Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 17:29, курс лекций
Оценка экономической эффективности инвестиционных вложений
Организационная структура управления предприятием
Особенности процесса концентрации и его показатели
Ценообразование на предприятии
Факторы и пути повышения рентабельности производства
Виды издержек производства
Темы:
Оценка
экономической эффективности
инвестиционных вложений
При оценке экономической
эффективности акцент делается на потенциальную
способность инвестиционного
Методы оценки эффективности инвестиционных вложений
Методы оценки эффективности инвестиций подразделяются на две группы:
1. Показатели, не
предполагающие использования
2. Показатели, определяемые
на основании использования
Методы, входящие
в первую категорию, оперируют отдельными,
"точечными" значениями исходных
показателей. При их использовании
не учитываются вся
Абсолютная и сравнительная эффективность инвестиционных вложений
На всех стадиях
инвестиционного планирования и
проектирования целесообразно выполнять
расчеты экономической
По отдельным
предприятиям, стройкам и объектам,
отдельным мероприятиям для определения
экономической эффективности
1. Коэффициент
экономической эффективности
Экп = П/К (общая), или Экп = (Ц - С) / К (в сфере производства);
Экп = (Н - И) / К (в торговле), где П - годовая прибыль за планируемый период
К - капитальные вложения в строительство объектов Ц - стоимость годового выпуска продукции в оптовых ценах предприятия ;С - себестоимость годового выпуска продукции;Н - сумма торговых надбавок;И - сумма издержек обращения.
2. Срок окупаемости капитальных вложений (Ткп). Он определяется как отношение объема капитальных вложений к прибыли по формулам:
Ткп = К /П (общая для всех предприятий строек и объектов);
или: Ткп = К / (Ц - С) (в сфере производства); Ткп = К / (Н - И) (в торговле).
По отдельным отраслям и подотраслям, ведомствам, хозяйственным объединениям при использовании собственных средств и кредитов банка исчисляются следующие показатели:Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений (Эко). Он определяется как отношение прироста прибыли к капитальным вложениям, вызвавшим этот прирост, по формуле
Эко = П / К, где П - прирост годовой прибыли, вызванный капитальными вложениями;
К - капитальные вложения в строительство объектов.
Срок окупаемости капитальных вложений .Он определяется как отношение капитальных вложений к приросту годовой прибыли по формуле: Тко = К / П
При расчетах экономической эффективности вложения средств в отдельные объекты, предприятия следует учитывать то, что манат, вложенный в текущем году, через 3-5 лет будет иметь иное значение. С течением времени деньги теряют свою ценность.Поэтому, когда принимается решение по вложениям средств в конкретный объект, предприятие должно учитывать фактор времени и оценивать такие факторы, как объем реализации продукции, ее себестоимость, прибыль и рентабельность с учетом изменений по времени. Такую операцию называют дисконтированием.
Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в текущем году для инвестора обладает меньшей ценностью.Если в текущем году направить определенную сумму денег в оборот и "заставить" приносить доход, то через 3-5 лет она не только сохранится, но и увеличится. Дисконтирование дает возможность определить денежный эквивалент суммы, которая будет получена в будущем. Для этого следует ожидаемую к получению в будущем сумму уменьшить на доход, нарастающий за определенный срок по правилу сложных процентов.
Будущую стоимость определяют по формуле:
БС = НС (1 + ПС)t , где БС - денежная сумма, которая будет получена через t лет ;НС - начальная стоимость;ПС - процентная ставка или норма доходности;t - число лет, за которое производится суммирование дохода.
Сравнительная
экономическая эффективность
Сi + Эн Ч Кi = минимум,где Кi - капитальные вложения по каждому варианту;Сi - текущие затраты по тому же варианту;Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
Предпочтение
отдается тому варианту, который имеет
минимум затрат.
Организационная
структура управления
предприятием
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Различают следующие типы организационных структур, характерных для предприятий сферы сервиса, линейные, функциональные, линейно-функциональные. Рассмотрим основные характеристики этих структур.
Линейная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления.Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.Линейная структура является логически стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Она используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.Такой тип структуры характерен для малых и средних предприятий сервиса: парикмахерских, ателье, мастерских по ремонту бытовых приборов, кафе или небольших столовых и др.
Функциональная структура управления предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для их осуществления выделяются отдельные подразделения. Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений.При такой структуре управления специалисты одного профиля объединяются в подразделения Функциональное управление существует наряду с линейным. При этом вместо универсальных менеджеров, которые должны выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. В рамках функциональной структуры управления обычно организована работа районных поликлиник, средних отелей, магазинов. Такая специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности предприятия.
Линейно-функциональная структура управления позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб — подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает. В связи с этим остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб.Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия. Поэтому важно, чтобы структура управления соответствовала ряду требований .
Требования к структуре управления
Организационная структура управления предприятием не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. В практике сервисного обслуживания разные типы организационных структур, рассмотренные выше, могут пересекаться, дополнять друг друга. Одни из составных единиц организации сервисного предприятия остаются стабильными; другие могут создаваться или упраздняться по мере необходимости.
Данные структуры отличаются большим разнообразием и определяются, следующими факторами и условиями:масштабы бизнеса ; производственные и отраслевые особенности предприятия:сфера деятельности фирм; уровень механизации и автоматизации управленческих работ;квалификация работников. Можно отметить следующие характеристики организационной структуры малых, сверхмалых и частично средних предприятий сервиса: