Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:17, курсовая работа
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Введение.
I. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
1. Возникновение и сущность монополий.
1.1. Определение монополии.
1.2. История возникновения и развития монополий.
1.3 История возникновения и развития монополий в России.
2. Формы и виды монополий.
3. Международные монополии.
4. Рыночная монополия и монопольная цена.
5. Конкуренция. Виды конкуренции. Дискриминация.
6. Особенности современной монополизации народного хозяйства, её позитивные и негативные стороны.
7. Причины существования монополий.
II.Естественные монополии.
1.Понятие естественной монополии.
2.Государство и естественные монополии.
3.Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России.
III. Антимонопольная политика в России и за рубежом.
1. Система государственного регулирования естественных монополий в Росси.
2. Антимонопольное законодательство за рубежом.
3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой.
Заключение.
Список литературы.
3. Международные монополии.
Особый вид монополий – международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран ( слияние де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний». Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместных компаний. Слияние такого типа – наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположение штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.
4. Рыночная монополия и монопольная цена.
Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря - это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверх прибыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении.
Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливаю два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части общества.
Так, монополистические
объединения стремятся
Монополия стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.д.
Фирма – монополист обычно имеет высокую прибыль и это привлекает в отрасль других производителей. Существуют барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, например:
1. Эффект масштаба.
Высокоэффективное
2. Исключительные права. В ряде стран Европы и Америки правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребление властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и население.
3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.
4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. Так, "Алюминиум компани оф Америка" является владельцем всех основных источников бокситов. Довольно длительное время канадская компания "Инко" контролировала около 90% известных мировых запасов никеля. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией "Де Бирс".
5. Конкуренция. Виды конкуренций. Ценовая дискриминация.
Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.
Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.
В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.
Имеется значительное
число предприятий, которые не входят
в монополистические
Конкуренция
(лат. "конкурро" - сталкиваться) –
соперничество между
Конкуренция – это война "против всех". На рынке сражение ведется на 3-х фронтах.
1 фронт – конкуренция среди продавцов. Все они хотят продать свои продукты подороже. Но когда соперничество между ними обостряется, побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким (бросовым) ценам.
2 – между
покупателями, которые стремятся
приобрести вещи по меньшей
цене. Когда между ними
3 – между продавцами и покупателями, стоящими на противоположных позициях в отношении уровня цен. В результате борьбы в данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Конкуренция здесь выступает как сила, уравнивающая рыночные цены.
Свободная конкуренция, которая ведется посредством сбивания цен, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения. Рыночное соперничество к успеху, если товаровладелец заботится о том, чтобы сохранить и расширить производство, усовершенствовать его технику и организацию. Тогда он применяет эффективные экономические методы борьбы с соперниками: снижает стоимость своих товаров (путем повышения производительности труда и уменьшения производственных затрат), повышает их качество, расширяет ассортимент продукции, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.
Если повнимательней присмотреться к конкурентам, то среди них можно заметить смелых предпринимателей, которые рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования производственных ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно – техническому и экономическому прогрессу. Нобелевский лауреат, выдающийся английский экономист пришел к следующему обобщению: "Общество, полагающееся на конкуренцию … успешнее других достигают своих целей. Вот вывод … замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективно производить вещи …".
На Западе
различают совершенную
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть довольно интенсивными – сравните цену яблок в конце лета и весной – но разница в цене это не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Несовершенная конкуренция (когда лишь несколько крупных фирм – обычно четыре в основном производят определенный товар). Монополии имеют большее влияние на рыночную цену, чем все конкуренты.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве рынков большая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения.
Несовершенную конкуренцию делят на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
В развиты капиталистических странах и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и другие) имеет место внутриотраслевая конкуренция между монополиями, производящими однородные продукции. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым фронтом столкновений является соперничество монополий с немонополизированными предприятиями (которые получили название "аутсайдеры"). Аутсайдеры не могут на равных бороться с крупными объединениями за более выгодные условия изготовления и реализации товаров.
Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.
Внутриотраслевое противоборство развертывается и между немонополизированными фирмами, в том числе между массой мелких собственников.
Соперничество небольших фирм возможно в виде традиционной свободной (или совершенной) конкуренции. Однако конкуренция между аутсайдерами в развитых странах охватывает лишь незначительную долю народного хозяйства удельный вес немонополизированного сектора в общем выпуске продукции сравнительно невелик. Поэтому соперничество здесь оказывает ограниченное влияние на совершенствование производства продукции.
Информация о работе Монополистические тенденции в рыночной экономике