Методы оценки кредитоспособности заемщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 12:28, реферат

Описание

Данная тема представляет собой большой интерес для исследования не только российских, но и зарубежных экономистов. В научной литературе очень подробно уделяется внимание всем аспектам данной проблемы, в частности финансовому анализу как предприятий, так и кредитных учреждений. Но недостаточно информации по оценке эффективности используемых банками методик оценки кредитоспособности клиентов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика
1.1. Содержание понятия кредитоспособность заемщика…………………….5
1.2 Организация кредитной истории заемщика и ее значение для оценки кредитоспособности………………………………………………………………7
Глава 2. Характеристика методов оценки кредитоспособности и исходная информация для проведения оценок
2.1. Общая классификация методов оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка……………………………………………………………13
2.2. Оценка кредитоспособности заемщика на основе метода оценки денежного потока заемщика……………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 48.63 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты  оценки кредитоспособности заемщика

1.1. Содержание понятия кредитоспособность  заемщика…………………….5

1.2 Организация кредитной истории  заемщика и ее значение для  оценки кредитоспособности………………………………………………………………7 
Глава 2. Характеристика методов оценки кредитоспособности и исходная              информация для проведения оценок

2.1. Общая классификация  методов оценки кредитоспособности   клиентов коммерческого банка……………………………………………………………13

2.2. Оценка кредитоспособности заемщика на основе метода оценки денежного потока заемщика……………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………23

Список использованной литературы………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Текущая экономическая ситуация на территории России, сложившаяся под влиянием мирового экономического кризиса, привела к существенным изменениям во взаимоотношениях между коммерческими банками и заемщиками. И без того высокая рискованность банковской деятельности повысилась под влияние кризисных экономических условий, так как успешная работа банка главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов. Структура активов банковской системы России свидетельствует о том, что значительная часть из них приходится на кредитный портфель. Кредитные операции банка являются ведущими среди прочих как по прибыльности, так и по масштабности размещения средств.

В нынешних условиях хозяйствования, коммерческие банки вынуждены работать в чрезвычайных обстоятельствах. Они  очутились в центре многих противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, происходящих в экономике, политике и социальной сфере. Кризис неплатежей повышает риск невозврата ссуды клиентом банку. Поэтому в  настоящий момент важное значение приобретает  качество оценки потенциальных клиентов. Исходным моментом в оценке возможностей потенциального клиента, желающего  получить кредит, является определение  банком возможности заемщика вернуть  основную сумму кредита в обусловленное  время и уплатить проценты за пользование  им.

Один из основных способов избежать невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный  отбор потенциальных заемщиков. Основными средствами такого отбора являются экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности и сведения, свидетельствующие о  своевременности выплат по предыдущим кредитам клиента. Существует множество  методик оценки качества заемщиков, в данной работе будут рассмотрены  лишь основные методы, комбинируя и  дополняя которые можно создать  методику для оценки кредитоспособности любого типа заемщиков.

При анализе кредитоспособности банки  должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства  в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический  характер, а так же связан с личными  качествами руководителей предприятия. Состав и содержание показателей  вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное  состояние предприятий с точки  зрения эффективности размещения и  использования заемных средств  и всех средств вообще, оценить  способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.

Тема работы чрезвычайно актуальна. Всякая деятельность, какой бы она ни была, содержит в себе известную долю риска и случайности самого различного характера. Любая экономическая деятельность подвержена неопределённости, связанной с изменениями обстановки на рынках, т.е. в значительной мере с поведением других хозяйствующих субъектов, их ожиданиями и их решениями. Поэтому интерес к данной теме никогда не снизиться, а методики будут расширятся и дополняться. Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования кредита

Данная тема представляет собой  большой интерес для исследования не только российских, но и зарубежных экономистов. В научной литературе очень подробно уделяется внимание всем аспектам данной проблемы, в частности  финансовому анализу как предприятий, так и кредитных учреждений. Но недостаточно информации по оценке эффективности  используемых банками методик оценки кредитоспособности клиентов.

Глава 1. Теоретические аспекты  оценки кредитоспособности заемщика

1.1. Содержание понятия кредитоспособность  заемщика

В современной экономике  России в период развития экономических  отношений, когда хозяйствующие  субъекты самостоятельны в выборе большинства  принимаемых ими решений, вопрос о необходимости разработки эффективной  программы управления капиталом  имеет первостепенное значение.

Собственный капитал организации  – еще не гарантия прибыли. Однако даже если таковая существует, это  не означает, что ее будет достаточно для инвестиций в развитие производства и пополнения оборотных активов. В результате альтернативным источником финансирования выступает заемный капитал.

Процесс перехода к рыночным отношениям существенно изменил  взаимоотношения организаций и  их кредиторов. На первый план вышли  условия взаимовыгодного партнерства, непосредственно связанные с кредитоспособностью заемщика.

Существует  подход к определению кредитоспособности, связывающий ее с платежеспособностью, однако, в зависимости от целей анализа их можно рассматривать как разные понятия. Так, А.И. Ольшаный сужает понятие кредитоспособности до возможности заемщика погасить только ссудную задолженность и считает, что характеристика кредитоспособности должна быть иной, чем платежеспособность, поскольку в соответствии с принципами кредитования заемные средства можно погасить как за счет выручки от основной деятельности, так и за счет вторичных источников обеспечения, таких как реализация залога, взыскание с гаранта.

С другой точки зрения, «под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и его возврата в срок». Но предпосылки для получения кредита – это еще не возможность его получить. В данном случае открытым остается вопрос, где проходит грань между возможностью получения и предпосылками. Данное определение представляется довольно узким, так как в нем не учитывается тот факт, что кредит предоставляется банками на платной основе, и кредитоспособность также должна включать в себя возможность погашения процентов по кредиту, и не просто возврат кредита, а его возврат в полном объеме.

Кредитоспособность хозяйствующего субъекта не ограничивается лишь приведенными условиями, а гораздо шире и включает множество других условий, например, требование к уровню рентабельности деятельности, оборачиваемости различных  видов активов, окупаемости вложений, качеству менеджмента организаций, содержанию кредитной истории.

 Кредитоспособность – это возможности экономических субъектов рыночной экономики своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам в связи с неизбежной необходимостью погашения кредита.

При толковании термина «кредитоспособность  заемщика», как правило, учитывается  комплекс определенных факторов, в  том числе дееспособность и правоспособность заемщика для совершения кредитной  сделки, его деловая репутация, наличие  обеспечения, способность заемщика получать доход.

Таким образом, кредитоспособность заемщика – это комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми  показателями, позволяющая оценить  его возможность в будущем  полностью и в срок, предусмотренный  в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед  кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика.

 

1.2 Организация кредитной истории заемщика и ее значение для  оценки кредитоспособности

В большинстве стран мира кредиторы на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через кредитные бюро. Необходимость этого доказана в  многочисленных работах экономистов, исследовавших проблему асимметричности  информации в сфере финансового  посредничества.

Асимметричность информации определяется в экономической литературе как недостаточность сведений о  партнере, доступных при заключении сделки, что ведет к неэффективности  распределения кредитных ресурсов. Так, кредитор обычно не в состоянии  оценить будущие доходы и риски, связанные с инвестиционными  проектами, для осуществления которых  заемщик берет ссуду, поэтому  банк устанавливает одинаковые процентные ставки по кредитам для всех, что  порождает проблему "неблагоприятного выбора"

Кроме того, кредиторы могут  быть неспособными контролировать действия заемщиков после получения ссуды. Заемщик может заняться видами деятельности, увеличивающими риск неплатежеспособности или стремиться укрыть доходы от своих  инвестиций, чтобы не платить по долгам. Следствием этого становится снижение объемов и установление высоких процентных ставок кредитования. Это явление в научной литературе получило название "недобросовестного  поведения".

В условиях асимметричности  информации лучшим заемщикам приходится платить повышенную премию за риск, а худшие, платят заниженную. Поскольку  стремление ненадежных заемщиков получить кредит выше, чем платежеспособных, снижается эффективность распределения  кредитных ресурсов. В итоге часть  потенциально надежных и прибыльных проектов не реализуется.

При ухудшении общего положения  в нефинансовом секторе, оценка рисков и отбор заемщиков усложняются, процентные ставки повышаются, что заставляет лучших заемщиков уйти с рынка. При этом ненадежные в финансовом отношении заемщики согласны на высокую плату, поскольку знают, что вряд ли вернут ссуду. Следствием этого становится либо рискованная кредитная политика и угроза финансовой состоятельности самих кредиторов, либо их стремление максимально ограничить выдачу ссуд, несмотря на наличие на рынке надежных заемщиков. Это негативно отражается как на состоянии реального сектора, так и финансового рынка.

Мировой опыт показывает, что  решить эти проблемы можно эффективно решать с помощью создания учреждений для обмена информацией о заемщиках  между кредиторами. Данные организации  получили названия кредитные бюро и  служат для решения следующих  задач, которые удачно сформулированы в обращении к своим клиентам Межрегиональным Бюро Кредитных  Историй:

Во-первых, кредитные бюро повышают уровень сведений банков о  потенциальных заемщиках и дают возможность более точного прогнозирования  возвратности ссуд. Это позволяет  кредиторам эффективно определять направление  и цену ссуды, уменьшая риск возникновения  проблемы неблагоприятного выбора.

Во-вторых, кредитные бюро позволяют уменьшить плату за поиск информации, которую взимали  бы банки со своих клиентов. Это  ведет к выравниванию информационного  поля внутри кредитного рынка и заставляет кредиторов устанавливать конкурентные цены на кредитные ресурсы. Более  низкие процентные ставки увеличивают  чистый доход заемщиков и стимулируют  их деятельность.

В-третьих, кредитные бюро формируют своего рода дисциплинирующий механизм для заемщиков. Каждый знает, что в случае невыполнения обязательств его репутация в глазах потенциальных  кредиторов рухнет, отрезая его от заемных средств или делая  их намного дороже. Этот механизм также  повышает стимул заемщика к возвращению  кредита, уменьшая риск недобросовестного  поведения.

Кредитные бюро выступают  в качестве информационных посредников, либо учрежденных и принадлежащих  самим кредиторам, либо действующих  независимо и получающих прибыль  от своей деятельности. Кредиторы  снабжают бюро данными о своих  клиентах. Бюро сопоставляет их с информацией, полученной из других источников, и  формируют картотеку на каждого  заемщика. Кредиторы при условии  регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах могут  постоянно получать из Бюро отчеты о кредитных операциях потенциальных  заемщиков. Важную толь играет жесткость  правил предоставления данных обусловлена  тем, что кредитные бюро, особенно принадлежащие самим кредиторам, потенциально подвержены конфликту  интересов: каждый хочет получать полную и достоверную информацию, не предоставляя своих данных. Другими словами, деятельность кредитных бюро основана на принципе взаимного обмена, который устанавливается  в соглашении, заключаемом между  бюро и кредиторами.

Кредитные бюро предоставляют  разного рода отчеты о кредитных  операциях в зависимости от наличия  информации о потенциальном заемщике, вида предоставляемого кредита и, что  наиболее важно, от степени детализации, необходимой кредитору. Самый простой  отчет содержит информацию о прошлых  невозвратах и просрочках ссуд - так называемые "черные" или "негативные" данные. Самые детальные отчеты - "белые" или "позитивные" содержат весь комплекс информации об активах  и пассивах ссудополучателя, гарантиях, структуре задолженности по срокам и времени погашения, его занятости  и истории его семьи. Наиболее развитые кредитные бюро составляют кредитные рейтинги заемщиков, основываясь  на их характеристиках и кредитной  истории, а также используют данные для составления статистических моделей, способствующих продвижению  финансовых инструментов, определению  стоимости кредита, установлению и  регулированию кредитных лимитов.

Информация о работе Методы оценки кредитоспособности заемщика