Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 17:11, реферат
В условиях рыночной экономики деятельность системы образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, выступает как образовательная услуга, принимающая товарную форму и, следовательно, имеющая свою потребительную стоимость и цену и, как любой товар, способная становиться объектом сбыта и маркетинга.
1. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация.
2. Материальное и нематериальное благо.
3. Понятие и сущность образовательной услуги как социально экономической категории
4. Заключение
5. Литература
Колебания спроса – с сфере услуг сложнее предсказывать поведение потребительского спроса, чем в сфере торговли товарами.
Участие потребителя услуги в ее формировании – большинство услуг в современной экономике активного взаимодействия между исполнителем и заказчиком – тем, кто оказывает услуги и ее потребителем.
Непостоянство качества – поскольку процесс оказания (производства) услуги непосредственно связан с действиями или деятельностью людей, то услуги, оказываемые разными исполнителями, зачастую существенно разнятся по своему качеству. Качество оказываемых услуг зависит от многих факторов, включая образовательный уровень непосредственных исполнителей, их профессиональный опыт и т.д. Даже один и тот же человек может осуществлять одни и те же действия по-разному, с различным уровнем качества – на качество может повлиять мотивация, физическая форма, даже настроение и эмоциональный настрой.
Рассмотрим перечисленные признаки в применении к образовательным услугам. Все они характерны и для образовательных услуг, однако с определенными особенностями, обусловленными, прежде всего, спецификой образования, не только как экономического, но и как социального, общественного блага.
Нематериальность образовательной услуги определяется тем, что само по себе ее нельзя выделить в какой-либо овеществленной форме. Безусловно, какую-то информацию, которая передается от обучающего к обучаемому в ходя оказания образовательной услуги, можно изложить на бумажных или иных носителях, однако, во-первых, носители сами по себе не идентичны информации, которую они содержат, во-вторых, само образование не сводится только к информации. Знания – это информация уже в обработанном виде, прошедшем через осмысление учащегося. Кроме того, сам процесс образования не сводится исключительно к механической передаче информации в ходе обучения, он предполагает задействование определенных методик, приемов, которые помогают учащемуся усваивать информацию и преобразовывать ее в комплекс знаний и умений.
Несохраняемость образовательных услуг является, пожалуй, не столь очевидной как в случае, например, с услугами туристическими, юридическими и т.п. Может показаться, что образовательную услугу можно сохранить, записав, например, лекцию или урок на аудио или видео носитель. Однако в таком случае записанный материал вряд ли можно назвать собственно услугой – записывается опять-таки определенная информация. Услугой в данном случае будет подготовка данного материала и его предоставления учащемуся. В случае образовательного процесса в виде непосредственного обучения в образовательных заведениях несохраняемость образовательных услуг более очевидна.
Нетранспортабельность как свойство, характерное для подавляющего большинства услуг, в случае образовательных услуг может не проявляться в полной мере. Разумеется, в большинстве случаев, образовательные услуги потребляются в месте их производства – то есть в месте нахождения учителя/преподавателя. Однако, на взгляд автора, современные технологии трансформируют и саму сущность услуг, в том числе и образовательных, позволяя в определенной степени транспортировать эти услуги на расстояние и даже через государственные границы. Речь идет, прежде всего, о дистанционном обучении, при котором именно сама услуга оказывается на расстоянии. В таком случае услуга будет составлять не просто передачу информации, а именно процесс, при котором помимо передачи информации происходит определенный процесс ее обработки и преподавателем, и учащимся в ходе общения, хотя и опосредованного расстоянием и техническими средствами.
Если нетраспортабельность как характерное свойство применительно к образовательным услугам постепенно размывается, то свойство негомогенности в случае образовательных услуг является ярко выраженным. Действительно, сам смысл образовательной услуги – сформировать определенные знания, навыки и умения у обучающегося, что напрямую требует определенной индивидуализации подходов и приемов, используемых в ходя оказания услуг. Даже если на первый взгляд те или иные образовательные услуги кажутся относительно массовыми и серийными, например, образовательные услуги, оказываемые крупным университетом, то даже небольшое углубление в механизм оказания услуг позволяет определить, что даже в таком общей массовой поставке услуг есть внутренняя индивидуализация. Речь идет не только и не столько о разбивке на факультеты, школы и т.д., но и о том, что каждый преподаватель предлагает индивидуальный набор знаний и умений для передачи их учащимся и, если это, конечно, добросовестный преподаватель, он будет индивидуализировать работу с каждым потоком, курсом, учащимся.
Такие характерные свойства образовательных услуг как интенсивность труда и участие потребителя, на взгляд автора, очевидны, и не нуждаются в дополнительном подробном анализе. Действительно, процесс обучения предполагает участие в нем как поставщика услуг, так и потребителя. Причем вся услуга в итоге оказывается в подавляющем своем объеме именно за счет человеческого труда – работы преподавателей. Только в процессе трансформации знаний и информации сначала самим преподавателем в преподносимый учащимся материал, а затем каждым из учащихся в индивидуальное знание, реализуется образовательная услуга.
Наконец,
непостоянство качества является не
просто характерным свойством
Речь может идти только о его повышении до как можно более высокой степени и о нивелировании всех тех негативных факторов, которые могут сказываться на качестве образовательных услуг. В том числе, по мнению автора, необходимо учитывать и те факторы, которые влияют или могут повлиять не только на поставщика, но и на потребителя образовательной услуги. Другими словами, состояние, моральный настрой, даже состояние здоровья и условия жизни учащегося, не говоря уже об обстановке, в которой ему приходится заниматься – все это должно учитываться при формировании политики в области повышения качества образования как такового и образовательных услуг.
Образовательная
услуга – это экономическая и
социально значимая категория, представляющая
собой действие или деятельность, в процессе
которой одно лицо (исполнитель, поставщик,
продавец услуги) передает другому лицу
(заказчику, покупателю, потребителю услуги)
комплекс информации и знаний, нацеленный
на развитие личности, духовный и интеллектуальный
рост, овладение профессиональными умениями
и навыками, приобщение к опыту человечества,
воплощенному в определенных научных,
культурных и духовных идеях, концепциях
и открытиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование
в современном мире приобретает
особое значение как фактор экономического
развития. Образование содействует
повышению экономического и социального
уровня жизни индивидуума. Образование
является в современном мире одним из
основополагающих факторов повышения
благосостояния общества, обеспечения
национальной конкурентоспособности
и устойчивого развития экономики. Как
следствие развитие рынка образовательных
услуг входит в приоритетные направления
политики любого современного государства.
ЛИТЕРАТУРА