Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание

Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Научно-технический прогресс, его сущность и виды……………...5
1.1 Сущность научно-технического прогресса и его виды……………………5
1.2 Инновации и их роль в научно-техническом прогрессе…………………..9
1.3 Эффективность научно-технического прогресса………………………….17
Глава 2. Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятии..21
2.1 Воздействие инноваций на структуру производства……………………..21
2.2 Влияние научно-технического прогресса на показатели эффективности работы предприятия……………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………36

Содержание

Цель – исследовать воздействие научно-технического прогресса на развитие предприятия.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования были определены следующие задачи:
- дать определение НТП;
- рассмотреть сущность и виды НТП;
- определить взаимосвязь НТП и инновационного процесса.
- определить место НТП в структуре производства.
- выявить влияние НТП на экономический рост предприятия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 60.81 Кб (Скачать документ)

     Анализ  различных определений инновации  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.

     Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:

     1) использование новой техники,  новых технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства (купля - продажа);

     2) внедрение продукции с новыми  свойствами;

     3) использование нового сырья; 

     4) изменения в организации производства  и его материально-технического  обеспечения; 

     5) появление новых рынков сбыта. 

     Эти положения И.Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

     Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил  американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления [7, с. 8].

     Выделяют  следующие источники инноваций [12]:

     ·                   Неожиданное событие, которым может  быть неожиданный успех, неожиданная  неудача.

     ·          Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей.

     ·                   Изменение потребностей производственного  процесса.

     ·                   Изменения в структуре отрасли  или рынка.

     ·                   Демографические изменения.

     ·                   Изменения в восприятии и в  ценностных установках.

     ·                   Новые знания, научные и ненаучные.

     Общая (традиционная) классификация инноваций  и инновационных продуктов.

     Основу  ее составляют следующие признаки.

     1. Как источник идеи для инновации  могут выступать: 

     а) открытие, научная идея, научная  теория, явление;

     б) изобретение, ряд изобретений, лицензии;

     в) рационализаторские предложения;

     в) прочие ситуации.

     2. Вид новшества. 

     Новшество в материальном, осязаемом виде может  принимать форму:

     а) продукта, его конструкции или  устройства, системы и механизма;

     б) технологии, метода, способа; в) материала, вещества;

     г) живых организмов, растений;

     д) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;

     е) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы  и т.п.; ж) услуги;

     з) прочих решений.

     3. По областям применения в научно-производственном  процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского  хозяйства выделяются следующие  виды инноваций: 

     - научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;

     - технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

     - технологические возникают при  применении улучшенных, более совершенных  способов изготовления продукции,  ведут к изменению технологий  деловых процессов у потребителя;

     - информационно-коммуникационные, ведут  к изменению технологий обработки  информации и технологии связи  у потребителя;

     - маркетинговые, которые ведут  к изменениям в исследовании  рынков и работе на них, изменениям  брэндов товаров и организаций;

     - логистические, ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.

     - организационно-управленческие, которые  ведут к изменениям в организационном  механизме и системе управления, совершенствуют их;

     - социально-экономические, правовые  и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия  функционирования предприятия. 

     4. По областям применения в сферах  обслуживания:

     а) образование;

     б) питание;

     в) спорт и молодежь;

     г) культура и шоу;

     д) здравоохранение;

     е) правовое обслуживание и охрана;

     ж) туризм;

     з) торговля;

     и) финансовое обслуживание;

     к) другие.

     5. По уровню новизны инновационные  товары и услуги могут распределяться  на обладающие признаками:

     а) мировой новизны;

     б) отечественной новизны;

     в) отраслевой новизны;

     г) новые для фирмы;

     д) расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;

     е) обновленные товары и услуги;

     ж) товары и услуги с измененным позиционированием;

     з) с сокращенными издержками (производственные инновации).

     6. Масштабы распространения инноваций: 

     а) транснациональные;

     б) народнохозяйственные и федеральные;

     в) региональные;

     г) муниципальные;

     д) в рамках объединений и ассоциаций;

     е) в рамках организации;

     ж) в рамках подразделения.

     7. Широта воздействия инноваций: 

     а) глобальное, мировое;

     б) народнохозяйственное, национальное;

     в) отраслевое;

     г) локальное.

     8. Темпы осуществления инноваций: 

     а) быстрые, нарастающие;

     б) замедленные, равномерные;

     в) медленные, затухающие.

     9. Стадии жизненного цикла инноваций,  с которых начинается инновационный  процесс для данной организации  и которыми он заканчивается: 

     а) исследования;

     б) разработки;

     в) промышленное производство;

     г) маркетинг;

     д) логистика;

     е) диффузия;

     ж) рутинизация;

     з) сервисная поддержка.

     10. По глубине вносимых изменений  выделяют инновации: 

     а) радикальные или базовые;

     б) улучшающие;

     в) модификационные или частные.

     11. По преемственности: 

     а) открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;

     б) закрывающие, инновации закрывающие  ряд отраслей;

     в) замещяющие;

     г) отменяющие;

     д) ретровведения.

     Инновация может быть определена в терминах спроса и предложения,– как изменения  в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в  их использовании).

     Следует остановиться на некоторых видах  инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:

     - технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

     - технологические возникают при  применении улучшенных, более совершенных  способов изготовления продукции; 

     - организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

     - информационные решают задачи  организации рациональных информационных  потоков в сфере научно-технической  и инновационной деятельности, повышения  достоверности и оперативности  получения информации;

     - социальные направлены на улучшение  условий труда, решение проблем  здравоохранения, образования, культуры. 
 
 
 

     1.3 Эффективность научно-технического  прогресса 

     Научно-технический  прогресс оказывает весьма существенное влияние на повышение темпов экономического роста, обеспечивая сбережение энергоносителей  и сырья, высвобождение рабочей  силы, решение социальных задач путем  улучшения условий труда и  быта, повышения качества потребительских  товаров.

     Эффективность научно-технического прогресса –  степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам. В соответствии с  целью НТП эта эффективность  по своему содержанию является социально-экономической.

     Показатели  эффективности – количественный измеритель, значение которого обеспечивает эффективность нововведений. Эффект НТП – его результат, специфический  продукт нововведения, являющегося  органической составляющей частью и  основой эффекта производства [5, с. 52].

     Эффекты НТП различаются по содержанию, уровню и этапам процесса. По содержанию выделяются информационный (научно-технический), экономический, ресурсно-экологический  и социальный эффекты НТП.

     Информационный  эффект НТП – непосредственный результат  исследований, разработок и освоения нововведений, связанных с накоплением  новых знаний, передового технического и организационного опыта и трудовых навыков. Он развивает научный, научно-технический  и интеллектуальный потенциал общества, отдельных трудовых коллективов  и регионов.

     Экономический эффект НТП – результат использования  и распространения нововведений, выражающихся в приросте конечного  общественного продукта и национального  дохода

     Ресурсный эффект НТП связан с его способностью возмещать дефицитные ресурсы народного  хозяйства, высвобождать их для расширенного производства, а также вовлекать  в оборот ранее неиспользованные ресурсы.

Информация о работе Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятия