Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 23:03, реферат
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические монопольной власти 3
1.1 Экономическая сущность монопольной власти 3
1.2 Монопольная власть и издержки общества 8
1.3 Монополия и конкуренция 12
2. Основные направления снижения монопольной власти 14
2.1 Антитрестовская политика 14
2.2. Регулирование деятельности естественных монополий 19
2.3. Государственное регулирование цен 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
где AVC - средние переменные издержки,
r - нормальная норма прибыли,
d - норма амортизации
К - величина капитальных активов
Q - объем выпуска.
Однако
прямое использование средних
Фирма
обладает монопольной властью (monopoly
power) тогда, когда она имеет возможность
воздействовать на цену своего товара,
изменяя количество, которое она готова
продать. Степень, до которой монополист
может использовать свою монопольную
власть зависит от наличия близких заменителей
на его товар и его доли на данном рынке.
Естественно, чтобы обладать монопольной
властью фирме не требуется быть чистой
монополией. Причем необходимо, чтобы
кривая спроса на продукцию фирмы была
наклонена вниз, а не была горизонтальной,
как для конкурентной фирмы, так как иначе
у монополиста не будет возможности изменять
цену путем изменения количества предлагаемого
товара. В крайнем, предельном случае кривая
спроса на продукт, реализуемый чистой
монополией, является направленной вниз
кривой рыночного спроса на данный продукт.
Существенное различие между монополистическим
рынком и рынком конкурентным заключается
в том, что монополист способен влиять
на цену, выручаемую за товар, а конкурентный
продавец такой возможности не имеет.
Английский экономист А. Пигу настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т. д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
Монополия
находится в сложной
В
современных условиях крупные капиталистические
объединения не уничтожили конкуренцию,
существуют вместе с ней, это обостряет
соперничество.
1.3 Монополия
и конкуренция
На
Западе различают совершенную
Несовершенная конкуренция (когда лишь несколько крупных фирм – обычно четыре в основном производят определенный товар). Монополии имеют большее влияние на рыночную цену, чем все конкуренты.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве рынков большая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения.
Несовершенную конкуренцию делят на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
В
развиты капиталистических
Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.
Внутриотраслевое противоборство развертывается и между немонополизированными фирмами, в том числе между массой мелких собственников.
Конкуренция
между монополиями порождает
обостренные формы
В современное время широко распространена неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. В странах Запада государство вмешивается в хозяйственную деятельность монополий. Оно устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объемами производства, входом и выходом из отраслей. Они способствуют выполнению антимонопольного законодательства.
В результате в экономике преобладают олигополии (греч. олигос - немногий, полео – продаю), т. е. основная масса товаров сосредоточена у нескольких фирм. Например: автомобильная промышленность США, где 3 гиганта – “Дженерал моторс”, “Форд” и “Крайслер” производят свыше 90% всей продукции.
Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение монополий не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы конкурентной борьбы.
Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. Таким образом, можно сказать, что с появлением монополий появилась и новая функция у государства - антимонопольная деятельность. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Скрытая в монополизме угроза свободному предпринимательству приводит к деформации нормальных рыночных отношений, что идет вразрез с общественными интересами и вызывает обеспокоенность государственных органов
С конца ХIХ века, с момента появления монополий общество пыталось взять под контроль их деятельность, поскольку реально ощутило отрицательные результаты монополизации. Вследствие этого и возникли законы, направленные на ограничение возможностей проявления монополизма. Сущность этих законов состоит в поддержании эффективно функционирующей рыночной экономики, упреждающей или пресекающей любые проявления монополизма. Такая деятельность включает в себя создание антимонопольной законодательной базы и основанных на ней нормативных актов, предусматривающих комплексные мероприятия, направленные на контроль и, по возможности, предотвращение процессов монополизации. Практически во всех развитых странах антимонопольная деятельность государства сосредотачивается на двух основных направлениях. Первое направление объединяет средства воздействия на рыночную среду, в которой действуют монополисты, не затрагивая их самих. Это так называемые превентивные, упреждающие антимонопольные средства, включающие снижение таможенных налогов, отмену количественных ограничений (квот), ликвидацию иных барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции, стимулирование диверсификации и многие другие приемы.
Второе направление антимонопольной деятельности государства представляет совокупность приемов и методов непосредственного воздействия на монополию, а именно: применение штрафных санкций, жесткий контроль за процессами объединения и поглощения предприятий, в крайних случаях возможно также разукрупнение монополий. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:
1)
обеспечения баланса интересов
потребителей (доступные цены) и
регулируемых предприятий (
2)
определения структуры тарифов
на основе принципов
3)
стимулирования предприятий к
сокращению издержек и
4) создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).
Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:
-
охрана и поощрение
- контроль над ценами;
-
защита интересов и содействие
развитию мелкого и среднего бизнеса
Наиболее
разработанным принято считать
антимонопольное
Основные инструменты антимонопольного регулирования направлены на выходные параметры деятельности компаний регулируемых отраслей. Основным таким параметром являются цены. Наиболее распространенный метод их регулирования состоит в том, что цены на товары и услуги, поставляемые корпорациями, находящимися преимущественно в частной собственности, устанавливаются государственными органами. Наибольшее распространение такая практика получила в производстве и распределении электроэнергии, телефонной связи, авиационном, железнодорожном транспорте, в грузовых автомобильных перевозках.
Существует несколько способов установки цен. При включении отрасли в состав регулируемых уровень цен продукции действующих в ней компаний определяется необходимостью обеспечения каждой из них дохода, полученного в неком базовом, или «пробном», году. Сведения о доходе черпаются из бухгалтерской отчетности фирмы, которая тщательно проверяется.
В качестве основной составляющей дохода регулируемой компании выступают средства, призванные компенсировать текущие издержки производства и реализации продукции, амортизацию материальных носителей основного капитала, суммы выплачиваемые фирмой в виде налогов. Доход должен также включать так называемую дополнительную прибыль, размер которой определяется на основе нормы.
Масса прибыли исчисляется умножением ее нормы на так называемую базу, включающую неамортизированную часть инвестиций компании в регулируемый бизнес. После того как требования к уровню дохода компании определены, государственное агентство, регулирующее данную отрасль, устанавливает цены, тарифы на товары и услуги, которые должны обеспечить одобренный государством уровень дохода.