Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:46, реферат
Несмотря на то что на большинстве отечественных предприятий функционирует централизованная система контроллинга, т.е. все функции контроллинга сосредотачиваются и выполняются в штабном подразделении, подчиненном непосредственно первому лицу. На некоторых, наиболее развитых в этом направлении крупных отечественных предприятиях, в организационной структуре присутствуют такие службы, как "Контроллинг логистики", "Контроллинг маркетинга" и т.п.
Введение
1. Сущность контроллинга
2. Историческая справка
3. Функции и задачи контроллинга
4. Стратегический и оперативный контроллинг в системе управления
5. Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
|
1. Сущность контроллинга |
|
2. Историческая справка |
|
3. Функции и задачи контроллинга |
|
4. Стратегический и оперативный контроллинг в системе управления |
|
5. Список литературы |
ВВЕДЕНИЕ
Анализ организационных
структур ряда крупных и средних
отечественных предприятий
Естественно, что в настоящее время в России и за рубежом существуют и реализуются на практике различные концепции контроллинга: от регистрационной до координационно-навигационной. Косвенно это проявляется в названиях учебных курсов и соответствующих им методических материалах.
На практике доминируют учетно-аналитическая
и координационно-
Несмотря на то что на большинстве отечественных предприятий функционирует централизованная система контроллинга, т.е. все функции контроллинга сосредотачиваются и выполняются в штабном подразделении, подчиненном непосредственно первому лицу. На некоторых, наиболее развитых в этом направлении крупных отечественных предприятиях, в организационной структуре присутствуют такие службы, как "Контроллинг логистики", "Контроллинг маркетинга" и т.п.
1. СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЛИНГА
В настоящее время не существует однозначного определения понятия "контроллинг" (англ. Control – руководство, регулирование, управление, контроль), но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В основе этой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятие, торговая фирма, банк и др.) в долгосрочной перспективе путем:
адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам;
создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
адаптации организационной структуры управления предприятием в целях повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.
Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:
философия доходности – ориентация на эффективную работу организации в долгосрочной перспективе;
разбиение задач контроллинга на циклы, обеспечивающее итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений;
создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления.
Философия доходности означает:
приоритет рентабельности деятельности предприятия, понимаемой как эффективность работы предприятия в целом и его составляющих, над ростом объемных показателей (размеры предприятия, объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п.);
устойчивый рост стоимости предприятия в долгосрочной перспективе; основные предпосылки роста стоимости предприятия – наличие организационной структуры с четко выделенными единицами управления, системы планирования и контроля, обеспечивающей согласование целей, системы внутренней и внешней отчетности, ориентированной на достижение целей;
мероприятия по обеспечению роста эффективности и стоимости предприятия не должны превышать допустимые для конкретных условий функционирования уровни рисков.
Цикл контроллинга включает итеративные этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии "встречных потоков": сначала планирование проводится "сверху вниз" (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток - "снизу вверх". Задачи контроллинга на этом этапе – разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию. Этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений в пределах определенной компетенции на уровне иерархии управления.
В определении контроллинга
можно выделить философскую, функциональную,
организационную и научную
Контроллинг – это и философия, и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Лучшие компании мира, успешно развивающиеся в течение многих десятилетий, всегда исповедовали философию контроллинга, даже если и не пользовались этим термином, учитывая при этом скорость изменений внешней среды и возможность прогнозирования будущего.
Относительно функциональности контроллинг можно определить как ориентированную на перспективу систему информационно- аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства при реализации цикла управления по всем функциональным сферам деятельности предприятия и процессам. Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе.
Следует подчеркнуть, что контроллинг не обеспечивает автоматически успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления.
Контроллинг осуществляет сервисную функцию. Его основные клиенты - высшее руководство, руководители и специалисты функциональных подразделений предприятия. Анализируя современную практику управления предприятиями, можно отметить, что контроллер превращается в основного поставщика информации для руководителей.
С организационной точки зрения контроллинг – структурный элемент предприятия – подразделение, служба или отдел, осуществляющие функции контроллинга, определяемые внутренними документами предприятия.
Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов. Таким образом, задачей контроллинга как науки является разработка теории, методов и инструментов измерения в различных ракурсах:
ресурсы (материалы, труд, основные средства, финансы и т.д.);
функциональные области и процессы (производство, НИОКР, закупки, сбыт и т.п.);
элементы управления (учет, планирование, контроль, анализ).
Если измерения не обеспечивают точности, объективности, единообразия и сопоставимости, то планирование, контроль, учет и анализ становятся либо слабообоснованными, либо вообще бессмысленными.
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Знание исторического развития идеи, философии и форм воплощения в практику, как известно, помогает лучше понять сегодняшнее состояние концепции контроллинга, перспективы его развития, осознать, насколько важна его роль в современной практике для успешного функционирования российских предприятий.
Перечислим основные этапы становления этой отрасли знаний человека.
XV в. - введение должности "countrollour" (Великобритания) - первая попытка решать задачи государственного управления с помощью идей контроллинга.
1778 г. – законодательно учреждено ведомство "Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts" (США). Его задачи - управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.
1880 г. – создана система "Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System" (США). Впервые контроллинг использован на предприятии преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом.
1892 г. – компания "General Electric Company" (США) – первая из индустриальных предприятий вводит должность контроллера.
В США первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий. Это объяснялось особенностями американского корпоративного законодательства, которое знает только два управляющих органа - Общее собрание акционеров (Common Meeting Shareholder) и Совет директоров (Board of Directors). Полномочия Совета директоров распространялись как на управление организацией, так и на контроль ее деятельности. Отсутствие специфического управляющего органа наряду с другими причинами (например, сильными позициями президента, величиной предприятия) считалось важнейшим поводом для введения должности контроллера. Однако, несмотря на это, вплоть до начала 1930-х гг. на американских предприятиях контроллеры почти не были известны.
Экономический кризис 1929 г.
привел к пониманию роли производственного
учета, а также к необходимости
внедрения на предприятии наряду
с планированием элементов
В Германии в 30-40-е гг. XX в. не наблюдалось сколько-нибудь заметного развития концепции контроллинга, хотя задачи, которые можно отнести к области контроллинга, возникли еще более 100 лет назад на таких крупных предприятиях, как "Крупп" и "Тиссен". Первые подразделения контроллинга в Германии были организованы лишь в конце 1950-х гг.
В 1950-1970 гг. экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Введение и развитие контроллинга в последующие десятилетия связано с изменениями в окружающем предприятия мире и принципиальной переориентацией предпринимательского мышления и действий на проблемы эффективности и устойчивости.
Во-первых, примерно с 1965 г. в Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации (и управления) их деятельности ранее использовавшиеся инструменты не годились. Во-вторых, в начале 1980-х гг. многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости в совершенствовании инструментария планирования и управления, а также в привлечении специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.
Повышение спроса на услуги
в области контроллинга вызвало
появление в Германии ряда научных
и образовательных организаций.
Первым возник Институт контроллеров
по вопросам образования в области
планирования предприятия и учета
(Controller-Institut zur Ausbildung in Unternehmensplanung und Rechnungswesen
GmbH, Cauting), занимающийся вопросами подготовки
кадров в сфере планирования предприятия
и учета.
С 1971 г. частные и общественные семинары
проводит Академия контроллеров (Controller-Akademie).
В 1975 г. основан Союз контроллеров (Controller-Verein
e.V.). Следующей важной вехой на пути внедрения
идей и философии контроллинга стало основание
журнала "Controller" (1989 г.).
В большинстве развитых стран с рыночной экономикой концепции контроллинга схожи. Различия касаются в основном понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей (рис. 1.1). Так, в Германии преобладает тенденция академизации контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за разрешение конкретных задач. В США и некоторых европейских странах преобладает прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов.
АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ
Рис. 1. Американская и немецкая модели контроллинга
В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 1990-х гг., когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане первоначально был проявлен со стороны банков - в то время наиболее динамично развивавшегося сектора рыночной экономики нашей страны.
Информация о работе Контроллинг: виды,сущность и функционирование