Лизинг и лизинговые отношения в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание

Преобразование сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость внедрения нетрадиционных для нашей экономики методов обновления материальной базы. Рыночные отношения предполагают оздоровление кредитно-финансовой системы и сокращение государственных инвестиций, что объективно способствует развитию внебанковских кредитов, поставляемых как в денежной, так и в товарной форме.

Работа состоит из  1 файл

Лизинг и лизинговое отношение в РБ.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, возникают политические риски в том смысле, что лизинговая компания должна учитывать социально-политическую и экономическую обстановкой в стране клиента-арендатора, а также отношение судебных органов этой страны к иностранцам и реальные возможности принудительного выполнения условий контракта в случае невыплаты клиентом арендной платы.

В-третьих, юридические нормы и юридические положения, по которым совершаются лизинговые операции в различных странах, значительно отличаются. В ряде государств существует специальное законодательство, регламентирующее заключение соответствующих контрактов и деятельность компаний, их осуществляющих. В некоторых странах действует лишь частичное законодательство или лизинг как таковой еще не регламентирован и регулируется торговым кодексом, в котором отождествляются контракты совсем другого свойства (сдача внаем, аренда, продажа в рассрочку на основе договора о праве выкупа и т.п.). Очевидно, что в таких случаях лизинговая компания должна разбираться в том, что связано с юридической проблематикой лизинга в тех странах, в которых она намеревается осуществлять свой операции.

В-четвертых, особенности налогового законодательства в различных странах. В разных странах различны права на импорт, а также отношение к налогу на добавленную стоимость (в одних случаях возмещаемую, в других — нет), вычетам (например, с арендных взносов по лизингу), налогу на арендные контракты (они могут быть разными в зависимости от того, находится арендодатель в данной стране или за границей) и в особенности к возможности налоговых отчислений из сумм погашения стоимости имущества, являющегося предметом лизингового контракта. Поэтому участникам лизинговых операций необходимо заблаговременно выяснить, существует ли возможность произвести долгосрочное или обычное погашение долга, каковы размеры этих погашений, допускаемые налоговыми нормами, и кому предоставляются такие возможности — собственнику имущества или клиенту-арендатору и т.д. Компании, практикующие экспортный лизинг, должны знать, существуют или нет в той или иной стране предусмотренные государством или местным правительством льготы для развития лизинга. Как известно, в некоторых странах действуют различные формы государственного вмешательства, понижающие стоимость лизинговой операции для фирмы-арендатора. Необходимо располагать информацией, практикуется ли подобное вмешательство со стороны государства, в какой мере, какова процедура предоставления средств, на какие операции это вмешательство распространяется (например, только на внутринациональный лизинг или и на международный).

В-пятых, валютные аспекты международных лизинговых сделок. В контракте указывается, в какой (свободно конвертируемой) валюте будет оплачиваться аренда: в валюте арендодателя, в валюте клиента или в валюте третьей страны. В этой связи необходимо разбираться в валютном регулировании заинтересованных стран для того, чтобы обеспечить осуществление платежей в установленной форме, которая в любом случае будет предусматривать для одной или другой стороны, или для обеих сторон риск, связанный с изменением валютного курса. Необходимо страхование валютных рисков, что не всегда возможно, поскольку обычно речь идет о долгосрочных и среднесрочных контрактах, требующих не принятых на обычном валютном рынке форм страхования.

Указанные особенности объективно приводят к росту стоимости международных лизинговых операций и их ограниченному распространению.

 

 

 

 

III. Лизинг в Республике Беларусь

 

Сегодня в нашей республике сложились объективные предпосылки для придания лизингу, позволяющему эффективно решать инвестиционные проблемы на макроуровне, статуса государственного приоритета.

За рубежом доля капитальных вложений в развитие производства, обусловленная реализацией лизинговых сделок, составляет в среднем 20 — 30%. (В США — 28%, или $160 млрд. в 1996 году, в странах ЕС — 15—17%)[2]. На этом фоне доля инвестиций, привлеченных с помощью лизинга в белорусскую экономику, выглядит ничтожной (около 1 %). Во всем мире рынок лизинговых услуг — один из базовых элементов экономической инфраструктуры. Развитие этого рынка обеспечивает стабильную работу промышленности, внутренней и внешней торговли, стимулирует создание новых рабочих мест (особенно в сфере малого и среднего предпринимательства). Помимо всего прочего, лизинг напрямую влияет на качество и конкурентоспособность товаров. В экономически развитых странах около 80%, обращение к лизингу как форме инвестирования капиталов могло бы решить проблему ускоренного обновления основных фондов.

Лизинг может быть использован и как эффективный способ продвижения отечественных инвестиционных товаров на внутренний и внешние рынки. Это особенно актуально при работе с контрагентами, временно испытывающими недостаток свободных денежных ресурсов. Создание разветвленной системы лизинга грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники, продукции белорусского станкостроения и других товаров позволило бы «смикшировать» проблему неплатежеспособности потребителей и увеличить рост продаж. Особую актуальность приобретают сделки оперативного лизинга товаров, жизненный цикл которых имеет тенденцию к сокращению: компьютерной техники и программного обеспечения, транспортных средств, конторского оборудования и т.п.

Постановлением Совета Министров РБ №511 от 01.04.98 предусматривалось создание лизингового фонда для малых предприятий, с помощью которого планировалось реализовать, помимо всего прочего, и отдельные проекты по межгосударственному лизингу. Однако ввиду ограниченности финансовых ресурсов эффективность этого начинания оказалась невысокой.

Новый Гражданский кодекс РБ, вступивший в силу с 1 июля 1999 г., трактует лизинговый договор как договор финансовой аренды. Согласно такому договору, «арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей». Гражданский кодекс подчеркивает, что лизинг — это сделка, объектом которой выступают инвестиционные товары, а не просто имущество, которое арендатор использует в быту.

Характерные особенности лизинга — наличие трех обязательных участников сделки (производителя, лизингодателя и лизингополучателя), а также возможность выкупа имущества лизингополучателем после прекращения договора лизинга. Предметом договора лизинга не могут быть земельные участки. И еще одна отличительная особенность договора финансовой аренды: когда дело касается поставки, использования и комплектации оборудования, лизингополучатель вправе предъявлять свои претензии и требования непосредственно продавцу имущества. При этом, согласно ст.641 Гражданского кодекса РБ, лизингополучатель и лизингодатель выступают в качестве солидарных кредиторов по отношению к продавцу имущества. Если лизингодатель самостоятельно выбирает производителя оборудования, он может нести ответственность перед лизингополучателем во всем, что касается выполнения требований договора купли-продажи.

Для сравнения: по договорам аренды ответственность за состояние, в котором пребывает предмет договора, несет арендодатель (за исключением случаев, когда все недостатки имущества, взятого в аренду, оговариваются при заключении договора).

Надо также иметь в виду, что, в соответствии с разделом IV параграфа 6 Гражданского кодекса, в определенных случаях (при изменении стандартных условий соглашения лизинга) порядок разрешения возникающих конфликтов может быть изменен. Интерес также представляет классификация лизинговых сделок по характеру платежей:

—      лизинг с денежным платежом (100%-я оплата в деньгах);

—      лизинг с компенсационным платежом (платеж производится в виде поставки части продукции, выпущенной на оборудовании, которое является предметом лизинга);

—      лизинг со смешанным платежом (формы оплаты можно комбинировать).

Важно также то, что статьи нового ГК РБ ни в чем не противоречат положениям Конвенции о межгосударственном лизинге, подписанной странами СНГ.

 

Структура рынка лизинговых услуг РБ

 

Этот рынок в Беларуси имеет свою специфику, обусловленную состоянием отечественной экономики. В структуре нашего лизинга основную долю занимают транспортные средства. Далее следуют сельскохозяйственная техника, компьютеры, медицинское оборудование и т.п. Такая структура сложилась в силу того, что:

—      большинство отечественных лизинговых компаний не имеют средств на приобретение (для дальнейшей сдачи в финансовую аренду) дорогостоящих товаров (например, самолетов, электротурбин и т.п.);

—      самая динамичная часть производителей (транспортные предприятия) так или иначе вынуждена брать оборудование в лизинг, чтобы соответствовать международным стандартам.

В республике преобладают среднесрочные договоры лизинга. Это объясняется нерасположенностью банков к долгосрочным вложениям. Кроме того, любая лизинговая сделка требует залогового обеспечения, а при совершении лизинговой операции с зарубежными контрагентами — поручительств и гарантий, которыми не всегда располагают потенциальные отечественные лизингополучатели. Перспективы белорусского рынка лизинговых услуг зависят от инвестиционного спроса, который сегодня значительно превышает предложение. Можно прогнозировать (с минимальным риском ошибиться), что дальнейшие изменения структуры этого рынка будут зависеть в первую очередь от развития городской инфраструктуры, диктующей необходимость приобретения достаточно дорогой дорожно-строительной техники. Переоснащение и модернизация предприятий аграрного сектора поначалу осуществлялись у нас на условиях долгосрочной аренды. Однако в конце 1997 года в республике были введены новые правила проведения лизинговых операций (в схеме закупки сельхозтехники стал задействоваться государственный кредит РФ, предоставленный правительству РБ). С этого момента постепенно начала производиться замена финансовых инструментов модернизации белорусского АПК. Сегодня в Беларуси внутригосударственный лизинг сельхозтехники, произведенной на отечественных предприятиях, организован за счет внебюджетного фонда поддержки сельского хозяйства. Однако из-за своих ограниченных возможностей фонд не может обеспечить поставку всего комплекса необходимой техники. В то же время не до конца задействованные мощности белорусских машиностроительных предприятий не позволяют развивать экспортный лизинг (в первую очередь — со странами СНГ).

Анализ структуры потребительских сегментов рынка лизинговых операций показывает, что наибольшее число договоров приходится на сектор услуг (транспортные перевозки, торговля). В качестве основных лизингополучателей сегодня выступают также банки, совхозы и колхозы. Большинство из них ориентируются на зарубежную технику. Основная часть объектов лизинга попадает на территорию Беларуси в результате сделок, где третьей стороной выступает иностранный производитель. К сожалению, качество отечественного инвестиционного оборудования в большинстве случаев не может удовлетворить белорусских заказчиков.

Взаимосвязь экспортного и импортного лизинга очевидна. Так, насыщение станочного парка республики высокотехнологичным прецизионным оборудованием напрямую способствовало бы повышению качества продукции, что, в свою очередь, позволило бы переориентировать спрос (привлечь внимание внутренних потребителей к отечественным товарам) и положительно повлиять на структуру белорусского экспорта, увеличив в нем долю конкурентоспособной готовой продукции.

 

Лизинг и рыночная инфраструктура

 

За рубежом малые и средние фирмы большую часть оборудования приобретают на условиях лизинга. При этом лизинговая компания получает возможность инвестировать с минимальными рисками, так как адресное использование кредита в данном случае гарантировано. Выгоден этот вид операций и для банковского сектора (у него возникает меньше проблем, связанных с возвратом вложенных финансовых ресурсов). Важно также то, что лизинг стимулирует эффективное использование инвестированных средств и приобретенного оборудования: техника в большинстве случаев привлекается на непродолжительный срок, в течение которого ставится задача получить от нее максимальную отдачу.

Успех реализации лизинговых проектов в РБ будет зависеть от характера и структуры лизинговых предприятий, а также целей, которые они перед собой поставят. Вполне жизнеспособным вариантом может стать создание специализированных лизинговых компаний под правительственные программы (подобные компании существуют в различных странах, в том числе — и в России).

Упоминавшееся финансирование лизинговых сделок с сельскохозяйственной техникой на средства внебюджетного фонда развития сельского хозяйства представляется сегодня малоперспективным. Фонд — это одно, а лизинговые компании — нечто совершенно иное. Из фонда средства черпаются, причем чаще всего, — безвозвратно. Компании же нацелены на обеспечение рентабельности сделок, получение прибыли и своевременный возврат кредитов. В этом случае льготы, которые может предоставить государство, дадут возможность лизингодателю предложить своим клиентам более привлекательные условия с учетом значимости их проектов для республики.

Очевидно, что открытый тендер для белорусских компаний, способных предложить конкурентоспособные бизнес-проекты развития лизинговых услуг под конкретные государственные программы, был бы сегодня как нельзя кстати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лизинг — форма долгосрочной аренды товара, суть которой состоит в том, что одна сторона — лизингодатель предоставляет другой стороне — лизингополучателю товар в исключительное пользование на определенный срок и за определенное вознаграждение на основе договора аренды с использованием специфической формы кредита. Третий участник лизинговой сделки — поставщик товара лизингодателю.

Информация о работе Лизинг и лизинговые отношения в РБ