Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:39, курсовая работа
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Научно-технический прогресс, его сущность и виды……………...5
1.1 Сущность научно-технического прогресса и его виды……………………5
1.2 Инновации и их роль в научно-техническом прогрессе…………………..9
1.3 Эффективность научно-технического прогресса………………………….17
Глава 2. Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятии..21
2.1 Воздействие инноваций на структуру производства……………………..21
2.2 Влияние научно-технического прогресса на показатели эффективности работы предприятия……………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………36
Цель – исследовать воздействие научно-технического прогресса на развитие предприятия.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования были определены следующие задачи:
- дать определение НТП;
- рассмотреть сущность и виды НТП;
- определить взаимосвязь НТП и инновационного процесса.
- определить место НТП в структуре производства.
- выявить влияние НТП на экономический рост предприятия.
Анализ
различных определений
Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1)
использование новой техники,
новых технологических
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4)
изменения в организации
5) появление новых рынков сбыта.
Эти положения И.Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления [7, с. 8].
Выделяют следующие источники инноваций [12]:
· Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача.
· Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей.
· Изменение потребностей производственного процесса.
· Изменения в структуре отрасли или рынка.
· Демографические изменения.
· Изменения в восприятии и в ценностных установках.
· Новые знания, научные и ненаучные.
Общая (традиционная) классификация инноваций и инновационных продуктов.
Основу ее составляют следующие признаки.
1.
Как источник идеи для
а) открытие, научная идея, научная теория, явление;
б) изобретение, ряд изобретений, лицензии;
в) рационализаторские предложения;
в) прочие ситуации.
2. Вид новшества.
Новшество в материальном, осязаемом виде может принимать форму:
а) продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
б) технологии, метода, способа; в) материала, вещества;
г) живых организмов, растений;
д) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
е) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.; ж) услуги;
з) прочих решений.
3.
По областям применения в
- научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
- технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
-
технологические возникают при
применении улучшенных, более совершенных
способов изготовления
-
информационно-
-
маркетинговые, которые ведут
к изменениям в исследовании
рынков и работе на них,
- логистические, ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.
-
организационно-управленческие, которые
ведут к изменениям в
-
социально-экономические,
4.
По областям применения в
а) образование;
б) питание;
в) спорт и молодежь;
г) культура и шоу;
д) здравоохранение;
е) правовое обслуживание и охрана;
ж) туризм;
з) торговля;
и) финансовое обслуживание;
к) другие.
5.
По уровню новизны
а) мировой новизны;
б) отечественной новизны;
в) отраслевой новизны;
г) новые для фирмы;
д) расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;
е) обновленные товары и услуги;
ж) товары и услуги с измененным позиционированием;
з) с сокращенными издержками (производственные инновации).
6.
Масштабы распространения
а) транснациональные;
б) народнохозяйственные и федеральные;
в) региональные;
г) муниципальные;
д) в рамках объединений и ассоциаций;
е) в рамках организации;
ж) в рамках подразделения.
7. Широта воздействия инноваций:
а) глобальное, мировое;
б) народнохозяйственное, национальное;
в) отраслевое;
г) локальное.
8.
Темпы осуществления инноваций:
а) быстрые, нарастающие;
б) замедленные, равномерные;
в) медленные, затухающие.
9.
Стадии жизненного цикла
а) исследования;
б) разработки;
в) промышленное производство;
г) маркетинг;
д) логистика;
е) диффузия;
ж) рутинизация;
з) сервисная поддержка.
10. По глубине вносимых изменений выделяют инновации:
а) радикальные или базовые;
б) улучшающие;
в) модификационные или частные.
11. По преемственности:
а) открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
б) закрывающие, инновации закрывающие ряд отраслей;
в) замещяющие;
г) отменяющие;
д) ретровведения.
Инновация может быть определена в терминах спроса и предложения,– как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
- технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
-
технологические возникают при
применении улучшенных, более совершенных
способов изготовления
-
организационно-управленческие
-
информационные решают задачи
организации рациональных
-
социальные направлены на
1.3
Эффективность научно-
Научно-технический прогресс оказывает весьма существенное влияние на повышение темпов экономического роста, обеспечивая сбережение энергоносителей и сырья, высвобождение рабочей силы, решение социальных задач путем улучшения условий труда и быта, повышения качества потребительских товаров.
Эффективность научно-технического прогресса – степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам. В соответствии с целью НТП эта эффективность по своему содержанию является социально-экономической.
Показатели эффективности – количественный измеритель, значение которого обеспечивает эффективность нововведений. Эффект НТП – его результат, специфический продукт нововведения, являющегося органической составляющей частью и основой эффекта производства [5, с. 52].
Эффекты НТП различаются по содержанию, уровню и этапам процесса. По содержанию выделяются информационный (научно-технический), экономический, ресурсно-экологический и социальный эффекты НТП.
Информационный эффект НТП – непосредственный результат исследований, разработок и освоения нововведений, связанных с накоплением новых знаний, передового технического и организационного опыта и трудовых навыков. Он развивает научный, научно-технический и интеллектуальный потенциал общества, отдельных трудовых коллективов и регионов.
Экономический
эффект НТП – результат использования
и распространения
Ресурсный эффект НТП связан с его способностью возмещать дефицитные ресурсы народного хозяйства, высвобождать их для расширенного производства, а также вовлекать в оборот ранее неиспользованные ресурсы.
Информация о работе Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятия