Монополистические тенденции в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение.
I. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
1. Возникновение и сущность монополий.
1.1. Определение монополии.
1.2. История возникновения и развития монополий.
1.3 История возникновения и развития монополий в России.
2. Формы и виды монополий.
3. Международные монополии.
4. Рыночная монополия и монопольная цена.
5. Конкуренция. Виды конкуренции. Дискриминация.
6. Особенности современной монополизации народного хозяйства, её позитивные и негативные стороны.
7. Причины существования монополий.
II.Естественные монополии.
1.Понятие естественной монополии.
2.Государство и естественные монополии.
3.Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России.
III. Антимонопольная политика в России и за рубежом.
1. Система государственного регулирования естественных монополий в Росси.
2. Антимонопольное законодательство за рубежом.
3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ - копия.DOC

— 261.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Естественные монополии.
  1. Понятие естественных монополий.

 Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации. Классическими примерами естественных на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Естественная  монополия в промышленном производстве представляет собой случай,   когда для общества в целом монополистическая организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения  естественных монополий в  сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от  масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей.

Отличительная таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи,   железнодорожные пути и  т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых  происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

В случае рынка электрической и тепловой  энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоёмкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими  процессами.

 

2.  Государство и  естественные монополии.

     В разных  странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства  в  их  деятельность  неодинаковы. Но, как правило, это  отрасли, связанные с добычей или переработкой энергетического сырья, предоставлением  транспортных  или  иных  коммунальных  услуг. Формы  государственного  участия  в управлении  деятельностью этих отраслей варьируют от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных  отраслей  или предприятий государственной собственности) до регламентации лишь  отдельных  аспектов  деятельности  частных  компаний, сохраняющихся  в этих отраслях (определение важнейших ориентиров их развития).

     В США национализация в силу  исторических причин не приобрел существенных  масштабов. Здесь  активное вмешательство государств проявилось в более мягких формах. Наиболее последовательно и широко государственное  регулирование  применялось в отраслях общественного пользования. Это прежде всего газо-, электро- и водоснабжение,  также  различные отрасли  связи. Все это капиталоемкие отрасли с медленным оборотом производственных фондов. Поскольку конкуренция однотипных хозяйств в  пределах  одного  и  того же региона в этих отраслях ведет к дублированию значительных капитальных вложений, что с точки зрения общества было  бы чрезмерно  расточительным, то государство, взяв на себя определенные регулирующие функции, приняло меры по  ограничению здесь  конкуренции. В частности оно освободило эти отрасли от действия антитрестовских законов. Более того, в определенной мере оно стимулировало в них  укрепление масштабов производств, что способствовало росту объемов операций внутри одного и того же района, снижению единичных задержек, улучшению обслуживания  потребителей. В обмен на  ряд привилегий, в том числе финансовых, которые предоставлялись государством отраслям общественного  пользования, последние  были обязаны выполнять определенные требования, например, обслуживать качественно и в любое время всех без исключения потребителей, обращающихся  к  ним за услугами. Государственное воздействие на  экономику этих отраслей проявлялось прежде всего в их регулировании в области  финансов, заработной платы, цен,  также качества продукции и предоставляемых услуг.  Кроме того, количество кампаний и строительство новых предприятий (например, газопроводов, ГЭС и прочих подобных объектов) контролировалось органами местной или  федеральной власти  путем выдачи  на них специальных разрешений- сертификатов. Цель такого регулирования- обеспечить общество (особенно промышленность) теми преимуществами, которые дает приобретение продукции и услуг общественного пользования по разумным с точки зрения правительства ценам. Надо  учитывать, что регулирование такого типа  осуществляется в интересах крупного частного капитала, в больших количествах потребляющего продукцию этих  отраслей. Основные функции контроля над ценами продукции и услугами отраслей общественного пользования, в частности электроэнергии  и  природного  газа, возложены н  специальные комиссии штатов и Федеральную энергетическую комиссию. Регулирующая деятельность специальных комиссий ограничена операциями в пределах отдельных штатов. Сфера  регулирования Федеральной энергетической комиссии- это межштатная торговля электроэнергией  и газом, включая и ценообразование на эту продукцию. По мере роста  межштатных операций функции контроля над тарифами все  больше  переходили  от комиссий  штатов к Федеральной энергетической комиссии. Правительственное регулирование цен в отраслях общественного пользования  преследовало двойную цель. Во-первых, оно должно было стимулировать расширение производств  и сбыт продукции, необходимой во всех сферах экономики, по ценам, приемлемым  для компаний потребителей; и во-вторых, обеспечить определенную прибыль компаниям отраслей  общественного пользования, способствуя привлечению в эти отрасли новых капиталов. В области ценообразования такое регулирование осуществлялось, как  правило, путем установления  верхнего  предела  цены, который фирмы не должны превышать при продаже своей продукции. Основным принципом построения такой цены является  возмещение  издержек  плюс "разумная" прибыль. Под "разумной" прибылью понимается такая норма прибыли, которая выше процента, получаемого по правительственным облигациям, но ниже средней нормы прибыли во всей обрабатывающей промышленности. Допустимые нормы прибыли время от времени пересматриваются. В зависимости от экономической конъюнктуры они варьируют по различным штатам. В межштатной  торговле  прибыль обычно устанавливается в размере 5-7% на  основной капитал, иногда  чуть выше, но не больше 12% (средний уровень прибыли в обрабатывающей промышленности). Норм прибыли в отраслях общественного пользования чаще всего рассчитывается по отношению к остаточной стоимости основного капитала  (за вычетом амортизационных отчислений). Вместе с тем,  разрешенная норма прибыли не гарантируется. Ее фактическая величин  зависит от конкретных условий работы фирмы, от конъюнктуры рынка, от успешного сбыта  продукции. Недостаток прибыли в какой-либо период времени обычно не позволяет компенсировать ее избытком сверх установленного норматива в более поздний период. Очень часто  регулирующие комиссии устанавливают лишь общую норму прибыли для компаний, предоставляя последним широкую свободу разработки конкретных тарифов на свою продукцию при условии не превышения установленных общих лимитов.  Ограничение размеров прибыли определенным нормативом  нередко вызывает стремление компаний увеличивать не норму прибыли,  ее массу, что достигается, главным образом, путем расширения  сбыт своей продукции, иногда даже за счет снижения цен на нее. При определении тарифов  компании  отрасли общественного  пользования учитывают в основном 2 фактора: издержки производства, характеризующие экономические условия производства в фирме, и ценность услуги, отражающей величину и динамику спроса. Использование принципа "ценности услуги" позволяет установить разные уровни цен на одну и ту же продукцию в зависимости не от издержек,  лишь от целей потребления. Возможность такой дифференциации цен в большинстве случаев объясняется монопольным положением компании- производителя на  каком-либо рынке.

     Государственное регулирование  оказывает существенное  влияние   на уровень и соотношение цен  в отраслях общественного пользования. Однако

масштабы  точного влияния постоянно меняются. Показателен в этом от ношении  пример газовой промышленности.  До 1935-1938г.  регулирование цен на природный газ и электроэнергию осуществлялось только в пределах отдельных штатов местными властями или специальными комиссиями. Все поставки за пределы штата, имевшие в то время небольшой объем оставались вне контроля. К середине 40-х годов благодаря достижениям в области передачи  электроэнергии  и  транспортировки  газа  на большие расстояния размеры межштатных операций  значительно  возросли. Их  роль стала столь существенной, что в 1935г.  на Федеральную электрическую компанию впервые были возложены обязанность регулировать цены межштатных поставок электроэнергии, в 1938г.- и межштатных поставок природного газа. При этом государственное регулирование цен в промышленности природного газа первоначально распространялось только на компании занятые местным распределением газа  и осуществляющие поставки  газа из одного  штата в другой. Цены производителей (добытчиков) газа находились вне контроля со стороны Федеральной энергетической компании, что закрепляло их монопольное положение при снабжении газопроводных компаний и установлении цен. Такое положение сохранялось в течении почти двух десятилетий, и только в 1954г. под давлением газопроводных и распределительных компаний, также крупных промышленных потребителей, Верховный суд США принял решение, изменившее эту ситуацию. Федеральная электрическая компания получила право регулирования  наряду  с ценами оптовой торговли на цены производителей. Теперь любые продажи (даже в залежах), предназначенные для торговли за пределами штатов, становились объектом регулирования со стороны Федеральной энергетической компании.

В результате, любая фирма- производитель, желающая изменить цену, по которой  газ продавался газопроводным компаниям, должен был предварительно получить разрешение компании. Основным направлением государственного регулирования в промышленности природного газа долгое время являлось сдерживание роста цен, что имело и положительные (значительный рост потребления  природного газа ), и отрицательные последствия. В частности, расценки внутри штата не регулировались, шло расширение поставок газа внутри  штата  в ущерб межштатной торговле. Кроме того, заниженные цены ослабляли у компаний- производителей стимулы к расширению  поисковых и разведочных работ, что вело к сокращению обеспеченности добычи разведываемых запасов. В попытке преодолеть нежелательные последствия регулирования была введена система двойных цен на старые и новые месторождения. От практики установления Федеральной энергетической комиссией дифференцированных цен для крупнейших газодобывающих районов начали переходить к системе единых цен для торговли между штатами. Уровни цен были повышены. Но все эти меры оказались недостаточными, что породило настойчивые требования ослабить или снять ценовой контроль. В 80-е годы в США наметилась  тенденция к де регуляции; сокращению вмешательства  государства в экономическую деятельность. В этот  период  правительством были предприняты  шаги, обусловившие  усиление конкурентных начал в отраслях общественного пользования, в частности было значительно ослаблено регулирование газовой промышленности. Аналогичные процессы имели место и в других отраслях общественного пользования (телефонной связи, энергетике  и т.п.). В то же время несмотря на тенденцию снижения государственного вмешательства общество считает нежелательным полное де регулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остается сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться.

     В числе преобладающих в промышленном  производстве временных форм регулирование  экономической  деятельности в отраслях общественного пользования сохраняется фиксирование уровня дохода предприятий. При этом  главенствует идея определения "справедливой цены", которая лишает компанию-монополиста извлекать сверхприбыль, но позволяет ей обеспечить ее покрытие расходов на производство и "справедливую" прибыль.

 

3. Воздействие  естественных монополий на реформируемую экономику России.

 

 Россия не избежала негативного воздействия отраслей-естественных монополий  в условиях рынка. В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий –монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500.

С общим  сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей - естественных монополий,  за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет  других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

В 1993 - 1996 гг. отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики . Они приблизились к уровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен.

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи  и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата превышала среднюю по экономике и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

Учитывая  основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.

Однако  нельзя однозначно утверждать, что  отрасли-естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной  экономики. Следствие ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило именно по собственному источнику.

По  данным отраслевых структур, входящих в систему Минтопэнерго, задолженность дебиторов по расчетам и платежам предприятиям электроэнергетики составила к 1 августа 1994 г 12,9 трлн. руб.  и продолжала увеличиваться дальше в среднем на  36 млрд. руб. в день, половина отпущенной энергии не оплачивалась в срок. Минэкономики представило правительству РФ проект решения, предусматривающего реализацию заключенного ранее соглашения между базовыми отраслями промышленности, энергетикой и транспортом о совместных действиях по стабилизации цен и тарифов и улучшению расчетов между предприятиями. Проект не был принят.

РАО «ЕЭС России» тогда полагало, что  необходимо вывести на федеральный  оптовый рынок электрической энергии и мощности максимальное число генерирующих источников в расчете на то, что производители электроэнергии будут вовлечены в конкуренцию, что и обусловит изыскание путей сокращения издержек производства и удешевление энергии (снижение тарифов).

Этим  расчетам «романтиков рынка» из РАО  «ЕЭС  России» не суждено сбыться  по той простой причине, что региональные АО-энерго являются монополистами, по крайней мере, по отношению  к  потребителям своего региона и, значит, не чувствуют  необходимости в конкуренции. Не менее важным является и то обстоятельство, что конкурентный рынок может возникнуть только при наличии резервных мощностей. Их уровень в России составляет 3% (против ~ 30% в США и ФРГ) и его недостаточно даже для компенсации сезонных и суточных пиков потребления. Последние покрываются за счет межрегиональных перетоков , что и предохраняет европейскую часть России от массовых отключений потребителей вследствие критического падения частоты в энергосистеме.

К ноябрю 1995 г. неплатежи потребителей достигли 27 трлн. рублей, и   уже 86 % отпущенной электроэнергии не оплачивалось своевременно [«Финансовые известия» от 02.11.1995 г.]. Понятно, что важнейшая роль в этом механизме накачки дебиторской задолженности принадлежала тарифной политике отрасли. Кроме того, высокая цена на электроэнергию влияет на стоимость промышленной продукции, отчего страдают и сами энергетики. К концу    1995 г. оплата  за поставленную электроэнергию уже на 70% осуществлялась в форме бартерных сделок. Теперь товар дебиторов, полученный в качестве оплаты за электроэнергию,  сам подлежит реализации через сеть торговых посредников.

Информация о работе Монополистические тенденции в рыночной экономике