Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса профессионального набора и отбора персонала для организации в целом.
Задачи, которые ставятся при написании курсовой работы:
изучить источники привлечения персонала;
рассмотреть основные этапы построения системы отбора кадров.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Привлечение персонала……………………………………………………………..4
1.1. Источники привлечения персонала…………………………………………..4
Методы набора кадров……………………………………………………….11
2. Отбор персонала………………………………………………………………… 14
2.1. Принципы и критерии отбора………………………………………………...15
Отбор и прием персонала…...……………………………………..………….18
3. Анализ найма персонала на ОАО «Пингвин»…………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………..36
Список использованной литературы………………………………………………37
Приложение 1…………………………………
Собеседование могут происходить один на один или с группой претендентов, претендента или группу претендентов могут интервьюировать одновременно несколько человек. Результаты беседы с глазу на глаз могут оказаться субъективными, а оценка ошибочной.
В ходе подготовки предварительного собеседования необходимо выяснить следующее; какие личностные качества кандидата (знания, опыт, установки) требуются для выполнения работы; с помощью, каких вопросов можно извлечь необходимую информацию; кто должен быть привлечен в качестве интервьюеров - один или несколько человек, в какой форме проводится собеседование.
Лица,
проводящие собеседование, должны уметь
формулировать вопросы в
При проведении кадрового собеседования необходимо создать комфортные условия для беседы.
Интервьюер должен знать организацию, условия и характер предлагаемой работы, должен уметь дать исчерпывающие ответы на вопросы претендента. Необходимо предварительно определить общий характер беседы (формальный, неформальный). Интервьюер должен создать непринужденную обстановку с целью, чтобы претендент больше говорил сам.
Следует придерживаться следующих правил;
Беседа может быть построена по схеме (на основе специального бланка или полуформальных вопросов), а также без схемы. Результат схематической беседы - это получение не полной информации. Для неформальной беседы готовятся только основные вопросы, но она требует серьезной подготовки. При проведении такой беседы имеется опасность отклонения от темы и непоследовательности.
По признаку объекта выделяют следующие виды беседы:
По биографии кандидата - такой вид беседы позволяет оценить прошлые успехи, но не характеризует сегодняшней ситуации и мотивации к будущей работе.
По ситуации - претенденту предлагается одна или несколько проблем. В результате можно оценить его общие и аналитические способности, методы работы, умение выходить из сложных положений.
По профессиональным и личным качествам - в ходе собеседования задаются вопросы о поведении в тех или иных условиях, связанных с профессиональной деятельностью. Оценка производится по заранее выбранным критериям. Этому виду беседы рекомендуется отводить 30 % времени. Недостатком является - ограниченность оцениваемых качеств, необходимость предварительной подготовки, опыта, высокой объективности лиц, проводящих интервью.
На данном этапе выясняется образование претендента, производится оценка его внешнего вида и определяющих личностных качеств.
Беседа по найму
Следующим этапом отбора является беседа по найму.
Существует несколько видов беседы по найму: проводимые по схеме, слабо-формализованные, выполняемые не по схеме.
В процессе беседы происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов. Распространенной ошибкой данного метода является тенденция делать выводы о заявителе по первому впечатлению, с первых минут беседы. Встречаются случаи, когда проводящий беседу основывает мнение на впечатлении о том, как человек выглядит, сидит на стуле, соблюдает контакт при встрече глазами, и по этим впечатлениям производит оценку заявителя на должность. Чтобы не совершить такой ошибки, проводящий беседу должен наблюдать и за речью заявителя, и за его поведением.
При проведении бесед следует внимательно слушать, что и как говорит заявитель, а также необходимо следить за его поведением. Решение следует принимать, только имея всю нужную информацию и помня о требованиях, предъявляемых характером работы. Беседу необходимо вести вокруг вопросов, которые являются важными критериями отбора.
Оценка кандидата
Оценка должна быть, произведена непосредственно после собеседования, в противном случае острота восприятия сотрется и проводивший собеседование сотрудник может упустить важные детали. Многие интервьюеры принимают позитивное или негативное решение по поводу кандидата в течение первой минуты с ним и все оставшееся время пытаются убедиться в своем мнении. Трудно сказать, насколько научным является подобный вывод, учитывая всю субъективность подобного анализа, но он еще раз подчеркивает необходимость максимального внесения объективных элементов в процесс собеседования. Для оценки используется стандартная форма (Приложение 3).
Выбор кандидата и предложение
На
основе анализа результатов
Кандидаты руководствуются различными мотивами при устройстве или переходе на новую работу: кого – то привлекает власть, кого – то материальное вознаграждение, кого – то возможности новых социальных контактов. Понять, что движет конкретным кандидатом, является принципиальной задачей работающих с ним специалистов. После того как ключевой мотив определен, предложение должно быть построено таким образом, чтобы удовлетворение именно этой потребности выступало на первый план. При этом абсолютно не допустимы преувеличения и тем более неправда. Если кандидату была обещана широкая самостоятельность, а, выйдя на работу, он обнаружил, что не может оставить рабочее место без разрешения своего начальника, - в организации появляется еще один неудовлетворенный сотрудник и источник внутренних проблем.
Еще один очень важный момент – организация должна бороться за того кандидата, которого она выбрала. В этот процесс должны быть вовлечены все имеющиеся в ее распоряжении силы, включая высшее руководство. Настойчивость ни в коей мере не является предосудительной, а прямые контакты с первыми лицами организации, как правило, очень эффективны в процессе “продажи” предложения кандидату.
В
последнее время все больше распространение
получает практика приема на работу с
испытательным сроком, дающая возможность
оценить кандидата
При
приеме на работу основным требованием
является наличие средне-
В ОАО «Пингвин» функционируют Областные Учебные классы для обучения как рядового персонала, так и администраторов сети фирменных магазинов.
На предприятии ОАО «Пингвин» в основном работают опытные сотрудники с большим стажем, которые успели зарекомендовать себя с хорошей стороны.
Как и в любой организации, руководству ОАО «Пингвин» приходится сталкиваться время от времени с такой проблемой как потребность в кадрах.
Под потребностью в кадрах понимается количество сотрудников, нужных для будущего целенаправленного выполнения задач организации, в количественном, качественном, временном и пространственном отношении.
При наборе кадров учитывается положительный и отрицательный опыт, который компания приобрела при решении такой задачи, как создание слаженного хорошего коллектива.
Ответственность за отбор сотрудников и итоговое решение о приеме того или иного кандидата целиком ложится на плечи Начальника Отдела кадров (ОК).
При выполнении своей работы Начальник ОК руководствуется следующей литературой:
- штатное расписание;
- положение об оплате труда;
- правила внутреннего трудового распорядка (правила ВТР);
- график отпусков;
- график сменности;
-
положение о структурном
- должностная инструкция;
- регистрационная книга;
- трудовой договор;
- документы личного дела, а также другие документы;
- основания к приказам по личному составу и информационно-справочные документы.
Процедура отбора кадров в ОАО «Пингвин» состоит из нескольких этапов:
1. Составление и подача объявления - объявление о наличии вакантной должности составляется Начальником ОК и затем рассылается по электронной почте на все магазины области. Текст объявления включает следующие блоки:
1) должность;
2) требования: - обязательные; - желательные;
3) заработная плата;
4) график работы;
5) социальные гарантии;
6) наименование города.
2. Заполнение анкеты-резюме - на данном этапе происходит максимальный отсев лиц, чьи личные качества и наклонности не подходят для требуемой должности;
3. Собеседование с Начальником ОК, который затем выдает свое решение руководителю организации;
4. Заключительный этап, на котором руководитель совместно с Начальником ОК принимает решение о приеме на работу кандидата на вакантную должность или об отказе кандидату.
Далее кандидат на должность заполняет заявление о приеме на работу, оформляет в отделе кадров трудовой договор на основе следующих документов:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
2) трудовая книжка;
3) документ об образовании;
4)
страховое свидетельство
5) документы воинского учета;
6) ИНН;
7)
направление о пройденном
Принятый на работу сотрудник ознакамливается с Положением о порядке найма персонала и предоставленной ему должностной инструкцией, а Начальник ОК направляет работника в структурное подразделение (фирменный магазин) для знакомства с персоналом и прохождения испытательного срока (14 календарных дней).
На нового работника в ОК сразу заводят личную карточку, которая содержит следующие сведения:
1.
Общие сведения: ФИО, дата и
место рождения, гражданство, знание
иностранного языка,