Оборотные фонды: сущность, эффективность их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение сущности и эффективности использования оборотных фондов.
Из цели следуют задачи:
1) изучить сущность оборотных фондов;
2) оценить эффективность использования оборотных фондов на ЗАО «ГОТЭК»;
3) предложить пути улучшения эффективности использования оборотных фондов предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность оборотных фондов…………………………………….…….4
1.1. Понятие и классификация оборотных фондов……….…………..4
1.2. Система показателей оборотных фондов.……….………...……..7
1.3. Эффективное использование оборотных фондов……………....13
Глава 2. Оценка эффективности использования оборотных фондов на
ЗАО «ГОТЭК»………….……………………………………………...16
2.1. Краткая экономическая характеристика ЗАО «ГОТЭК»……....16
2.2. Анализ состава и структуры оборотных фондов…………….…22
2.3. Экономическая эффективность использования оборотных
фондов предприятия……………………………………………...25
Глава 3. Пути улучшения эффективности использования оборотных фондов
ЗАО «ГОТЭК»…………………………………………………………28
3.1. Мероприятие по ускорению оборачиваемости дебиторской
задолженности через использование факторинга…………………..28
3.2. Мероприятие по ускорению оборачиваемости запасов………. 29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ распечатать.doc

— 6.11 Мб (Скачать документ)

    Эффективное использование оборотных средств  играет большую роль в обеспечении  нормальной работы предприятия, в повышении  уровня рентабельности производства.

    Экономическое значение рационального использования  оборотных фондов выражается в следующем.

  • Снижение удельных расходов сырья, материалов, топлива обеспечивает производству большие экономические выгоды. Оно дает возможность из данного количества материальных ресурсов выработать больше готовой продукции.
  • Стремление к экономии материальных ресурсов пробуждает к внедрению новой техники и совершенствованию технологических процессов.
  • Экономия в потреблении материальных ресурсов способствует улучшению использования производственных мощностей и повышению общественной производительности труда.
  • Экономия материальных ресурсов способствует снижению себестоимости промышленной продукции.
  • Существенно влияя на снижение себестоимости продукции, экономия материальных ресурсов оказывает положительное воздействие и на финансовое состояние предприятия.

    В общей системе мероприятий по обеспечению режима экономии основное место занимает экономия предметов  труда, под которой принято понимать уменьшение затрат сырья, материалов, топлива на единицу продукции, разумеется, без какого бы то ни было ущерба для качества, надежности и долговечности изделия.

    Таким образом, значение экономической эффективности  улучшения использования и экономии оборотных фондов весьма велико, поскольку  они оказывают положительное  воздействие на все стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятия.

    Улучшение использования оборотных фондов – одна из важнейших задач предприятия. Чем лучше используется сырье, топливо, основные и вспомогательные материалы, тем меньше их расходуется для  выработки определенного количества продукции, тем самым создается возможность увеличить объем производства продукции. 
 
 
 
 
 
 

2. Оценка  эффективности использования оборотных  фондов на                         ЗАО «ГОТЭК».

    2.1. Краткая экономическая характеристика  ЗАО «ГОТЭК».

    Закрытое  акционерное общество «ГОТЭК» образовано на базе государственного предприятия Комбината гофротары и этикеток, введенного в эксплуатацию в декабре 1968 г.,  в результате его приватизации в 1991 г. ЗАО «ГОТЭК»  относится к частной форме собственности. Производственная и финансовая деятельность ЗАО «ГОТЭК» осуществляется согласно законодательству РФ и Устава предприятия.

    Уставной  капитал предприятия – 69300 руб. Выпущено акций всего –66100 шт., в том  числе простых – 64500 шт., привилегированных  – 1600 шт. Акции полностью оплачены. Номинальная стоимость акций: простых – 1 руб., привилегированных – 3 руб.

    Акции находятся  в собственности:

    – ЗАО «ГОТЭК»:  простые – 60967 шт., привилегированные – 244 шт.

    – физических лиц:  простые – 3533 шт., привилегированные – 1356 шт.

    Цель  ГОТЭКа – содействовать развитию бизнеса клиента посредством  предоставления качественной продукции  и услуг.

    Предприятие имеет все необходимое: современные  технологии, опыт работы, квалифицированные  кадры и высокий уровень сервиса. ГОТЭК постоянно стремится повышать свой профессиональный уровень и оптимизировать внутренние процессы.

    ЗАО «ГОТЭК» специализируется на производстве гофропродукции и упаковочных материалов и является одним из крупнейших в  России производителей гофрированного картона и потребительской упаковки с многоцветной флексографской печатью с годовым оборотом в 60 млн. долларов США (табл. 2).  
 
 

    Таблица 2

    Динамика  роста гофропродукции в  отрасли  и ЗАО «ГОТЭК».

 
Наименование
2007 г.

млн. кв.м

2008 г. 2009 г. 2010 г.
млн. кв.м темп прироста % млн. кв.м темп прироста % млн. кв.м темп прироста %
Отрасль упаковочных материалов  
1591     
 
1770
 
+ 11,3
 
1900
 
+ 7,3
 
2145
 
+ 12,9
в т. ч.

ЗАО «ГОТЭК»

 
136,6
 
189,6
 
+ 38,8
 
224,8
 
+ 18,6
 
266,9
 
+ 18,7
Удельный  вес ЗАО «ГОТЭК» в отрасли,  %  
 
8,6
 
 
10,7
       
 
11,8
       
 
12,4
     

 

          В последние годы  темпы роста производства гофропродукции  ЗАО «ГОТЭК» опережают темпы роста отрасли упаковочных материалов, причем наблюдается увеличение доли  ЗАО «ГОТЭК»  в общем объеме отрасли упаковочных материалов.

    Географические  рынки сбыта выпускаемой продукции:  Центр и Урал  России, Республика Алтай, Ставропольский край, Красноярский край, Украина, Беларусь, Эстония.

    Целевыми  рынками ЗАО «ГОТЭК» являются предприятия: пищевой промышленности  (кондитерские фабрики, ликероводочные заводы, макаронные фабрики, маслозаводы, производители соков и безалкогольных напитков, птицефабрики, крупозаводы) – 65 %; медицинской промышленности – 6 %; табачной промышленности – 6 %; парфюмерной промышленности – 1 %; химической промышленности – 6 %; машиностроения – 14 %. Данные предприятия используют продукцию ЗАО «ГОТЭК» как упаковочную для своих товаров.

    Основными  потребителями  продукции     ЗАО «ГОТЭК» являются фирмы  «Марс»,  «Проктер энд Гембел»,  «Холстен»,  кондитерские фабрики «Россия» и  «Коркунов».

    За  время существования предприятия  на рынке, оно нашло оптимальных  поставщиков, которые поставляют сырье (картон и бумагу)  в необходимом количестве, должного качества и точно в срок, согласно заключенным договорам. Поставщики делятся на категории А, В и С.  К категории А относятся: Архбум (Архангельский ЦБК), Монди Бизнес Пейпа (Сыктывкарский ЛПК), Элим Палп (Пермский ЦБК). К категории Б  –Окуловская БФ,  Котласский ЦБК,  Братский ЦБК, БФ Древплит, Выборгский ЦБК.  К  категории С – Брянская БФ, Киевский КБК и Клайпедский  КБК.  Основной объем закупок сырья распределяется между поставщиками группы А,  причем максимальный объем закупок приходится на Архбум.

      В число непосредственных конкурентов  ЗАО «ГОТЭК» входят:  ЗАО «Гофротара»,  расположенное в г. Белгороде,  ЗАО «Гофрон» (г. Кашира Калужской  области) и филиал фирмы ОАО  «Архбум» (г. Подольск). Сильными сторонами конкурентов являются использование новейших технологий производства, быстрые сроки и качество изготовления, наличие собственной сырьевой базы. Несмотря на это, ЗАО «ГОТЭК» по всем показателям занимает одно из лидирующих положений среди предприятий по производству упаковочных материалов (рис. 2).  

    Рис. 2. ЗАО «ГОТЭК» и его конкуренты  в отрасли упаковочных материалов.

      Высшим органом управления ЗАО  «ГОТЭК»  является Совет директоров. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределение прибыли и определение порядка покрытия убытков и другие. Исполнительным органом ЗАО «ГОТЭК» является Председатель Совета директоров. В его компетенции находятся вопросы разработки и  реализации целей, политики и стратегии их достижения. Вопросами организации и руководством текущей деятельностью предприятия, а также распоряжением имуществом,  приемом  и увольнением персонала занимается Генеральный директор.

    ЗАО «ГОТЭК» имеет  линейно-функциональную  структуру управления. Здесь имеется  несколько  подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ: отдел кадров, отдел совершенствования СБЕ (стратегические бизнес-единицы), отдел закупок сырья и материалов,  отдел продаж, служба планирования и подготовки производства, отдел контролинга, служба качества, бухгалтерия.

    ЗАО «ГОТЭК» в своем составе имеет  четыре основных цеха: цех гофропродукции (производство гофрокартона, гофроящиков); цех бугорчатых прокладок (производство бугорчатых прокладок для яиц); цех  полиграфии (производство этикеточной и коробочной продукции); цех флексографии (производство парафированных этикеток). Организационная     структура     ЗАО «ГОТЭК»    представлена  в приложении 1.

    Кадровую  политику на предприятии осуществляет отдел кадров, который организует деятельность в сфере улучшения работы с кадрами, обеспечения предприятия квалифицированными рабочими, руководителями и специалистами.

      Из  результатов работы предприятия  видно, что ЗАО «ГОТЭК» в течение  рассматриваемого периода, несмотря на экономический кризис, работало стабильно. Проанализируем выпуск продукции предприятия с помощью табл. 3.

                                                                                                               

        Таблица 3

      Анализ  выпуска продукции, млн. руб.

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г.  в % к 2008 г. 2010 г.  в % к
2008 г. 2009 г.
1. Объем  товарной продукции в действующих   ценах 1247 1745 2068 139,9 165,8 118,5
2. Себестоимость  товарной продукции 1170 1662 1985 142,0 169,7 119,4
3. Выручка  от продажи продукции 1277 1886 2334 147,7 182,8 123,7

 

    Из  таблицы видно, что прослеживается тенденция увеличения объемов производства и реализации готовой продукции. Рост объема товарной продукции в 2010 г. по отношению к 2008 г. составил 165,8%  или 821 млн. руб., к 2009 г. – 118,5 % или 323 млн. руб. Увеличение объема товарной продукции произошло за счет: увеличения объемов производства продукции в 2010 г. в натуральном выражении на 65,8 % (к  2008 г.) и  18,5 % (к  2009 г.); повышения производительности труда на 61,0 % и 15,2 %; более эффективного использования основных средств (увеличение фондоотдачи в 5 р. и 2 р.) (табл. 4).

    За  счет роста цен и объема товарной продукции увеличился объем реализации продукции на 1057 млн. руб., из них 558 млн. руб.  за счет увеличения товарной продукции. Темп роста реализации  продукции (182,8 %) в 2010 г. обгонял темп роста товарной продукции (165,8 %), это значит, что  вся продукция была отгружена потребителям,  и часть еще  взята со склада.

      Эффективность использования основных средств  характеризуют показатели фондоотдачи  и фондоемкости. Обеспеченность предприятия  основными средствами и эффективность  их использования представлены в табл. 4.  
 
 

                                                                                                                   Таблица 4

Анализ  эффективности использования основных средств.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г.  в % к 2008 г. 2010 г. в % к
2008г. 2009г.
1. Объем  товарной продукции в действующих   ценах, млн. руб. 1247 1745 2068 139,9 165,8 118,5
2. Среднегодовая  стоимость основных средств, млн.  руб. 340 214 107 62,9 31,5 50,0
3. Среднесписочная  численность ППП, чел. 1205 1277 1371 106,0 113,8 107,4
4. Фондоотдача   руб./руб.

(стр. 1 : стр. 2)

3,7 8,1 19,3 45,7 в 5 р в 2 р.
5. Фондоемкость  руб./руб.

(стр. 2 : стр. 1)

0,3 0,1 0,05 152,2 16,7 50,0
6. Фондовооруженность  одного работника ППП, тыс.  руб. / чел. (стр. 2 : стр. 3) 282 168 78 59,6 27,7 46,4

Информация о работе Оборотные фонды: сущность, эффективность их использования