Личное подсобное хозяйство в Республике Бурятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:32, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы является рассмотреть перспективы развития личного подсобного хозяйства в Республике Бурятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие личного подсобного хозяйства;
изучить состав земель для ведения личного подсобного хозяйства;
рассмотреть правовой режим имущества личного подсобного хозяйства;
изучить государственную поддержку личного подсобного хозяйства
исследовать крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйство в Республике Бурятии;
проанализировать перспективы развития личного подсобного хозяйства в Республике Бурятии.

Работа состоит из  1 файл

Курс. работа 1.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Введение     

Актуальность  темы исследования. В настоящее время  личные подсобные хозяйства (ЛПХ) населения  имеют большое значение для аграрной экономики России, так как в  современных условиях они являются самой массовой, гибкой и устойчивой формой хозяйствования в сельском хозяйстве. Развитию ЛПХ в стране уделяется  достаточное внимание. Это предусмотрено  и в приоритетном национальном проекте  «Развитие агропромышленного комплекса».      

В целом по Российской Федерации за 2000-2009 гг. количество личных подсобных хозяйств населения практически не изменилось и составляет 16 млн, однако доля этой категории производителей в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции увеличилась с 26 до 51%. В частности, в Республике Бурятия удельный вес продукции хозяйств населения вырос еще более значительно - с 36 до 84%. Поэтому возрастание роли ЛПХ как основного поставщика сельскохозяйственной продукции позволяет рассматривать их как основу, как базу для развития всего сельскохозяйственного производства.      

Современное личное подворье отличается своей значимостью  в жизни сельской семьи и ролью, которую оно выполняет как  субъект аграрного рынка. Под  влиянием рыночных преобразований в  ЛПХ усиливается предпринимательский  характер производства, происходит увеличение размеров хозяйств. Изменение роли и значимости ЛПХ свидетельствует  об изменении их самих, как формы  хозяйствования. ЛПХ в большинстве  исчерпали свой потенциал именно как подсобные хозяйства, поэтому  сейчас актуальным становится вопрос трансформации их в крестьянские (фермерские) хозяйства, которые также  основываются на частной собственности  и личном труде членов семьи.      

Несмотря  на общие тенденции развития личных подсобных хозяйств в стране, в  рамках отдельно взятого региона  оно происходит по-разному. Это зависит как от природно-климатических условий, наличия средств производства, так и от национальных традиций.      

Актуальность  обоснования теоретико-методических подходов к совершенствованию условий  функционирования ЛПХ населения  Республики Бурятия, изучение опыта  и всего комплекса факторов их развития обусловили выбор темы, объекта  и предмета исследования работы.      

Степень разработанности  темы. Базой для проведения теоретических исследований по проблемам функционирования и развития личных подсобных хозяйств являлись научные труды российских ученых Ю.И.Агирбова, И.И.Безаева, В.А.Белянова, Д.Г.Бутухановой, В.Г.Венжера, Ц.Д.Доржиева, А.Ф.Калинина, Л.А.Калининой, Э.И.Калугиной, К.В.Копач, В.В. Кузнецова, Т.Е.Кузнецовой, Е.Г.Лысенко, И.В.Макаровой, B.В.Устюковой, Г.И.Шмелева, З.Н.Шуклиной и других.      

В общетеоретическом плане автор  опирался на труды таких зарубежных и отечественных экономистов - аграрников, М.Трейси, С.И.Грядов, А.П.Зинченко, НДКондратьев, Н.П.Макаров, В.В.Милосердов, А.А.Никонов, А.В.Петриков, В.С.Потаев, А.В.Чаянов, Ф.К.Шакиров и др.      

Несмотря  на то, что исследованию личных подсобных  хозяйств уделяется достаточно внимания, существует много вопросов, требующих  дальнейшего изучения. Они связаны  с анализом явлений и тенденций  развития личных подсобных хозяйств, изменения их функций в условиях формирования рыночной экономики. По существу, очень мало исследований по направлениям развития личных подсобных хозяйств, трансформации их в крестьянские (фермерские) хозяйства, системе взаимоотношений  ЛПХ населения с сельскохозяйственными  предприятиями, недостаточно проработаны  критерии и показатели эффективности  и методики экономической оценки их деятельности, обоснования размеров ЛПХ при различных социально-экономических  условиях.       

Вследствие  сложности и многообразия проблем  развития личных подсобных хозяйств возникает необходимость в их исследовании с учетом региональной специфик.     

Объект  курсовой работы  является перспективы развития личного подсобного хозяйства в Республике Бурятии.     

Предметом курсовой работы являются личное подсобное хозяйство.     

Цель  курсовой работы является рассмотреть перспективы развития личного подсобного хозяйства в Республике Бурятии.      

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие личного подсобного хозяйства;
  • изучить состав земель для ведения личного подсобного хозяйства;
  • рассмотреть правовой режим имущества личного подсобного хозяйства;
  • изучить государственную поддержку личного подсобного хозяйства
  • исследовать крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйство в Республике Бурятии;
  • проанализировать перспективы развития личного подсобного хозяйства в Республике Бурятии;

 

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Глава 1. ЛПХ в экономике сельского хозяйства

Понятие личного подсобного хозяйства       

Правовое  регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и  иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами органов местного самоуправлении. Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.     

Личное  подсобное хозяйство – форма  непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.  Личное подсобное хозяйство  ведется гражданином или гражданином  и совместно проживающими с ним  и (или) совместно осуществляющими  с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи  в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном  и (или) приобретенном для ведения  личного подсобного хозяйства.      

Сельскохозяйственная  продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.      

Реализация  гражданами, ведущими личное подсобное  хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской  деятельностью.      

Личное подсобное  хозяйство, имеет два важных аспекта: 

Во-первых, личное подсобное хозяйство это  форма непредпринимательской деятельности. Во-вторых, эта деятельность ограничивается деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1 настоящей статьи) и деятельностью по реализации этой продукции (п.4 настоящей статьи). Кроме того, в п.2 настоящей статьи закреплено, что ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи в сельскохозяйственной продукции.      

Из  этого следует, что личное подсобное  хозяйство отличается от другой формы  деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции –  от крестьянского (фермерского) хозяйства. Первые относятся к хозяйствам потребительского типа, а вторые являются субъектами предпринимательской деятельности. В отличие от фермерского хозяйства  личное подсобное хозяйство ведется  в целях удовлетворения собственных  потребностей семьи в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть  продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.     

Настоящий Федеральный  закон не устанавливает, каким может  быть соотношение доли продукции, используемой для личных потребностей гражданина и членов его семьи и доли товарной продукции, направляемой на реализацию. Косвенно же этот вопрос предлагается решить путем установления максимального размера общей площади земельных участков, которые используются личным подсобным хозяйством на любом праве (п.5 ст.4 настоящего Федерального закона). О некоммерческой (непредпринимательской) деятельности личного подсобного хозяйства свидетельствуют многие обстоятельства. Личное подсобное хозяйство не подлежит государственной регистрации (п.1 и 2 ст.23 Гражданского кодекса РФ, п.2 ст.3 настоящего Федерального закона) и не облагается подоходным налогом.      

В соответствии с подпунктом 13 части  первой ст.217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются  от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые ими от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся  на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так  и продуктов их убоя в сыром  или переработанном виде), продукции  животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде. Указанные  доходы освобождаются от налогообложения  при условии предоставления гражданином  документа, выданного соответствующим  органом местного самоуправления, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена  на принадлежащем гражданину или  членам его семьи земельном участке, используемого для ведения личного  подсобного хозяйства. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.     

Эта принятая правовая норма поставила  точку в вопросе о том, кого следует считать главой личного  подсобного хозяйства и с какого возраста (как было прежде установлено  в колхозном дворе). Настоящий  Федеральный закон не вводит понятий  «глава» и «члены личного подсобного хозяйства». Оно ведется гражданином  на земельном участке, предоставленном  и (или) приобретенном им для этих целей совместно с членами  его семьи. При этом допускается, что член семьи может и не проживать  совместно с этим гражданином. В  п. 3 комментируемой статьи установлено, что сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих это личное подсобное  хозяйство.      

Из  этого следует, что граждане сами должны определить причитающуюся каждому  из них долю в этой продукции (согласно п.1 и 2 ст.245 и п.1 и 3 ст. 252 Гражданского кодекса РФ по соглашению между ними либо в судебном порядке) или владеть, пользоваться и распоряжаться этой продукцией сообща без определения  своих долей (согласно ст. 253 Гражданского кодекса РФ по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из них совершается  сделка). Однако данные нормы гражданского законодательства входят в некоторое противоречие с земельным законодательством. Согласно подпункта 1 п.2 ст.40 и п.1 ст.41 Земельного кодекса РФ собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор земельного участка имеют право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, т.е. по земельному законодательству продукция, произведенная в личном подсобном хозяйстве, должна быть в собственности гражданина, которому принадлежит земельный участок, предоставленный и (или) приобретенный им.     

Таким образом, законодательство допускает  три вида собственности на сельскохозяйственную продукцию, произведенную и переработанную при ведении личного подсобного хозяйства:

1) совместная  собственность гражданина и членов  его семьи ст.253 Гражданского кодекса  РФ);

2) долевая  собственность гражданина и членов  его семьи (ст. 245 и 252 Гражданского  кодекса РФ);

3) собственность  гражданина, права которого на  земельный участок прошли государственную  регистрацию (ст.40 и 41 Земельного  кодекса РФ) или совместную собственность  этого гражданина и его супруги  (ст. 256 Гражданского кодекса РФ)

1.2. Состав земель  для ведения личного  подсобного хозяйства       

По  данным государственного учета земель, земельный фонд Республики Бурятия по состоянию на 1 января 2007 г. составляет 35133,4 гыс. га. Распределение общих площадей категорий земель характеризуется данными, приведенными на рисунке 2.1.     

Площадь земельных ресурсов в РБ в пределах Байкальской природной территории (БП'Г) составляет 19543,1 тыс. га или 71% от их общего количества. К центральной  зоне относятся территории 4-х административных районов РБ - Баргузинского, Кабанского. Прибайкальского и Северо-Байкальского: на их долю приходится 10148,6 тыс. га или 28,9% от бурятской части БПТ. В буферной зоне располагаются 12 районов: Бичурский, Джидинский, Заиграевский, Закаменский, Иволгинский, Кижингинский, Курумканский, Кяхтинский. Мухоршибирский, Селенгинский, Тарбагатайский и Хоринский с  общей территорией в 934,5 тыс. га или 26,7% от общей площади Республики Бурятия по категориям на 1 января 2002 г.      

По  административным районам РБ площадь  земельных угодий существенно различается. Например, Северо-Байкальский район  занимает 27,6%, Баргузинский, Кабанский, Прибайкальский, Закаменский, Курумканский и Хоринский - каждый в пределах от 6 до 10% На долю остальных районов  приходится менее 6%. Наиболее низка  обеспеченность земельными ресурсами  Иволгинского и Тарбагатайского  районов - соответственно 1,4 и 1,7% от общей  площади БПТ.     

На  большей части Бурятии в пределах БПТ произрастают леса: на их долю приходится 12030,6 тыс. га или 61,6 % от всего земельною  фонда. В центральной и буферной зонах сосредоточено соответственно 5699,4 и 6333,1 тыс. га лесного фонда. Особенно большие площади лесных массивов сосредоточены в Северо-Байкальском (3067,0 тыс. га), а также в Прибайкальском, Закаменском, Хоринском районах (от 115,2 до 1188,8 тыс. га). Наименьшими территориями, занятыми лесами, обладают Кяхтинский, Мухоршибирский, Тарбагатайский и особенно Иволгинский районы.

Существенную  площадь - 6935,7 тыс, га в бурятской  части БПТ занимают кустарники, болота, водные объекты, земли жилищных и  производственных строений, дороги, нарушенные и прочие земли. Например, под водными  объектами находится 2214,7, болотами - 312,8, древесно-кустарниковой растительностью (не входящей в лесной фонд) - 145,8, дорогами - 69,1, застройками - 46,7, землями, находящимися з стадии мелиоративного строительства, - 1.5, нарушенными землями - 5,0 и прочими  землями - 4140, 2 тыс. га.     

Информация о работе Личное подсобное хозяйство в Республике Бурятии