Личное подсобное хозяйство в Республике Бурятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:32, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы является рассмотреть перспективы развития личного подсобного хозяйства в Республике Бурятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие личного подсобного хозяйства;
изучить состав земель для ведения личного подсобного хозяйства;
рассмотреть правовой режим имущества личного подсобного хозяйства;
изучить государственную поддержку личного подсобного хозяйства
исследовать крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйство в Республике Бурятии;
проанализировать перспективы развития личного подсобного хозяйства в Республике Бурятии.

Работа состоит из  1 файл

Курс. работа 1.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Земли сельскохозяйственного назначения - это земли, предназначенные и  представленные для нужд сельского  хозяйства, за чертой населенных пунктов. Земли данной категории, выступающие  как основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, сырья, имеют особый правовой режим  и подлежат особой охране, направленной на сохранение их количества, предотвращение негативных воздействий на них и  повышение плодородия почв. Земли сельскохозяйственного назначения представляются сельскохозяйственным предприятиям, организациям для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей, гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, а также родовым общинам и казачьим обществам.     

На 1 января 2007 г. площадь  данной категории в составе земель Республики Бурятия составила 3663,2 тыс. га или 10,4% . По сравнению с 2001 г. площадь  земель сельскохозяйственного назначения увеличилась на 2,1 тыс. га, в основном за счет земель фонда перераспределения. В структуре этой категории земель наибольшую площадь занимают сельскохозяйственные угодья - 2095,8 тыс. га, из них пашни - 690,3 тыс. га, многолетние насаждения 6,5 тыс. га, залежи - 44,6 тыс. га, кормовые угодья -1354.4 тыс. га     

На  долю сельскохозяйственных угодий приходится 2253,8 тыс. га или 10,4% земельных ресурсов региона.  Аграрная освоенность центральной  зоны слабая и составляет всего 229,4 тыс. га (2,3%). В буферной зоне площадь  сельскохозяйственных угодий и  их освоенность значительно выше - 2024,4 тыс. га, или 21,6% от территории общего земельного фонда. Наиболее освоенными являются Мухоршибирский, Кяхтинский и Джидинский районы, где площадь  сельхозугодий равна 51,1; 42,7 и 37,6% соответственно от площади района. Также относительно высока степень сельскохозяйственной освоенности Бичурского, Иволгинского, Селенгинского и Тарбагатайского  районов: доля данных угодий здесь составляет 26,9-28,9%. Пашни в БПТ занимают 736,3 тыс. га, залежи -49,1, сенокосы и пастбища - 1461,8 и многолетние насаждения - 6,6 тыс. га, что соответственно составляет 32,7, 2,2, 66,0 и 0,3% от общей площади сельхозугодий.                                                                                   

В 2000-2010 гг. в связи  со сложным экономическим положением в стране, особенно в ее аграрной отрасли, площадь и структура  сельскохозяйственных угодий претерпели заметные изменения. После начала  макроэкономических преобразований  произошло изменение площадей всех видов сельхозугодий.  Согласно данным, площадь пашни за период 2000-2010 гг. снизилась на 126 тыс. га или на 13%. Основной причиной этом)' послужили значительное сокращение и износ основных фондов сельхозпредприятий, а также удорожание ГСМ, необходимых для обработки пашни. Площади, занятые многолетними насаждениями, увеличились на 3,6 тыс.] га (77%), залежами - на 41.7 тыс. га (почти на 300%), сенокосами] и пастбищами - на 8,9 и 63,0 тыс. га (3 и 4% соответственно).     

Следует отметить, что за последние годы (2000-2010 гг.) общая площадь и структура сельскохозяйственных угодий изменились незначительно, чем в первые годы «перестройки», что свидетельствует об определенной стабилизации процесса.      

Согласно  пункту 2 статьи 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность  может осуществляться бесплатно  в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации. Закон предписывает субъектам Российской Федерации  своими законами устанавливать максимальный размер общей площади земельных  участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности  и (или) ином праве (праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве  аренды) у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.      

В случае если этот максимальный размер общей площади будет превышен, то гражданин должен в течение  года либо произвести отчуждение "сверхнормативной площади" (продать, подарить, отказаться, передать в аренду), либо в этот же срок осуществить государственную  регистрацию в качестве индивидуального  предпринимателя или государственную  регистрацию в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства. Введение такого ограничения максимального размера  общей площади личного подсобного хозяйства продиктовано логикой  недопущения создания суперкрупных личных подсобных хозяйств, использующих на праве собственности или аренды десятки и даже сотни гектаров для производства, переработки и  реализации сельскохозяйственной продукции, не облагаемой подоходным налогом.   
  
  
  
  
  
      

Глава 2. Особенности государственной поддержки  личного подсобного хозяйства.     

2.1. Правовой  режим имущества личного подсобного хозяйства.     

В статье 6 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" приведен примерный  перечень имущества, которое может  использоваться для ведения личного  подсобного хозяйства, но этот перечень не является исчерпывающим. Дополнительно  также может использоваться иное имущество, необходимое для ведения  личного подсобного хозяйства. В личном подсобном хозяйстве используются практически те же имущественные объекты, что и в крестьянском (фермерском) хозяйстве, - земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество. Если в крестьянском (фермерском) хозяйстве имущество может находиться в собственности юридического лица, в случаях регистрации такого хозяйства в качестве юридического лица или в общей собственности членов хозяйства, в случаях регистрации такого хозяйства без образования юридического лица, то в личном подсобном хозяйстве режим имущества совершено иной. Личное подсобное хозяйство не может быть юридическим лицом, и в нем нет членов хозяйства1.     

В отличие от городских семей, ведущих  домашнее хозяйство, личное подсобное  хозяйство является не просто семейным, а семейно-трудовым объединением, в  котором посильный вклад в  производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции вносят гражданин, имеющий земельный участок, и все совместно проживающие  с ним и (или) совместно осуществляющие с ним ведение личного подсобного хозяйства члены его семьи, как  подростки, так и престарелые. В соответствии со статьями 28 - 39 ЗК РФ земельный участок предоставляется конкретному гражданину или приобретается этим гражданином в собственность и (или) аренду либо оформляется в совместную собственность этого гражданина и его супруга (ст. 256 ГК РФ). В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком  ( п. 1 ст. 35 ЗК РФ). Произведенная и переработанная продукция при ведении личного подсобного хозяйства может быть совместной или долевой собственностью гражданина и членов его семьи, осуществляющих совместно с ним ведение личного подсобного хозяйства, собственностью гражданина, права которого на земельный участок прошли государственную регистрацию, или совместной собственностью этого гражданина и его супруга2.      

Права на иное имущество (здания, строения, сооружения, сельскохозяйственные животные, пчелы, птица, сельскохозяйственная техника  и т.д.) фактически не связаны с  правами на земельный участок  и произведенную продукцию. Такое  имущество может быть как собственностью гражданина, права которого на земельный  участок прошли государственную  регистрацию, так и собственностью любого члена его семьи, осуществляющего  совместно с таким гражданином  ведение личного подсобного хозяйства, либо совместной и (или) долевой собственностью граждан, совместно ведущих личное подсобное хозяйство (ст. 244 ГК РФ). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется в порядке, установленном  статьями 246 - 252 ГК РФ, находящегося в  совместной собственности - статьями 253 - 256 ГК РФ, а находящегося в собственности  гражданина - статьями 209 - 211 ГК РФ.     

Следует обратить особое внимание на то, что  закон (ст. 6) не ограничивает количество имущества, которое может принадлежать гражданам, ведущим личное подсобное  хозяйство, за исключением установления максимального размера общей  площади земельных участков (п. 5 ст. 4). Из этой нормы следует, что  граждане вправе по своему усмотрению определять, каких и сколько возводить  зданий, строений, сооружений, сколько  и каких видов содержать скота, птицы, пчел, какие корма выращивать самим, а какие закупать, сколько  и какой техники, инвентаря, оборудования и т.п. приобретать. Главное, чтобы  при этом не были нарушены требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, а также иных правил, нормативов и требований, предусмотренных  статьей 42 ЗК РФ.

2.2 Государственная поддержка личных  подсобных хозяйств.     

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (с изменениями  от 22, 23 июля 2008 г.) Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы  государственной власти и органы  местного самоуправления определяют  меры поддержки граждан, ведущих  личное подсобное хозяйство, в  порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации.

2. Государственная  поддержка граждан, ведущих личное  подсобное хозяйство, может осуществляться  по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств,
  • содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
  • проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
  • ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На  личные подсобные хозяйства распространяются  меры государственной 

поддержки, предусмотренные законодательством  Российской Федерации для 

сельскохозяйственных  товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов.

4. Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы  местного самоуправления в пределах  своих полномочий разрабатывают  и осуществляют меры по развитию  личных подсобных хозяйств и  социально-экономическому развитию  сельских поселений, в рамках  соответствующих программ определяют  форму, размеры и порядок 

поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих  их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.     

За  многолетнюю практику ведения гражданами личного подсобного хозяйства выработаны различные формы государственной  и иной поддержки таких хозяйств:

1) в  соответствии с Постановлением  Совета Министров РСФСР от 13.03.1981 N 141 "О дополнительных мерах  по увеличению производства сельскохозяйственной  продукции в личных подсобных  хозяйствах граждан РСФСР"  федеральным органам исполнительной  власти (прежде всего Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления разрешено вводить в свои штаты специалистов по вопросам развития личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Эта норма действует до сих пор;

2) в  соответствии с Указом Президента  Российской Федерации от 07.06.1996 №  819 "О государственной поддержке  садоводов, огородников и владельцев  личных подсобных хозяйств" было  предусмотрено (начиная с 1997 года) выделение средств из федерального  бюджета на льготное кредитование  строительства жилых домов и  обустройство земельных участков  личного подсобного хозяйства,  а также выделение средств  из государственного лизингового  фонда на приобретение племенного  и рабочего скота, сельскохозяйственной  техники, инвентаря и оборудования3.      

Государственной поддержкой также является освобождение владельцев личных подсобных хозяйств полностью или частично от налогов, взносов во внебюджетные фонды и  платежей в соответствии с федеральными законами. Например, согласно подпункту 13 части первой статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются  от налогообложения доходы граждан  от продажи выращенной продукции  в личных подсобных хозяйствах. Согласно статьям 6 и 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог на земельные участки личного подсобного хозяйства в границах и вне черты сельских поселений приравнен к налогу, взимаемому с сельскохозяйственных организаций (в 10 раз меньше, чем для дачников или владельцев земельных участков для индивидуального жилищного строительства), а в черте городских поселений для личного подсобного хозяйства земельный налог равен 3 процентам от ставок земельного налога, установленного в этом городском поселении для других видов деятельности. Соответствующими законами установлены льготы на подоходный налог (налоговые вычеты на расходы при приобретении земельных участков, жилых домов, хозяйственных сооружений и строений), налог на имущество, расположенное на земельном участке личного подсобного хозяйства, плата за забор воды для орошения и т.д.

Информация о работе Личное подсобное хозяйство в Республике Бурятии