Образование как вид услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 17:11, реферат

Описание

В условиях рыночной экономики деятельность системы образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, выступает как образовательная услуга, принимающая товарную форму и, следовательно, имеющая свою потребительную стоимость и цену и, как любой товар, способная становиться объектом сбыта и маркетинга.

Содержание

1. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация.
2. Материальное и нематериальное благо.
3. Понятие и сущность образовательной услуги как социально экономической категории
4. Заключение
5. Литература

Работа состоит из  1 файл

Образовательная услуга.docx

— 60.16 Кб (Скачать документ)

Колебания спроса – с сфере услуг сложнее предсказывать поведение потребительского спроса, чем в сфере торговли товарами.

Участие потребителя  услуги в ее формировании – большинство  услуг в современной экономике активного взаимодействия между исполнителем и заказчиком – тем, кто оказывает услуги и ее потребителем.

Непостоянство качества – поскольку процесс  оказания (производства) услуги непосредственно  связан с действиями или деятельностью  людей, то услуги, оказываемые разными  исполнителями, зачастую существенно  разнятся по своему качеству. Качество оказываемых услуг зависит от многих факторов, включая образовательный  уровень непосредственных исполнителей, их профессиональный опыт и т.д. Даже один и тот же человек может осуществлять одни и те же действия по-разному, с различным уровнем качества – на качество может повлиять мотивация, физическая форма, даже настроение и эмоциональный настрой.

Рассмотрим перечисленные  признаки в применении к образовательным  услугам. Все они характерны и для образовательных услуг, однако с определенными особенностями, обусловленными, прежде всего, спецификой образования, не только как экономического, но и как социального, общественного блага.

      Нематериальность  образовательной услуги определяется тем, что само по себе ее нельзя выделить в какой-либо овеществленной форме. Безусловно, какую-то информацию, которая передается от обучающего к обучаемому в ходя оказания образовательной услуги, можно изложить на бумажных или иных носителях, однако, во-первых, носители сами по себе не идентичны информации, которую они содержат, во-вторых, само образование не сводится только к информации. Знания – это информация уже в обработанном виде, прошедшем через осмысление учащегося. Кроме того, сам процесс образования не сводится исключительно к механической передаче информации в ходе обучения, он предполагает задействование определенных методик, приемов, которые помогают учащемуся усваивать информацию и преобразовывать ее в комплекс знаний и умений.

      Несохраняемость образовательных услуг является, пожалуй, не столь очевидной как в случае, например, с услугами туристическими, юридическими и т.п. Может показаться, что образовательную услугу можно сохранить, записав, например, лекцию или урок на аудио или видео носитель. Однако в таком случае записанный материал вряд ли можно назвать собственно услугой – записывается опять-таки определенная информация. Услугой в данном случае будет подготовка данного материала и его предоставления учащемуся. В случае образовательного процесса в виде непосредственного обучения в образовательных заведениях несохраняемость образовательных услуг более очевидна.

      Нетранспортабельность как свойство, характерное для подавляющего большинства услуг, в случае образовательных услуг может не проявляться в полной мере. Разумеется, в большинстве случаев, образовательные услуги потребляются в месте их производства – то есть в месте нахождения учителя/преподавателя. Однако, на взгляд автора, современные технологии трансформируют и саму сущность услуг, в том числе и образовательных, позволяя в определенной степени транспортировать эти услуги на расстояние и даже через государственные границы. Речь идет, прежде всего, о дистанционном обучении, при котором именно сама услуга оказывается на расстоянии. В таком случае услуга будет составлять не просто передачу информации, а именно процесс, при котором помимо передачи информации происходит определенный процесс ее обработки и преподавателем, и учащимся в ходе общения, хотя и опосредованного расстоянием и техническими средствами.

      Если  нетраспортабельность как характерное свойство применительно к образовательным услугам постепенно размывается, то свойство негомогенности в случае образовательных услуг является ярко выраженным. Действительно, сам смысл образовательной услуги – сформировать определенные знания, навыки и умения у обучающегося, что напрямую требует определенной индивидуализации подходов и приемов, используемых в ходя оказания услуг. Даже если на первый взгляд те или иные образовательные услуги кажутся относительно массовыми и серийными, например, образовательные услуги, оказываемые крупным университетом, то даже небольшое углубление в механизм оказания услуг позволяет определить, что даже в таком общей массовой поставке услуг есть внутренняя индивидуализация. Речь идет не только и не столько о разбивке на факультеты, школы и т.д., но и о том, что каждый преподаватель предлагает индивидуальный набор знаний и умений для передачи их учащимся и, если это, конечно, добросовестный преподаватель, он будет индивидуализировать работу с каждым потоком, курсом, учащимся.

      Такие характерные свойства образовательных  услуг как интенсивность труда  и участие потребителя, на взгляд автора, очевидны, и не нуждаются  в дополнительном подробном анализе. Действительно, процесс обучения предполагает участие в нем как поставщика услуг, так и потребителя. Причем вся услуга в итоге оказывается в подавляющем своем объеме именно за счет человеческого труда – работы преподавателей. Только в процессе трансформации знаний и информации сначала самим преподавателем в преподносимый учащимся материал, а затем каждым из учащихся в индивидуальное знание, реализуется образовательная услуга.

      Наконец, непостоянство качества является не просто характерным свойством образовательных  услуг, но и одной из самых главных  проблем всей системы образования. Зависимость от многих параметров, причем ряд из которых не поддается прогнозированию и количественной оценке (например, физическое состояние преподавателя в момент оказания услуги, его настроение и т.п.), делает образовательную услугу «товаром», постоянное высокое качество которого гарантировать практически невозможно.

      Речь  может идти только о его повышении  до как можно более высокой  степени и о нивелировании  всех тех негативных факторов, которые  могут сказываться на качестве образовательных  услуг. В том числе, по мнению автора, необходимо учитывать и те факторы, которые влияют или могут повлиять не только на поставщика, но и на потребителя образовательной услуги. Другими словами, состояние, моральный настрой, даже состояние здоровья и условия жизни учащегося, не говоря уже об обстановке, в которой ему приходится заниматься – все это должно учитываться при формировании политики в области повышения качества образования как такового и образовательных услуг.

      Образовательная услуга – это экономическая и  социально значимая категория, представляющая собой действие или деятельность, в процессе которой одно лицо (исполнитель, поставщик, продавец услуги) передает другому лицу (заказчику, покупателю, потребителю услуги) комплекс информации и знаний, нацеленный на развитие личности, духовный и интеллектуальный рост, овладение профессиональными умениями и навыками, приобщение к опыту человечества, воплощенному в определенных научных, культурных и духовных идеях, концепциях и открытиях. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Образование в современном мире приобретает  особое значение как фактор экономического развития. Образование содействует  повышению экономического и социального уровня жизни индивидуума. Образование является в современном мире одним из основополагающих факторов повышения благосостояния общества, обеспечения национальной конкурентоспособности и устойчивого развития экономики. Как следствие развитие рынка образовательных услуг входит в приоритетные направления политики любого современного государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования. М.: МАКС Пресс, 2007.
  2. Воронин А.А. Экономика образования в новых условиях хозяйствования. М.: НИИВО, 1999. 324 с.
  3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. М.: ИНФРА-М. 2002.
  4. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. 338 с.
  5. Анализ экономики. Страна. Рынок, фирма. По ред. проф. В.Е. Рыбалкина. М.: Международные отношения, 2006. 348 с.
  6. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003. 428 с.

Информация о работе Образование как вид услуг