Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:32, курсовая работа
Цель курсовой работы является рассмотреть перспективы развития личного подсобного хозяйства в Республике Бурятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие личного подсобного хозяйства;
изучить состав земель для ведения личного подсобного хозяйства;
рассмотреть правовой режим имущества личного подсобного хозяйства;
изучить государственную поддержку личного подсобного хозяйства
исследовать крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйство в Республике Бурятии;
проанализировать перспективы развития личного подсобного хозяйства в Республике Бурятии.
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время личные подсобные хозяйства (ЛПХ) населения имеют большое значение для аграрной экономики России, так как в современных условиях они являются самой массовой, гибкой и устойчивой формой хозяйствования в сельском хозяйстве. Развитию ЛПХ в стране уделяется достаточное внимание. Это предусмотрено и в приоритетном национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса».
В целом по Российской Федерации за 2000-2009 гг. количество личных подсобных хозяйств населения практически не изменилось и составляет 16 млн, однако доля этой категории производителей в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции увеличилась с 26 до 51%. В частности, в Республике Бурятия удельный вес продукции хозяйств населения вырос еще более значительно - с 36 до 84%. Поэтому возрастание роли ЛПХ как основного поставщика сельскохозяйственной продукции позволяет рассматривать их как основу, как базу для развития всего сельскохозяйственного производства.
Современное личное
подворье отличается своей значимостью
в жизни сельской семьи и ролью, которую оно выполняет как
субъект аграрного рынка. Под влиянием
рыночных преобразований в ЛПХ усиливается
Несмотря на общие тенденции развития личных подсобных хозяйств в стране, в рамках отдельно взятого региона оно происходит по-разному. Это зависит как от природно-климатических условий, наличия средств производства, так и от национальных традиций.
Актуальность обоснования теоретико-
Степень разработанности темы. Базой для проведения теоретических исследований по проблемам функционирования и развития личных подсобных хозяйств являлись научные труды российских ученых Ю.И.Агирбова, И.И.Безаева, В.А.Белянова, Д.Г.Бутухановой, В.Г.Венжера, Ц.Д.Доржиева, А.Ф.Калинина, Л.А.Калининой, Э.И.Калугиной, К.В.Копач, В.В. Кузнецова, Т.Е.Кузнецовой, Е.Г.Лысенко, И.В.Макаровой, B.В.Устюковой, Г.И.Шмелева, З.Н.Шуклиной и других.
В общетеоретическом плане автор опирался на труды таких зарубежных и отечественных экономистов - аграрников, М.Трейси, С.И.Грядов, А.П.Зинченко, НДКондратьев, Н.П.Макаров, В.В.Милосердов, А.А.Никонов, А.В.Петриков, В.С.Потаев, А.В.Чаянов, Ф.К.Шакиров и др.
Несмотря на то, что исследованию
личных подсобных хозяйств уделяется достаточно
внимания, существует много вопросов, требующих
дальнейшего изучения. Они связаны с анализом
явлений и тенденций развития личных подсобных хозяйств,
изменения их функций в условиях формирования
рыночной экономики. По существу, очень мало
исследований по направлениям развития
личных подсобных хозяйств, трансформации их
в крестьянские (фермерские) хозяйства,
системе взаимоотношений ЛПХ населения с
Вследствие сложности и многообразия проблем развития личных подсобных хозяйств возникает необходимость в их исследовании с учетом региональной специфик.
Объект курсовой работы является перспективы развития личного подсобного хозяйства в Республике Бурятии.
Предметом курсовой работы являются личное подсобное хозяйство.
Цель курсовой работы является рассмотреть перспективы развития личного подсобного хозяйства в Республике Бурятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. ЛПХ в экономике сельского хозяйства
Понятие личного подсобного хозяйства
Правовое регулирование ведения
Личное подсобное хозяйство – форма
непредпринимательской
Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Личное подсобное хозяйство, имеет два важных аспекта:
Во-первых, личное подсобное хозяйство это
форма непредпринимательской
Из этого следует, что личное
подсобное хозяйство отличается от другой
формы деятельности граждан по производству
сельскохозяйственной продукции – от
крестьянского (фермерского) хозяйства.
Первые относятся к хозяйствам потребительского
типа, а вторые являются субъектами предпринимательской
Настоящий Федеральный закон не устанавливает, каким может быть соотношение доли продукции, используемой для личных потребностей гражданина и членов его семьи и доли товарной продукции, направляемой на реализацию. Косвенно же этот вопрос предлагается решить путем установления максимального размера общей площади земельных участков, которые используются личным подсобным хозяйством на любом праве (п.5 ст.4 настоящего Федерального закона). О некоммерческой (непредпринимательской) деятельности личного подсобного хозяйства свидетельствуют многие обстоятельства. Личное подсобное хозяйство не подлежит государственной регистрации (п.1 и 2 ст.23 Гражданского кодекса РФ, п.2 ст.3 настоящего Федерального закона) и не облагается подоходным налогом.
В соответствии с подпунктом
13 части первой ст.217 Налогового кодекса РФ
не подлежат налогообложению (освобождаются
от налогообложения) доходы физических
лиц, получаемые ими от продажи выращенных
в личных подсобных хозяйствах, находящихся
на территории Российской Федерации, скота,
кроликов, нутрий, птицы, диких животных
и птиц (как в живом виде, так и продуктов их
убоя в сыром или переработанном виде),
продукции животноводства, растениеводства,
цветоводства и пчеловодства как в натуральном,
так и в переработанном виде. Указанные
доходы освобождаются от налогообложения
при условии предоставления гражданином
документа, выданного соответствующим
органом местного самоуправления, подтверждающего,
что продаваемая продукция
Эта принятая правовая норма поставила точку в вопросе о том, кого следует считать главой личного подсобного хозяйства и с какого возраста (как было прежде установлено в колхозном дворе). Настоящий Федеральный закон не вводит понятий «глава» и «члены личного подсобного хозяйства». Оно ведется гражданином на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном им для этих целей совместно с членами его семьи. При этом допускается, что член семьи может и не проживать совместно с этим гражданином. В п. 3 комментируемой статьи установлено, что сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих это личное подсобное хозяйство.
Из этого следует, что граждане сами должны определить причитающуюся каждому из них долю в этой продукции (согласно п.1 и 2 ст.245 и п.1 и 3 ст. 252 Гражданского кодекса РФ по соглашению между ними либо в судебном порядке) или владеть, пользоваться и распоряжаться этой продукцией сообща без определения своих долей (согласно ст. 253 Гражданского кодекса РФ по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из них совершается сделка). Однако данные нормы гражданского законодательства входят в некоторое противоречие с земельным законодательством. Согласно подпункта 1 п.2 ст.40 и п.1 ст.41 Земельного кодекса РФ собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор земельного участка имеют право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, т.е. по земельному законодательству продукция, произведенная в личном подсобном хозяйстве, должна быть в собственности гражданина, которому принадлежит земельный участок, предоставленный и (или) приобретенный им.
Таким образом, законодательство допускает три вида собственности на сельскохозяйственную продукцию, произведенную и переработанную при ведении личного подсобного хозяйства:
1) совместная собственность гражданина и
2) долевая собственность гражданина и
3) собственность гражданина,
права которого на земельный участок прошли
1.2. Состав земель для ведения личного подсобного хозяйства
По данным государственного учета земель, земельный фонд Республики Бурятия по состоянию на 1 января 2007 г. составляет 35133,4 гыс. га. Распределение общих площадей категорий земель характеризуется данными, приведенными на рисунке 2.1.
Площадь земельных ресурсов
в РБ в пределах Байкальской природной
По административным районам РБ площадь земельных угодий существенно различается. Например, Северо-Байкальский район занимает 27,6%, Баргузинский, Кабанский, Прибайкальский, Закаменский, Курумканский и Хоринский - каждый в пределах от 6 до 10% На долю остальных районов приходится менее 6%. Наиболее низка обеспеченность земельными ресурсами Иволгинского и Тарбагатайского районов - соответственно 1,4 и 1,7% от общей площади БПТ.
На большей части Бурятии в
Существенную площадь
- 6935,7 тыс, га в бурятской части БПТ занимают
кустарники, болота, водные объекты, земли жилищных
и производственных строений, дороги,
нарушенные и прочие земли. Например, под водными
объектами находится 2214,7, болотами - 312,8,
древесно-кустарниковой
Информация о работе Личное подсобное хозяйство в Республике Бурятии