая категория, характеризуемая совокупностью интегральных и дифференциальных свойств различных объектов экономической деятельности предприятия.

     Различают конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции. При этом первое понятие считается более широким, исходя из этого, что конкурентоспособное предприятие в состояние не только противостоять аналогичным товаропроизводителям с позиции их финансово- экономических показателей и имиджа, но и выпускать продукцию, которая своим качественным характеристикам и ценам имеет превосходство над продукцией других производителей.

     Понятие «конкурентоспособность» имеет различные интерпретации в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется. Характеристика, оценочные критерии и показатели, а также факторы динамики и конкурентоспособности на уровне предприятия, отрасли, отдельного региона и национального хозяйства в целом имеют свою специфику. 
 

1.2 Конкурентоспособность национальной экономики.

     Понятие конкурентоспособности на макроуровне, т.е. на уровне государства или в  региональном масштабе, отражает основные позиции национальной экономики в системе международных отношений и проявляется в способности укреплять позиции. Под конкурентоспособностью национальной экономики понимается концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно- управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

     Для большинства государств мировые  связи стали одним из главных  факторов развития национальной экономики. Вместе с тем всеобщность рыночных принципов не дает ни одной стране каких-либо преимуществ, а наоборот, ставит всех в более или менее одинаковые условия и требует признания и соблюдения, единых правил. В этих обстоятельствах особая доля выпала постсоветской России, которая должна, с одной стороны, реформировать в соответствии с рыночными критериями весь комплекс национальной экономики, а с другой стороны, достойно заявить о себе на мировом рынке. Вполне вероятно в условиях возросшей неустойчивости международной финансовой системы обрушение фондового финансового рынка США может привести к катастрофическим последствиям не только для американской, но и для всей мировой экономики в целом. Всё это усиливает конкуренцию и создает жесткие условия для России и других экономически ослабленных ныне стран.

     Россия  входит в рынок и постепенно интегрируется  в мировую экономическую систему. Спрос и предложения наконец-то встали перед российской экономикой в международном масштабе, ей приходится решать трудные, но необходимые вопросы  конкуренции и конкурентоспособности продукции и, конечно, вопросы защиты внутреннего товаропроизводителя. Основными инструментами государственного регулирования и влияния на рынок становятся методы экономические и финансовые. Цена товара, как внутри страны, так и за рубежом, во многом зависит от того, какую налоговую систему будет иметь страна, и как будет перераспределяться часть прибыли, в том числе и от товарооборота и перемещения товаров в бюджет государства. В конечном итоге от того, как будет сформирован бюджет, будет зависеть уровень жизни в государстве.

     Для развития рынка в государстве  необходимо четко для себя установить спрос и предложения, определить оптимальный процент налога, тарифы на транспорт и энергоносители. Тогда, в конечном счете, государство станет регулятором (гарантом) экономического роста в стране.

     Одним из фискальных сборов государства является таможенная пошлина. Именно за счет этого экономического инструмента воздействия представляются или не представляются преференции для импортеров в страну. Именно благодаря ей стимулируется расширение или свёртывание экспорта из страны. Поэтому понятно, какое большое значение имеют знания по вопросам приграничного и таможенного регулирования при перемещении товаров и услуг из страны в страну с тем, чтобы товары и услуги перемещались через границу в соответствии с действующим законодательством, обеспечивая, во-первых, необходимый спрос на данные на них на потребительском рынке; во-вторых, не подрывалась бы экономика государства; в-третьих, экспортно-импортная деятельность была бы взаимовыгодной как для государства, так и для лиц ее осуществляющих.

     Понятие конкурентоспособности на макроуровне, т.е на уровне государства или в региональном масштабе, отражает основные позиции национальной экономики в системе международных отношений и проявляется в особенности укреплять позиции. Под конкурентоспособностью национальной экономики понимается концентрированное выражение экономических, научно- технических, производственных, организационно- управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 

Среди показателей в международной  и российской практике наиболее часто  используются следующие: 
 

— объем  ВВП, выражающий емкость отечественного рынка и потенциал конкурентоспособности национальной экономики; 

— доля расходов на конечное потребление в  структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении; 

— отношение  экспортно-импортных сальдо к сумме  внешнеторгового оборота страны (отражает динамику потенциала конкурентоспособности национальной экономики); 

— соотношение  средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги; 

— прирост  золотовалютных резервов страны; 

— структура  ВВП страны, особенно доля, создаваемая  перерабатывающими отраслями промышленности. 

С 1986 г. под эгидой Всемирного экономического форума начали публиковаться доклады  о сравнительной конкурентоспособности  ведущих стран мира, а позднее  — разработки Всемирного банка и  Международного института совершенствования методов управления. 

     Национальная  конкурентоспособность определяется Всемирным экономическим форумом  на основе многофакторных моделей, в  которых 381 показатель сводится в восемь агрегированных групп: внутренний экономический  потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, финансово-кредитная система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. 

     Экономические показатели по каждой стране составляют около 70% всей совокупности данных, дополняются оценками аналитиков и опросами авторитетных экспертов (синтез количественных и качественных характеристик).  

     Страны  ранжируются по количеству баллов, сумма которых позволяет составить  представление не только об уровне развития производительных сил, но и о гибкости хозяйственной системы в соответствии с изменениями в мировой экономике. 

     Расчеты конкурентоспособности национальной экономики в международной практике стали повседневной реальностью, и  внимание к ним мирового сообщества постоянно растет.  
 

    1.3  Конкурентоспособность отрасли. 

Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у  нее технических, экономических  и организационных условий для  создания производства и сбыта (с  издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность отрасли предполагает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры, группы высоко конкурентных предприятий-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной производственно- технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции.  

Конкурентоспособность на уровне отрасли можно также  оценивать, применяя следующие показатели (или их комбинацию): 

— производительность труда; 

— удельная оплата труда; 

— капиталоемкость 

— технический  уровень продукции; 

— совокупность знаний и научных достижений, необходимых  для самостоятельного освоения продукции и его воспроизводства; 

— объем  технических баз для реализации научных проектно-конструкторских  разработок; 

— степени  экспортной ориентации или импортной  зависимости отрасли; 

— степень  соответствия уровня развития отрасли  общему уровню развития национального хозяйства; 

— степень  использования продукции в различных  отраслях народного хозяйства. 

Конкурентоспособность конкретной отрасли зависит и  от способности промышленности вводить  новшества и модернизироваться. В результате испытываемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентами. В современной экономической ситуации, когда конкуренция в мировых масштабах неуклонно возрастает, конкурентное преимущество создается и поддерживается через сильно локализованные процессы. Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными. 
 

    1.4 Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции.

  В большей степени понятия конкурентоспособности поддается осмыслению на уровне предприятия. Классическое определение конкурентоспособности предприятия (фирмы, компании) заключается в его способности осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкретного рынка. Обеспечивается она умелым использованием предприятием организационно- управленческих, научно- технических, экономических, производственных, маркетинговых и иных средств эффективной деятельности.

Конкурентоспособность может быть применима к любому объекту как его свойство, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. По другому определению конкурентоспособность- это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.

  Конкурентоспособность  товаров определяется в сравнении  с товарами той же группы  качества и соответственно цены.

  В  зависимости от уровня качества, товары могут быть очень высокого качества, соответствующего  лучшим мировым стандартам, и качества, соответствующего отечественным ГОСТам, техническим условиям, правилам и т. д. Конкурентоспособность объекта определяется по результатам маркетинговых исследований, сегментация рынка. Если не указан рынок,  на котором конкурентоспособен объект, это означает, что он в данное время является лучшим мировым образцом.

Конкурентоспособность продукции, а также предприятия- производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое, так и возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия (фирмы), оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

  Речь  идет о том, что конкуренция  как явление выступает  основной  движущей силой товарного хозяйства,  а сам товар становится орудием  конкурентной борьбы. Успех в  этой борьбе  обеспечивает товар,  который принято называть конкурентоспособным.  Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность качественных и стоимостных его характеристик, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных оценок которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обменным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров- аналогов. Конкурентоспособность товара- синтетический показатель, отражающий итог многих слагаемых: эффективность работы конструкторских бюро, производственной деятельности предприятия и работы организации по реализации товаров на рынках страны. Но конкурентным товаром на рынке считается не только продукция- носитель высокого качества и достигнутого технического уровня. Конкурентоспособность учитывает также умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени, т.е. организационные аспекты в сфере реализации, а главное - максимальный учет требований рынка, конкретных покупателей, основанный на глубоких маркетинговых исследованиях.

Информация о работе Конкурентоспособность-основа формирования рынка