Мелкий и средний бизнес, понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:21, контрольная работа

Описание

Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы, дает значительную часть валового продукта. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей. Однако его развитие сопряжено с рядом трудностей: ограниченностью ресурсов, большая зависимость от рыночной конъюнктуры, слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных предприятий, большая длительность рабочей недели, слабая социальная защищенность работающих. Кроме того, для создания малого предприятия необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных инвестиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….….3
1. Мелкий и средний бизнес, понятие и сущность………………………………….……4
1.1 Основные критерии малого и среднего предпринимательства…………...4
1.2 Правовые основы деятельности предприятий малого и среднего бизнеса…………………………………………………………………………………………………………..6
2. Роль малых и средних предприятий в экономике страны………………..…....8
2.1 Экономическая роль………………………………………………………………………………..8
2.2 Социальная роль………………………………………………………………………………..…...9
2.3 Политическая роль…………………………………………………………………………….…..11
3. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса……………....12
4. Проблемы малого и среднего бизнеса в России и пути их преодоления…………………………………………………………………………………………….…..15
Заключение…………………………………………………………………………………………….…….19
Список использованной литературы…………………………………………………….….…20

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 32.13 Кб (Скачать документ)

                                                     Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….….3

1. Мелкий  и средний бизнес, понятие и  сущность………………………………….……4

1.1 Основные  критерии малого и среднего  предпринимательства…………...4

1.2 Правовые  основы деятельности предприятий  малого и среднего бизнеса…………………………………………………………………………………………………………..6

2. Роль малых  и средних предприятий в экономике  страны………………..…....8

2.1 Экономическая  роль………………………………………………………………………………..8

2.2 Социальная  роль………………………………………………………………………………..…...9

2.3 Политическая  роль…………………………………………………………………………….…..11

3. Государственное  регулирование малого и среднего  бизнеса……………....12

4. Проблемы  малого и среднего бизнеса  в России и пути их преодоления…………………………………………………………………………………………….…..15

Заключение…………………………………………………………………………………………….…….19

Список использованной литературы…………………………………………………….….…20

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Введение

Малый бизнес выступает важной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые  технологии, максимально учитывает  местные условия, проникает в  невыгодные для крупных предприятий  сферы, дает значительную часть валового продукта. Благодаря малому управленческому  персоналу и простым организационным  формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей. Однако его развитие сопряжено с  рядом трудностей: ограниченностью  ресурсов, большая зависимость от рыночной конъюнктуры, слабые кредитные  возможности, подчинение целям крупных  предприятий, большая длительность рабочей недели, слабая социальная защищенность работающих. Кроме того, для создания малого предприятия  необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных  инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Мелкий и средний бизнес, понятие,  сущность

1.1 Основные критерии малого и  среднего предпринимательства

Предпринимательство является деятельностью, которая связана  с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве обычно путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.В соответствии с Федеральным Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N209-ФЗ, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов  в уставном (складочном) капитале (паевом  фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать двадцать  пять процентов (за исключением  активов акционерных инвестиционных  фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя  численность работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

а) от ста  одного до двухсот пятидесяти человек  включительно для средних предприятий;

б) до ста  человек включительно для малых  предприятий; среди малых предприятий  выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка  от реализации товаров (работ,  услуг) без учета налога на  добавленную стоимость или балансовая  стоимость активов (остаточная  стоимость основных средств и  нематериальных активов) за предшествующий  календарный год не должна  превышать предельные значения, установленные Правительством Российской  Федерации для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства. Например, выручка  от реализации товаров у средних  предприятий должна составлять  не более 1000 миллиона рублей, на  малых предприятиях не более  400 миллионов рублей, на микропредприятиях 60 миллионов рублей.

 

 

 

1.2 Правовые основы деятельности  предприятий малого и среднего  бизнеса

Предприятия малого и среднего бизнеса могут  быть зарегистрированы в соответствии с Гражданским кодексом в форме:

- хозяйственных  товариществ и обществ (хозяйственными  товариществами и обществами  признаются коммерческие организации  с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности);

- полных  товариществ (полным товариществом  признается товарищество, участники  которого (полные товарищи) в соответствии  с заключенным между ними договором  занимаются предпринимательской  деятельностью от имени товарищества  и несут ответственность по  его обязательствам принадлежащим  им имуществом);

- товариществ  на вере (товариществом на вере  признается товарищество, в котором  наряду с участниками, осуществляющими  от имени товарищества предпринимательскую  деятельность и отвечающими по  обязательствам товарищества своим  имуществом (полными товарищами), имеется  один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков,  связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных  ими вкладов и не принимают  участия в осуществлении товариществом  предпринимательской деятельности);

- обществ  с ограниченной ответственностью (обществом с ограниченной ответственностью  признается учрежденное одним  или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов);

- обществ  с дополнительной ответственностью (обществом с дополнительной ответственностью  признается учрежденное одним  или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен  на доли определенных учредительными  документами размеров; участники  такого общества солидарно несут  ответственность по его обязательствам  своим имуществом в одинаковом  для всех кратном размере к  стоимости их вкладов, определяемом  учредительными документами общества);

- акционерных  обществ (акционерным обществом  признается общество, уставный капитал  которого разделен на определенное  число акций; участники акционерного  общества (акционеры) не отвечают  по его обязательствам и несут  риск убытков, связанных с деятельностью  общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций);

- дочерних  и зависимых обществ (хозяйственное  общество признается дочерним, если  другое (основное) хозяйственное общество  или товарищество в силу преобладающего  участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным  между ними договором, либо  иным образом имеет возможность  определять решения, принимаемые  таким обществом;   

-хозяйственное  общество признается зависимым,  если другое (преобладающее, участвующее)  общество имеет более двадцати  процентов голосующих акций акционерного  общества или двадцати процентов  уставного капитала общества  с ограниченной ответственностью);

- производственных  кооперативов (производственным кооперативом (артелью) признается добровольное  объединение граждан на основе  членства для совместной производственной  или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт  промышленной, сельскохозяйственной  и иной продукции, выполнение  работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной  на личном трудовом и ином  участии и объединении его  членами (участниками) имущественных  паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией).

Но чаще всего, предприятия регистрируются в форме  обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (открытого  и закрытого типов). Юридическое  лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

 

2. Роль малых и средних предприятий в экономике страны

2.1 Экономическая роль

Существенная  роль малого и среднего предпринимательства  в экономической жизни стран  с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе  экономики действует подавляющее  большинство предприятий, сосредоточена  большая часть экономически активного  населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Сектор малого и среднего бизнеса  наиболее динамично осваивает новые  виды продукции и экономические  ниши, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых и средних  предприятий являются способность  к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Присущие малому и среднему предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе малого и среднего предпринимательства вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные -- при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых и средних предприятий и объёмами производства - указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри малого предприятия, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

2.2 Социальная роль

 Социальная  значимость малого и среднего  бизнеса определяется массовостью  группы мелких собственников  - владельцев малых и средних  предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является  одной из наиболее существенных  качественных характеристик любой  страны с развитой рыночной  экономикой. Именно эта группа  деятельного населения обслуживает  основную массу потребителей, производя  комплекс продуктов и услуг  в соответствии с быстро изменяющимися  требованиями рынка. Развитие  малого и среднего предпринимательства  способствует постепенному созданию  широкого слоя мелких собственников  (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие малым и средним бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Сектор малого и среднего предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых и средних предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

Информация о работе Мелкий и средний бизнес, понятие и сущность