Курс лекций по "Экономике предприятий"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 17:29, курс лекций

Описание

Оценка экономической эффективности инвестиционных вложений
Организационная структура управления предприятием
Особенности процесса концентрации и его показатели
Ценообразование на предприятии
Факторы и пути повышения рентабельности производства
Виды издержек производства

Работа состоит из  1 файл

EF.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

Высокоэффективная организация сервисного производства способна обеспечить качественный сервис. Все это заставляет практиков сервисной деятельности обращать особое внимание на совершенствование организационных аспектов обслуживания.Построение организационных структур управления осуществляется с учетом следующих принципов:

  • соответствие структуры управления целям и стратегии предприятия;
  • единство структуры и функций управления;
  • первичность функций и вторичность органа управления;
  • рациональное сочетание в структуре управления централизации, специализации и интеграции функций управления;
  • соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия;
  • комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности;
  • соответствие системы сбора и обработки информации организационной структуре управления.

Основное правило, которое необходимо соблюдать при  проектировании структуры управления, — вовлекать наименьшее число  уровней управления и создавать  кратчайшую цепь команд. 
 
 
 

Особенности процесса концентрации и его показатели 

Концентрация производства является важнейшей формой общественной организации производства.. Концентрация производства - закон развития общественного производства, хотя её проявление не столь прямолинейно в отдельные периоды времени и ряде отраслей, однако в длительной перспективе  это несомненно так.

Концентрация  производства - это сосредоточение производства во все более крупных  предприятиях. Из определения концентрации производства следует её экономическая  сущность, которая представляет двусторонний процесс:

1. Рост доли крупных предприятий в общем объеме производства отрасли.

2. Рост размеров  самих крупных предприятий. 

Процесс концентрации производства связан со стремлением  получить максимальную прибыль. Он реализуется  либо путем собственного расширения предприятия, увеличения размеров или количества его учреждений, либо путем более или менее тесной интеграции с другими предприятиями. Укрупненные предприятия могут принимать различные формы - трестов, картелей, концернов, конгломератов, холдингов .

Процесс концентрации производства, по-разному проходящий в различных секторах экономики и в разных странах, не является, тем не менее, бесконечным. Прежде всего у него есть технических предел: в рамках того или иного данного рынка рациональное сочетание факторов производства предполагает наличие некоего оптимального размера предприятия, превышение которого влечет за собой снижение рентабельности в результате появления и нарастания негативных явлений.Кроме того, правительства могут быть вынуждены приостановить или ограничить процесс концентрации производства, когда он сопровождается тенденциями к монополизации.Погоня за максимальной прибылью, по сути, заставляет предприятия извлекать всю возможную выгоду из рынка и в то же время на определенном этапе процесса концентрации производства подчинять его себе, уменьшая тем самым влияние конкуренции и даже полностью ее устраняя. Вот почему существует антимонопольное законодательство.

     В капиталистических странах процесс  концентрации производства принял международный  размах и привел к образованию объединений, для которых не существует границ и которые сегодня обычно называют транснациональными корпорациями. Особенно ярким их примером служат нефтяные тресты.

     Процесс концентрации производства может иметь 2 формы:

  • горизонтальная концентрация, при которой объединяются предприятия, действующие на одной и той же стадии данного процесса производства;
  • вертикальная концентрация, при которой объединяются предприятия, включающиеся в дело на различных стадиях процесса производства или занимающиеся разными, но взаимодополняющими видами деятельности.

Концентрация  производства как процесс имеет  определенный уровень и динамику. Уровень и динамика концентрации производства полно и всесторонне  характеризуется системой показателей. Основным показателем уровня концентрации производства является удельный вес крупных предприятий в общем объеме производства отрасли:

где Ук - уровень  концентрации, %

Ок - объем производства крупных предприятии

Оо - общий объем  производства.

В зависимости  от отрасли и производимой на её предприятиях продукции объем производства может исчисляться в натуральном, условно-натуральном и денежном измерении. Для промышленности и  пищевой промышленности в целом используется денежная оценка продукции – товарная продукция. Этот основной показатель дополняется показателем доли крупных предприятий в элементах производства - средствах труда, предметах труда , численности персонала, в суммарной мощности отрасли и др. Процесс концентрации производства в динамике достаточно точно характеризует показатель роста средних размеров предприятий.

Концентрация  производства осуществляется в двух формах: отраслевой и межотраслевой.

При отраслевой концентрации производства рост размеров предприятий и их доли в общем объеме производства осуществляется за счет наращивания продукции данной отрасли.

Межотраслевая концентрация - это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях за счет продукции разных отраслей. Рост размеров предприятий происходит за счет увеличения продукции других отраслей. Соответственно доля этих предприятий в общем объеме производства растет. Это - не что иное как вариант диверсификации производства в условиях жестких требований  рынка. Ведь в рынке значимость концентрации производства существенно возрастает. В жесткой конкурентной борьбе при прочих равных условиях более масштабное производства удешевляет производимый продукт, а значит это крупное предприятие будет более конкурентоспособным. Вот почему в развитом рынке превалировать будут крупные предприятия, а остальные так или иначе приспосабливаться к ним, обслуживая их, занимая свои ниши, но будучи зависимыми от крупных. Закон есть закон. А концентрация производства - закон развития, товарного  производства.

Все это делает своеобразным осуществление концентрации производства в пищевой промышленности. Простая форма концентрации производства пищевых продуктов возможна только в мощных сырьевых зонах или районах  с массовым потреблением - крупных и крупнейших городах, густонаселенных территориях. Во всех остальных случаях закон концентрации производства в пищевой промышленности реализуется в межотраслевой форме.  
 
 
 

Ценообразование на предприятии 
 

Цена — это  количество денег, уплачиваемое за единицу товара. В ценовом механизме следует выделять две взаимосвязанные части. Во-первых, это сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения. Во-вторых, ценообразование как способ установления новых цен и изменения действующих.

Основные виды цен на продукцию предприятии  делятся по ряду признаков. По степени и способу регулирования различают: Регулируемые цены. Их величина регулируется государственными органами. Однако регулирование в условиях рыночной экономики носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется путем воздействия на спрос и предложение.

Фиксированные, твердые цены. Устанавливаются органами ценообразования или другими  государственными учреждениями. Они  назначаются по ограниченному кругу  товаров.Договорные цены. Это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. При этом может оговариваться допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, например, инфляции, форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные цены. Освобождены от ценового вмешательства  государства, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.В зависимости от сферы оборота выделяют внутренние цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям.

Внутренние цены используются для оборота средств  внутри предприятии, являются основным инструментом внутрихозяйственных  отношений.Внутренние цены предприятия делятся на следующие виды:

  • Внутрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние поставки цеха, участки, производства внутри одного предприятия.
  • Внутрифирменные, по которым самостоятельные предприятия осуществляют поставки внутри объединения.  
  • Трансфертные — внутрифирменные цены, обслуживающие оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.

Внутрихозяйственная цена — это сумма переменных расходов и прибыли подразделения предприятия. Внутрифирменная цена включает переменные расходы и доход, который идет на покрытие постоянных расходов подразделения и фирмы. Трансфертная цена включает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального характера.

Отпускная (оптовая) цена выступает верхним пределом внутренней цены, определяется исходя из влияния как внутренних факторов, так и внешних, характеризующих конъюнктуру рынка.Наряду с внутренними ценами предприятия в зависимости от характера оборота выделяются закупочные цены, по которым реализуются сельскохозяйственная продукция (колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами, населением) государственным и коммерческим организациям. 

Методы  ценообразования 

Методы расчета  цен весьма многообразны. Рассмотрим, прежде всего, затратные методы ценообразования. Такие методы обеспечивают расчет продаж-ной цены на товары и услуги посредством прибавления к издержкам или себе-стоимости их производства какой-то конкретной величины. Э.А.Уткин подразделяет данную совокупность методов на:  
а) метод “издержки плюс”;  
б) метод минимальных затрат;  
в) метод ценообразования с повышением цены посредством надбавки к ней;  
г) метод целевого ценообразования .  
 
Метод “издержки плюс”.Один из наиболее распространенных - метод “издержки плюс”. Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины - прибыли. Этот метод ценообразования активно ис-пользуется при формировании цены по товарам самого широкого круга отрас-лей. Главная трудность его применения - сложность определения уровня доба-вочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все ме-няется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавленной суммы к себестоимости товара или услуги, устраиваю-щий продавца, может быть не принят покупателем.  
Обычно под издержками понимаются затраты, включающие постоянные и переменные затраты. Издержки также рассчитываются на определенную еди-ницу продукции, и тогда определяют средние издержки, состоящие из средних постоянных затрат и средних переменных затрат. Определяют и предельные издержки, позволяющие оценить пределы изменений издержек на единицу продукции по отношению к росту объема производства и продаж. Многие менеджеры предпочитают устанавливать относительно высокую первоначальную цену на продвигаемый на рынок товар, чтобы быстрее окупить расходы, осуществленные на стадии его разработки и внедрения на рынок, ко-гда объемы продаж относительно невелики.  

Метод минимальных затрат.Еще один метод - минимальных затрат. Данный метод предполагает уста-новление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат. Продажа товара по цене, подсчитанной по такому методу, эффективна в стадии насыщения, когда нет роста продаж, и фирма ставит своей целью сохра-нить объем сбыта на определенном уровне. Подобная политика ценообразования рациональна также при проведении кампании по внедрению нового товара на рынок, когда следует ожидать значи-тельного увеличения объемов продаж указанного товара в результате предло-жения его по низким ценам. Хорошие результаты могут быть достигнуты в том случае, когда продажа по низким ценам способна привести к активному расши-рению сбыта, что, несмотря на низкую цену, дает достаточную прибыль за счет масштабов сбыта. Но при неумелом использовании рассматриваемой методики фирме грозят убытки. Поскольку цены определяют поставщики товара, при этом не всегда учитываются запросы рынка и состояние конкурентной борьбы. Кроме того, несмотря на низкий уровень цен, потребитель нередко отказывается приобре-тать данный товар. Поэтому столь важно установить цену на уровне, обеспечи-вающем определенную величину прибыльности для фирмы (чуть выше пре-дельных затрат), умело сочетать целевую прибыль с формированием условий для принятия данной цены целевым рынком. 
 
 
 

Факторы и пути повышения  рентабельности производства 
 
 

Рентабельность (нем. Rentabel ) - доходный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.Рентабельность производства в самом общем виде в отраслевой экономике определяют как:

где Р - рентабельность, %

П - сумма прибыли, ман.

ОФ - стоимость  основных фондов, ман  .

Информация о работе Курс лекций по "Экономике предприятий"