Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 17:11, реферат
В условиях рыночной экономики деятельность системы образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, выступает как образовательная услуга, принимающая товарную форму и, следовательно, имеющая свою потребительную стоимость и цену и, как любой товар, способная становиться объектом сбыта и маркетинга.
1. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация.
2. Материальное и нематериальное благо.
3. Понятие и сущность образовательной услуги как социально экономической категории
4. Заключение
5. Литература
В работах отдельных
экономистов потребитель и
Правовая доктрина исходит из того, что потребителем, даже в случае приобретения товаров, работ, услуг другим лицом, будет являться лицо, которое непосредственно использует данные товары, работы, услуги. И если в случаях, когда заказчиков услуг (лицом, заключающим договор с образовательным учреждением и оплачивающим услуги) является лицо, которое само не будет в дальнейшем использовать полученные в процессе оказания услуг знания и извлекать из этого непосредственную выгоду, то тогда вопрос предельно ясен: потребитель и заказчик не совпадают в одном лице. Как это имеет место в случае, когда обучение оплачивается родителями ученика. Хотя и здесь, с правовой точки зрения, при определенных условиях заказчики могут быть признаны потребителями, например, для целей предъявления претензий к качеству услуг и т.д.
Однако ответ на вопрос, кто есть потребитель образовательной услуги, может быть не столь в тех случаях, когда в качестве заказчиков выступают работодатели, которые получают определенные экономические выгоды от тех знаний, умений и навыков, которые приобретают их работники в процессе оказания заказанных работодателем услуг образовательных учреждений, и которые работники в дальнейшем используют в процессе производства либо иной хозяйственной деятельности. Вопрос еще больше осложняется в случаях, когда обучение, профессиональная подготовка и переподготовка работников производится работодателем для собственных нужд и необходимость в таковой, как и формы такого обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяется самим работодателем, как это предусмотрено, в частности, и российским трудовым законодательством. По мнению автора, в отношениях, складывающихся по поводу оказания образовательных услуг, в определенных ситуациях может наблюдаться множественность лиц на стороне потребителей, причем как с юридической, так и с экономической точек зрения.
Еще
один вопрос, возникающий в связи
с этим – что подразумевать
под «выгодой» и под «
Образовательные услуги призваны удовлетворять не только производственный спрос. Ярким примером тому являются услуги образования в области музыки, языковой подготовки и т.п. Уроки иностранных языков могут брать не только для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке рабочей силы, но и для того, чтобы путешествовать, общаться с друзьями из других стран, читать литературу на языке оригинала и т.д. Следовательно, ограничивать рынок образовательных услуг только услугами профессионального образования было бы в корне не правильно. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только производственные потребности, но и социальные, духовные. Потребность в совершенствовании и освоении нового свойственна представителям человеческого сообщества, причем такие потребности растут по мере удовлетворения материальных потребностей.
В
экономической литературе встречаются
различные трактовки
Таким образом, как мы видим, трактовки понятия образовательной услуги являются весьма разнообразными и не всегда отличаются полнотой раскрытия данного понятия. Представляется, что для того, чтобы определить, что представляет собой образовательная услуга, необходимо изначально определить понятие «услуги» как таковой.
Зарубежные и отечественные ученые всерьез обратили внимание на сферу услуг где-то в середине прошлого столетия и в этой области зарубежные ученые-экономисты по понятным причинам опередили своих российских коллег. Первые отечественные публикации, посвященные этой тематике, появились позже. Однако ни в российской научной литературе, ни в зарубежной нет единого определения «услуги». Разные экономисты дают различные толкования данному термину. В частности, можно привести следующие наиболее характерные трактовки:
Услуги – это действия или деятельность направленные непосредственно на потребителя.
Услуги - это
виды деятельности, в процессе
выполнения которых не
Услуги - это блага, предоставляемые в форме определенных действий или определенной деятельности.
Услуги - это товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно и характеризуются неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.
Нет единства в определении понятия «услуги» и в словарях русского языка.
Любой договор является обязательством. В целом же, обязательство, согласно общепринятому в российской правовой теории подходу к определению обязательства, оно представляет собой определенное правоотношение, в силу которого одно лицо (именуемое в правовой теории кредитором) имеет право требования, а другое лицо (должник) обязано:
совершить какие-либо действия либо
воздержаться от совершения каких-либо действий.
Другими словами объекты гражданских прав (а, следовательно, и обязательств) сводятся к двум формам: активной (действию) и пассивной (воздержанию от действия). Услуги и по общей трактовке объектов прав, и по законодательному определению договора оказания услуг, относятся к первой, активной, форме – к действию.
Как категория рыночной экономики услуга представляет собой некий нематериальный эквивалент товара. С этой позиции оказание услуг, в свою очередь, может быть охарактеризовано как экономическая активность, которая не имеет своим результатом передачу права собственности – в этом отличие экономических операций, связанных с оказанием услуг от операций по передаче материальных товаров.
То есть и правовая и экономическая трактовка услуг сводится к тому, что услуги представляют собой некую деятельность, процесс или набор действий, который создает определенные выгоды для тех, кому услуги оказываются – заказчиков.
Однако нельзя сказать однозначно, что результат действий при этом не имеет никакого значения. Понятие «результата» имеет в большинстве случае значение разграничительного показателя для отделения договоров услуг от договоров по выполнению работ (подрядных договоров). По крайней мере, эта градация по результату достаточно четко прослеживается в российской науке и в российском законодательстве, хотя в зарубежном законодательстве и практике, а также в международном праве подобное разграничение зачастую весьма зыбко. В частности, выполнение строительных работ по градации многих стран и в системе классификаторов Всемирной торговой организации, отнесено к разряду строительных услуг, тогда как в российской теории и праве такие работы относятся к подрядным отношениям.
Вместе с тем результат для указанного разграничения зависит от степени его материальности. Если результат материален, а деятельность по его производству сама по себе не имеет для потребителя/заказчика существенной ценности, тогда такие отношения подпадают под определение подрядных. А если результат идеален или материализован на каких-либо носителях, но не является основным или хотя бы единственным предметом, на котором сосредоточены интересы потребителя/заказчика, то такие отношения подпадают под определения услуг.
Сфера услуг достаточно широка и многообразна, в том числе она включает в себя и такие услуги, при которых та или иная степень материализации действий. В частности, в российской литературе некоторые авторы, выделяя тот факт, что результат может быть услугой, указывают в качестве примера на аудиторские, консалтинговые и иные услуги, при которых результат становится и результата становится неотъемлемой частью соответствующих действий как таковых. Такой позиции, придерживаются, например, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский. При этом ученые делают оговорку, что тем самым имеется в виду, что наличие или, напротив, отсутствие подобного результата позволяет определить, совершены или не совершены принятые на себя исполнителем действия.
Однако, на взгляд автора, подобная позиция не совсем корректна. В данном случае результат в материальной форме не является частью услуги, а является доказательством ее совершения. Интерес же для потребителя/заказчика услуги представляет не материальная форма результата, а та информация, которая была сгенерирована в процессе осуществления исполнителем деятельности по оказанию соответствующих услуг.
В процессе оказания услуг исполнитель предоставляет свой опыт, навыки, умения, то есть задействует нематериальные активы. Для оказания услуг не нужны ни склады, ни товарные запасы, ни сырье – нематериальный характер активов, используемых в процессе оказания услуг предопределяет из свободу от определенных ограничений, которые свойственны операциям с материальными товарами. С другой стороны, эта нематериальность услуг и используемых в процессе их оказания активов снижает и ограничения материального характера, свойственные для конкурентной среды в производстве и торговле товарами. В итоге повышаются требования к уровню качества нематериальных активов, «инвестируемых» исполнителем в процесс оказания им услуг и в конечный результат.
В экономической науке достаточно распространен подход к определению услуг через определение характерных для них свойств и признаков, к которым, по мнению автора, можно отнести следующие наиболее важные свойства:
Нематериальность (неосязаемость) услуг – услуги невозможно видеть, осязать и т.д. Эта нематериальность создает ряд плюсов и, одновременно, минусов в осуществлении деятельности, связанной с оказанием услуг. С одной стороны, нет необходимости в запасах, складах, расходах по содержанию и охране; услуги не нуждаются в транспортировке. С другой стороны, маркетинг услуг осложнен тем, что услуги сложно смоделировать и схематизировать, и продвижение услуг как товара должно основываться на способности создавать положительную визуализацию тех или иных услуг в умах потенциальных потребителей. С точки зрения потребителей, нематериальность услуги отражается в сложности оценки ее эффективности и сравнительного анализа с конкурирующими предложениями до момента непосредственного потребления услуги.
Несохраняемость услуг – та же самая нематериальность услуг, которая, освобождает от проблемы управления запасами, вытекает в следующее свойство услуг, а именно в невозможность их сохранения. «Непроданные услуги» не могут быть сохранены и отложены для использования в следующем временном периоде, следовательно, теряется время и упускаются экономические возможности. Например, консультант, которому удалось «продать» лишь два часа услуг в день, не может в дальнейшем «отработать» нереализованные часы – экономическая возможность получения дохода от реализации уже упущена.
Нетранспортабельность услуг – услуги в подавляющем большинстве случаев потребляются в месте их производства, хотя число услуг, для которых характерен разрыв между местом оказания и местом потребления существует, в последнее время возросло. В частности, можно упомянуть услуги аутсорсинга, некоторые виды туристских услуг. Само «место производства» может быть размытым в случае, например, с предоставлением услуг посредством новейших коммуникационных технологий, в частности в случае дистанционного обучения посредством сети Интернет.
Негомогенность (неоднородность) услуг – услуги в подавляющем большинстве случаев модифицируются таким образом, чтобы соответствовать данному конкретному клиенту и(или) данной конкретной ситуации. Другими словами услуги в большинстве своем, чтобы быть реализованными, должны быть индивидуализированными. Массовое, серийное производство услуг достаточно затруднено. И затраты, и «продукция» в процессе оказания услуг сильно отличаются от ситуации к ситуации, равным образом как и отношение между этими процессами. Все это затрудняет обеспечение постоянного и, главное, однородного качества оказываемых услуг.
Интенсивность труда – услуги в большинстве случаев связаны со значительной человеческой активностью, более, чем с какими-либо четко определенными и закрепленными процессами. Человеческий фактор является главенствующим фактором успеха для большей части сервисной индустрии. Данное свойство услуг предопределяет необходимость особых подходов к управлению человеческими ресурсами. И данное же свойство предопределяет тот факт, что в случае услуг сложно добиться экономии на масштабе и(или) завоевать доминирующую долю рынка.