Методы финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Основные понятия……………………………………………………………..5
Содержание финансового планирования………………………………….…6
2.1. Перспективное финансовое планирование………………………………....9

2.2. Оперативное финансовое планирование……………………………………9

2.3. Текущее финансовое планирование……………………………………….10

Методы финансового планирования………………………………………..14
3.1. Нормативный метод………………………………………………………..15

3.2. Расчётно-аналитический метод……………………………………………15

3.3. Балансовый метод…………………………………………………………..16

3.4. Метод оптимизации плановых решений………………………………….17

3.5. Экономико-математическое моделирование……………………………...19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы……………………………………….…..

Работа состоит из  1 файл

Реферат 4 модуль первый.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

2. Анализ  факторов внешней среды предприятия;

  1. Формирование стратегических целей финансовой деятельности.
  2. Разработка финансовой политики предприятия;
  3. Разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;
  4. Оценка разработанной финансовой стратегии.
 

2.2. Оперативное финансовое планирование

      В целях контроля за поступлением фактической  выручки на расчетный счет и расходованием  наличных финансовых ресурсов предприятию  необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это  связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

      Оперативное финансовое планирование включает составление  и использование платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите.

      В процессе составления платежного календаря  решаются следующие задачи: организация  учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия; формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков; ежедневный учет изменений в информационной базе; анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению; расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной "нестыковки" денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств; расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия; анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

      2.3. Текущее финансовое планирование (ТФП)

      Очевидно, что всякая экономическая деятельность, поскольку она управляется на сознательном уровне, предполагает существование  некоего плана. Однако действия по планированию могут быть регулярными (осуществляться как последовательность формализованных бизнес-процессов), либо представлять собой смутные пожелания, возникающие под воздействием текущей ситуации.

      Система текущего планирования финансовой деятельности основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид планирования заключается в разработке конкретных текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и пассивов предприятия на конец планируемого периода.

   В результате осуществления ТФП разрабатываются три основных документа:

  • План движения денежных средств;
  • План отчета о прибылях и убытках;
  • План бухгалтерского баланса.

   Основная  цель разработки этих документов - оценка финансового положения предприятия  на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам на основе данных о:

  • Финансовой стратегии предприятия;
  • Результатах финансового анализа за предыдущий год;
  • Планируемых объемах производства и реализации продукции, а также других экономических показателях операционной деятельности предприятия;
  • Системе разработанных на предприятии нормативов затрат отдельных ресурсов;
  • Действующей системе налогообложения;
  • Действующей амортизационной политике;
  • Ставках процентов на депозитном и кредитном рынках и пр.

   Для составления финансовых документов в процессе осуществления ТФП  важно правильно определить объем  будущих продаж (объем реализованной  продукции). Это необходимо для организации  производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовые прогнозы разбиваются на кварталы и месяцы, причем, чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация. Прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства, цены реализуемой продукции на финансовые потоки предприятия.

   Один  из главных объектов планирования - это прибыль. Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам . В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов , но и , обеспечивающий максимальную прибыль.

   Прибыль  от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли предприятия, рассмотрим способы ее планирования.

   Метод прямого счета    является наиболее распространённым. Он применяется, как правило,  при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем  виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль . Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода :

   П тп = Ц тп – С тп  ;

     где П тп  - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

     Ц тп     -  стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

         С тп    - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода ( рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

   Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:

   П  рн   = В рн    - С рн   ,

   где В рн    - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов , торговых и сбытовых скидок),

   П рн  - планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;

   С рн – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

      Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется  как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

   П рп   = П о1 + П тп - П о2   ;

   где П рп   - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

            П о1    -   прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

           П тп - прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

             П о2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода. 
 
 

   3. Методы финансового планирования 

      Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение  его центров доходов и центров  расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе.

      Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей  могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

      Естественно, что универсальных рецептов, которые  могли бы одинаково успешно применяться  на различных предприятиях, нет. Но есть методы, с использованием которых могут быть построены системы управления предприятием. Они представляют собой формализованную совокупность понятий и процессов, позволяющую создать описание того, как предприятие должно работать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно воспринимать как набор инструкций (алгоритм). Итак, к основным методам планирования финансовой деятельности на предприятии относят: 
 
 
 
 
 

3.1. Нормативный метод 

      Сущность  нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

      √ Федеральные нормативы;

      √ Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

      √ Местные нормативы;

      √ Отраслевые нормативы;

      √ Нормативы хозяйствующего субъекта.

      Итак, нормативный метод планирования заключается в установлении для  определенного отрезка времени  фиксированной системы норм.

      Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объёмный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. 

      3.2. Расчётно-аналитический метод

      Сущность  расчётно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис 1.) 
 
 

 
 
 

Рис 1.    Схема расчётно-аналитического метода планирования. 

  Расчётно-аналитический  метод широко применяется при  планировании суммы прибыли и  доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным  видам использования финансовых ресурсов и т.д. Этот метод планирования  показывает влияние факторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования. 

      3.3. Балансовый метод

      Сущность  балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путём построения балансов достигается  увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др. Фонд накопления - это денежные средства, направляемые на производственное развитие предприятия и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами, т.е. на создание нового имущества предприятия. Фонд потребления - это средства нераспределенной прибыли, направляемые на материальное поощрение работников коллектива и иные аналогичные мероприятия, не приводящих к образованию имущества предприятия.

Информация о работе Методы финансового планирования