Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 23:03, реферат
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические монопольной власти 3
1.1 Экономическая сущность монопольной власти 3
1.2 Монопольная власть и издержки общества 8
1.3 Монополия и конкуренция 12
2. Основные направления снижения монопольной власти 14
2.1 Антитрестовская политика 14
2.2. Регулирование деятельности естественных монополий 19
2.3. Государственное регулирование цен 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Для защиты общества от злоупотреблений монопольным положением с одной стороны и обеспечения условия эффективного развития предприятиям-монополистам - с другой стороны, государственная политика ценообразования должна сочетать в себе комбинацию следующих мер:
1)
установление фиксированной
2) установление предельных цен на продукцию;
3)
установление предельного
4) установление режима свободных цен.
Роль государства в ценовой сфере реализуется через проведение государственной ценовой политики и государственного регулирования цен.
Государственная ценовая политика - комплекс гражданско-правовых, административных, экономических и иных мер в области ценообразования и контроля за ценами, осуществляемого органами государственной власти и управления, а также органами местного самоуправления.
Государственное регулирование цен - воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренное законами и иными нормативно-правовыми актами, как федеральными, так и региональными.
Существует несколько способов регулирования цен. В общих чертах проведём наиболее распространённые из них. При включении отрасли в состав регулируемых уровень цен продукции действующих в ней компаний определяется необходимостью обеспечения каждой из них дохода, полученного в неком базовом, или «пробном», году. Сведения о доходе черпаются из бухгалтерской отчетности фирмы, которая тщательно проверяется.
В качестве основной составляющей дохода регулируемой компании выступают средства, призванные компенсировать текущие издержки производства и реализации продукции, амортизацию материальных носителей основного капитала, суммы выплачиваемые фирмой в виде налогов. Доход должен также включать так называемую дополнительную прибыль, размер которой определяется на основе нормы.
Масса прибыли исчисляется умножением ее нормы на так называемую базу, включающую неамортизированную часть инвестиций компании в регулируемый бизнес. После того как требования к уровню дохода компании определены, государственное агентство, регулирующее данную отрасль, устанавливает цены, тарифы на товары и услуги, которые должны обеспечить одобренный государством уровень дохода.
Еще один способ ценообразования в регулируемых отраслях – установление цен на базе ранее существовавших издержек производства. Он применялся в военные годы преимущественно для контроля цен на нефтепродукты. Широкого распространения этот способ не получил, потому, что его суть заключается в поддержании цен или их потолка на том уровне, на котором они держались на определенную дату в прошлом.
Государственные регулирующие органы периодически пересматривают «потолки» цен по мере появления новых видов продукции, изменений в спросе и общеэкономических условиях.
Использование методов государственного ценообразования в регулируемых отраслях сопровождается периодическим возобновлением конкурсов за право доступа в них. В этих конкурсах помимо фирмы, которая уже осуществляет регулируемый бизнес, участвуют и компании, стремящиеся занять ее место в отрасли.
Отказав
ранее укоренившейся в
Можно сказать, что проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.
Монополия
находится в сложной
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В экономической теории выделяют следующие виды монополий: естественная, административная, экономическая, международная. Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. Таким образом, можно сказать, что с появлением монополий появилась и новая функция у государства - антимонопольная деятельность. Фирма - монополист обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать, но результатом этой власти зачастую являются издержки общества. С целью уменьшения социальных потерь от монопольной власти государство проводит антитрестовскую политику. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.
Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма, а также контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым.
Уровень развития конкуренции в России, как бы ни хвалили новое законодательство о конкуренции и ограничении монопольной деятельности, достаточно низок. Это вызвано многими причинами как экономического, так и правового характера.
Наиболее яркими представителями монополизма в нашей стране являются такие компании как: РАО ЕЭС, РЖД, нефтяные и газовые компании и др.
Основную роль в проведении антимонопольной политики в стране играет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). В условиях переходной экономики ФАС выполняет не только функции, свойственные коллегам в странах с развитой рыночной экономикой, такие как пресечение нарушений законодательства о конкуренции, контроль за рыночной концентрацией или контроль за согласованными действиями субъектов хозяйствования. Она играет активную роль в самом становлении конкурентных отношений. Доля предприятий - естественных монополистов в национальной экономике России составляет около 30%. Для поддержания нормального уровня конкуренции в стране государство вводит определенные ограничительные меры.
1.
Белокрылова О. С. Теория
2.
Ведута Е. Н. Стратегия и
экономическая политика
3. Игошин Н. В. Экономика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
4. Курс экономической теории. /Под общ. ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. – Киров: Издательство «АСА», 1997.
5. Кучуков Р. А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов. – М.: Гардарики, 2004.
6. Матин А. А. Регулирование естественных монополий как фактор экономического роста // Вопросы экономических наук. - М: Компания «Спутник +». -2006.-№3.
7. Микроэкономика. Теория и российская практика. /Под ред. Грязновой А. Г. и Юданова А. Ю. – М.: ИТД «КноРус», 2002.
8. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии Мировая
экономика и международные отношения, 1994, №7.
9. Никифоров А. А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6., Экономика. – 2000.
10. Российские реформы в 2004-2006 гг. /Под ред. Федорова Б. Русское экономическое общество, 2003./http: // www. ress. ru.
11. Экономика / Под ред. Булатова А. С. – М.: Экономистъ, 2005.
12. Экономика России / Отв. ред. Маклярский Б. М. – М.: Международные отношения, 2001.
13. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
14. Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России http: // fas. gov.ru/